Способ проверки парных согласных на конце слова. Тема урока русского языка:«Способы проверки парных согласных на конце слова Как проверить парные согласные на конце

Валентина Алексеевна Краснова
Способ проверки парных согласных на конце слова

Способ проверки парных согласных на конце слова

Цель : формировать умение обосновывать написание парных согласных на конце слов путём подбора проверочных слов .

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова . Зу., са., кру., дру., заво., фла. ,кра..

Как ?

2) Словарная работа

ДЕВ. ЧКА, З. ВОД, УЧ. НИЦА, М. ДВЕДЬ, П. ЛЬТО

Что объединяет эти слова ? (Они словарные )

Можно ли их разделить на группы? (Да)

(Дети выполняют группировку) .

Проверить гласные , группировки.

Назовите слова с парным согласным на конце слова . (Завод, медведь)

Как проверить парный согласный на конце слова ?

III. Самоопределение к деятельности

На доске записаны слова :

арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)

ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)

Назовите пропущенные буквы, объясните их написание (учащиеся показывают буквы с помощью сигнальных карточек)

Как проверить парный согласный на конце слова ?

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 173 (с. 100)

Найдите в загадке слова , которые нужно проверить .

Подберите к ним проверочные слова устно . Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы , которые мы проверяли .

Упр. 174 (с. 100)

(Слова сравнивают по лексическому значению и по произношению.)

В чём сходство? В чём различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь своё значение).

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа (разноуровневая)

1 уровень

(Слова записаны на доске . Записать слова в тетрадь по образцу :

сад-сады)

арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)

ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)

2 уровень

Исправьте ошибки, рядом напишите проверочные слова .

Сугроп, парус, горот, голубь, берек.

3 уровень

Выпишите из текста слова с парными согласными в конце слова . Рядом напишите проверочные слова

Лес зимой

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз!

- Проверка выполнения самостоятельной работы.

VII. Рефлексия

(Устный диктант с использованием сигнальных карточек)

Загадки :

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Стоит Антошка

На одной ножке. (Гриб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт. (Снег)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

VIII. Итог урока

Закончите моё предложение.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова , надо….

Домашнее задание

Упр. 175. (с. 101)

Публикации по теме:

Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи во второй ранней группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального.

Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.

Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]» Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия». Тема: Дифференциация парных согласных «В – Ф». Цель: 1. Развитие.

Мастер-класс "Лес в конце весны" для детей 5-6 лет. цель: Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе. Задачи:.

Педсовет был посвящён итогам учебного года. Все педагоги в прошедшем учебном году прошли переподготовку по ФГОС ДО, создавали рабочие.

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд

Таз . Слышим звук С - пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.

Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными ()

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Ю…ка, ду…ка, блу…ка, холо…, выста…ка, гла…ки, сне…ки, гря…ь, коро…ка, кру…ка, звоно…, мор….

Проверим, что получилось: юб ка - юбочка, дуд ка - дудочка, блуз ка - блузочка, холод - холодный, выстав ка - выставить, глаз ки - глаза, снеж ки - снежный, гряз ь - грязный, коров ка - коровушка, круж ка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.

Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.

Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег .

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк .

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Kuznetzova.siteedit.ru ().
  2. School.xvatit.com ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.

Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Задачи:

Обучающие

¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;

¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие

¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;

¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь

¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.

¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие

¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование:

¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;

¨ тексты для самостоятельно учащихся;

¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.

Литература:

1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.

2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.

3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.


4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.

Этапы урока

1) Организационный момент – 2 мин

2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.

3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.

4) Закрепление – 10 мин.

5) Самостоятельная работа – 8 мин.

6) Задание на дом – 2 мин.

7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить»

– Как понимаете слова?

– Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным.

Ответы детей.

2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала

– Назовите буквы:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с

– Какие это буквы?

– Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные.

– На какие две группы их можно разделить?

– Звонкие и глухие.

– Чем отличатся звонкие согласные от глухих?

Чистописание

– Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие.

– Дети записываютв тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с

– Чей секрет мы узнаем на уроке?

– Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных.

– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике.

– Попробуйте раскрыть сами.

– Попробуем раскрыть сами.

3. Открытие детьми нового знания

На доске:

ПРУ. –ПРУТИК

ПРУ. –ПРУДЫ

– Догадайтесь какое слово записано.

– Объясните его лексическое значение

– Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

– Какую букву напишем?

– Прут – прутик, напишем букву Т

– Придумайте предложение с этим словом.

– Я длинный прут домой принес.

– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение.

Пруд – пруды, напишем Д

Старый пруд совсем зарос.

–Какой вывод можно сделать?

– Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова.

Это первый секрет.

2) разделим слова на две группы: 1 гр - – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять.

2 гр – слова, в которых согласный произносите четко.

Приложение1

– Дети работают самостоятельно в парах:

Снег – снега

Лед – льды

Мороз – мороз

Сугроб – сугробы

– Назовите слова, которые нужно проверять.

Почему они требуют проверку?

– На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую.

– В каких словах согласный слышится четко? Почему?

В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко.

–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Это второй секрет парных согласных.

4. Закрепление полученных знаний

Откроем учебник на стр.22

1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске)

Дети читают правило.

Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91

Дуб – дубы

Ряды – ряд

Сапоги – сапог

Физкультминутка

Приложение 2

2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее?

3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его.

Медве…ь морко…ь

Жира… арбу…

Ле… виногра…

Дети работают с сигнальными карточками

Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь.

5. Самостоятельная работа учащихся

Приложение 3

Работа с текстом на карточках

Приложение 4

а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы

б) Взаимопроверка работ

в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса.

Дети работают в группах (устно)

Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег.

На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз!

6. Задание на дом

Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь.

7. Итог урока.

Какие орфографические секреты узнали на уроке?

Парный согласный на конце слова надо проверять.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Рефлексия

Выберите утверждение:

· Всё понял, могу помочь другим…

· Всё понял...

· Могу, но нужна помощь…

· Ничего не понял…


Приложение 1

Снег, снег, мороз, сугроб,

Снега, льды, морозы, сугробы

Приложение 4

Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!

Слова для справок:

Лежит искристый снег.;

зимний, снежный пух;

весь в снегу; мороз. .

Приложение 2

Алгоритм

Есть ли в слове на конце парный согласный?

https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif" width="30" height="31 src="> согласного был гласный

Слышим Слышим

звонкий глухой

https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif" width="12" height="27">

пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.