Сценарий мероприятия "международный день родного языка". Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы Почему исчезают языки

Духовное сокровище любой нации – это язык. Самым важным для любого человека является тот язык, на котором он впервые учится разговаривать и узнавать окружающий мир. Это язык детства, язык на котором разговаривают в семье, язык первых взаимоотношений в обществе. С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки можно обойтись в жизни, а без родного языка нет. И это именно так. Язык является фундаментом созревания любой личности, является наибольшим инструментом защиты духовного богатства. Все шаги, направленные на его поддержку и распространение, призваны сохранить разнообразие языков на этой планете, защитить традиции разных народов. Язык укрепляет солидарность, которая базируется на терпении, взаимопонимании и диалоге. Цивилизованное общество пытается декларировать принципы гуманности и справедливости. Признание международным сообществом острой необходимости защищать разнообразие культур планеты, важнейший компонент которых это язык, - один из главных шагов в этом направлении.

История происхождения международного дня родного языка

С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.

Угроза исчезновения различных языков

На данный момент, в мире насчитывается около 6 тысяч языков. Ученые предупреждают, что в ближайшие десятилетия почти 40% из них могут полностью исчезнуть. А это является огромной утратой для всего человечества, потому как каждый язык, это уникальное видение мира. Девид Кристал, один из известных экспертов в вопросах языка, автор популярной книги «Языковая смерть», считает, что языковое многообразие – это оригинальная вещь и потеря любого языка делает наш мир беднее. Каждый раз, когда теряется язык, вместе с ним теряется уникальное видение мира. Организация ЮНЕСКО - это тот орган, который взялся поддерживать разные языки, как определение культурной принадлежности личности. Кроме того, по мнению этой организации, изучение нескольких иностранных языков является ключом к пониманию между людьми и взаимному уважению. Каждый язык, является духовным наследием нации, которое необходимо беречь.

Со слов гендиректора ЮНЕСКО Коихиро Мацуура: «Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями».
Для того чтоб язык не исчез на нем должны говорить хотя бы 100000 человек. Всегда так было, языки возникали, существовали и умирали, порой бесследно. Но никогда раньше они не исчезали так стремительно. С развитием научно-технического прогресса, национальным меньшинствам стало тяжелее добиться признания их языков. Язык, несуществующий в интернете, больше не существует как таковой для современного мира. 81% страниц во всемирной паутине публикуются на английском языке.
В Европе, в ближайшее время могут исчезнуть почти пятьдесят языков. В некоторых регионах Азии ощущается влияние китайского языка. В Новой Каледонии давление французского языка довело до того, что из 60 тысячи коренных жителей острова, 40 тысяч - забыли родной язык. В Южной Америке вследствие колонизации XVII-XX ст. исчезло 1400 языков, в Северной Америке «цивилизационные процессы» обернулись уничтожением в XVIII ст. 170 языков, в Австралии - в XIX-XX ст. исчезло 375 языков.
Известны случаи в истории человечества, когда язык становится заложником или даже жертвой политических интересов государств и противостояний наций. Язык используется как инструмент влияния на народ, является элементом борьбы за сферы влияния и территорию.
Язык умирает, когда следующее поколение теряет понимание значения слов (В. Голобородько). Если люди говорят только на одном языке, то часть их мозга развивается меньше, а творческие способности ограничены. Меры по сохранению языкового многообразия.
Для сохранения многообразия языков, ЮНЕСКО осуществляет целый комплекс мероприятий. Например, запущен и профинансирован проект лингвистического разнообразия в интернете, который предусматривает введение большого количества контента на редких языках. А также, внедрение специальной автоматической системы перевода с них. По инициативе ЮНЕСКО организован портал, предоставляющий доступ к знаниям тем слоям населения, которые находятся в неблагополучных условиях. ЮНЕСКО идет навстречу государствам, которые берегут свое духовную уникальность и самобытность, обеспечивая качественное изучение иностранных языков. Программа MOST работает над занятиями, предназначенными способствовать равноправию между разными этническими группами. Целью ее является решение и недопущение конфликтов на этнической почве. Тем не менее, как указывает ЮНЕСКО, сейчас, такие могучие языки современности как русский, английский, китайский, французский и испанский, с каждым днем сильнее вытесняют остальные языки со сферы общения.
В разных странах создаются общественные организации, главными задачами которых является идентификация разных народов, защита прав и свобод языков меньшинств. Такие организации объединяют людей разных профессий, неравнодушных к судьбе своего языка. Познание мира через национальное слово подобно генам. Язык передается из поколения в поколение и эта наследственность не только в рамках семьи, а в рамках всего народа. Родной язык необходимо оберегать как свое будущее, помня первоначальное значение слов. Античные мудрецы утверждали: «Говори - и я тебя увижу». Абсолютно очевидно, что сохранить родной язык может именно его носитель.

Празднование 21 февраля в мире.

Среди мероприятий, посвященных празднованию 21 февраля в мире, проводятся обучающие семинары, выставки аудиовизуальных материалов по преподаванию различных языков, вечера поэзии на родном языке, литературные фестивали, круглые столы, чествование поэтов-борцов за родной язык. Также проходят конкурсы для выявления лучшего учителя родного языка и определения лучшей успеваемости по изучению языков между школьниками или студентами. По случаю праздника в этом году в России, прошел день открытых дверей в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Каждый язык является уникальным, он отображает менталитет и традиции народа. Самое главное, что молодежь интересуется культурой разных народов. Это развивает не только интеллектуально, но и духовно. Позитивным моментом является то, что такой праздник уважения к родному языку принят на международном уровне.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

На международном уровне проблема сохранения национальных языков в центре внимания. Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. На территории Республики Коми на протяжении многих десятилетий единой семьей проживают более 80 национальностей. Объединяющим началом в многоязычном пространстве нашей страны является язык большинства населения – русский. Познание языка приводит к пониманию духовных родовых корней, эмоционально-нравственных основ всей культуры. День родного языка – хороший повод, чтобы вспомнить о его значении.

Тема: День родного языка

Цель: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества.

Задачи:

  • формирование культуры личности, гражданственности;
  • развитие языкового вкуса;
  • формирование культуры общения, как части общей культуры человека;
  • оживление интереса к родному языку, привлечение внимания к проблемам современного русского языка;
  • сплочение детей и родителей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • привитие любви и уважения к окружающим людям, к родному языку, родному краю, через совместную творческую деятельность.

Форма: познавательно-игровая программа

Место проведения: кабинет начальных классов

Возраст учащихся: 10 – 11 лет

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • 3 магнитные доски (белые);
  • пять сарафанов для девочек;
  • народные костюмы (башкиры, украинцы, коми)
  • нарисованное лицо человека (А1);
  • нарисованные части к лицу: нос, глаза, рот, уши;
  • 3 картинки стволов деревьев;
  • карточки: КОМИ ЯЗЫК, РУССКИЙ ЯЗЫК;
  • карточки с пословицами;
  • листья к деревьям (на обратной стороне написаны слова);
  • Атлас языков мира;
  • фраза на зеленом листе бумаги (Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …);
  • фразы на желтых листах бумаги (писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

План мероприятия

  1. Вступительное слово.
  2. История происхождения праздника.
  3. Атлас языков мира.
  4. Государственный язык огромной страны.
  5. Достоинства русского языка.
  6. Выступления на родном языке:
    • Исполнение народной песни башкирами.
    • Чтение стихотворений украинцами.
    • Инсценирование коми басни.
  1. Изучаем слова на коми языке. Игра.
  2. Работа по группам «Особый характер слов».
  3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущий учитель + весь класс: Здравствуйте! Добрый день! Мы рады приветствовать сегодня в этом классе наших замечательных гостей и любящих родителей. Мы рады всем вам! У всех у нас прекрасное настроение. И мы думаем, что такое же у вас!

– Тогда мы начинаем? (класс отвечает – начинаем ). Сегодня вместе с ребятами активное участие принимают родители. Спасибо вам большое за сотрудничество!

– Тема нашего сегодняшнего классного мероприятия посвящена Дню родного языка. Сегодня мы узнаем, что это за праздник и для чего он отмечается.

Ведущий ребенок:

Что за праздник нынче мы отмечаем,
Все вместе, радостно встречаем?

Ведущий учитель: Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

– Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей )

Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произноситсядетям на ушко )

– О чем пытались договориться эти люди? (класс пробуют ответить)

– Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.

– А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии – на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).

Ведущий ребенок: Интересно, а сколько языков на нашей планете?

Ведущий учитель: Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.

Ведущий ребенок: Вот это да! Столько языков! А откуда их так много появилось?

Ведущий учитель: Вы действительно это хотите знать? (дети хором: ДА!)

– Тогда слушайте.

– Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг – друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.

Ведущий ребенок: А почему возникла идея создания такого дня?

Ведущий учитель: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

– В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча. Он был последним, кто знал язык индейского племени Сиу. Правда перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего народа, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко. Чаще всего, язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями.

Ведущий ребенок: Да… Как и исчезающие виды животных, языки стремительно вымирают, и, чтобы выжить нуждаются в нашей поддержке и заинтересованности.

Ведущий учитель: Языковеды пытаются не упустить время и успеть задокументировать то множество языков, которое пока еще сохраняется. Ведь, по мнению ученых через сто лет исчезнут от 3 до 6 тысяч ныне существующих языков. Международный день родного языка отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения осведомлённости о языковых и культурных традициях.

Ведущий ребенок: Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. А куда заносят исчезающие виды языков?

Ведущий учитель: Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.

Вот некоторые примеры: (показ книги )

– А чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. Исчезают языки. В России в 1917 году насчитывалось – 193 языка. Сейчас -174.

пословицы

Ведущий ребенок: Тогда наша задача – сохранить находящиеся под угрозой исчезновения языки и бережно относиться ко всему разнообразию человеческих культур.

Ведущий учитель: Да, ведь именно благодаря языку продолжают жить традиции народов, пробуждается интерес к познанию мира. Именно язык объединяет людей независимо от места и времени их проживания.

Ведущий ребенок: А что объединяет нас?

Ведущий учитель: Действительно, что нас может объединять? (ответы детей: учимся в одной школе, живем в одном городе, стране, говорим на одном языке – русском) .

– Правильно, но главным, объединяющим нас элементом, является именно язык – русский язык.

– Кстати, примите к сведению: во всем мире более 350 млн. человек понимает по-русски, из них для 170 млн. он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн. иностранцев изучает русский язык. Он – язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он – язык великой литературы. Он – язык, на котором были произнесены первые слова в космосе. Он – язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.

Ученик 1

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2

Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 4

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ведущий учитель: Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

– Красоту и многогранность русского языка мы можем увидеть и в народном творчестве. Вот как народ воспевал приход весны (девочки исполняют народную песню )

Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью:
С льном высоким, с корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!

У меня ль во садочке,
У меня ль во прекрасном.
Люшеньки люли, Люшеньки люли,
Хорошо пташки пели,
Хорошо распевали.
Люшеньки люли, Люшеньки люли.

– Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в русском народном творчестве. Одним из видов такого творчества являются пословицы и поговорки. У всякого народа множество пословиц, призванных выражать основные жизненные принципы. И все-таки, одними из самых метких, поучительных являются русские пословицы.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! – говорил А.С.Пушкин.

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы, продолжите их, объясните смысл (ребята работают по группам)

  1. Хочешь есть калачи – …. (не сиди на печи)
  2. Красна птица пером, … (а человек умом)
  3. Нет лучше дружка, … (чем родная матушка)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.

  1. дело – смело (Кончил дело, гуляй смело.)
  2. перо – топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
  3. дело – время (Делу – время, потехе – час.)

– Молодцы! Действительно, «Пословицы наши краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» так писал о русских пословицах М.Горький. Не случайно язык называют кладовой знаний и мудрости народа.

– Еще одно из лучших свойств русского языка – возможность выразить тонкие оттенки с помощью бесчисленного количества суффиксов, чего нет в других языках.

– Например, возьмем слово «ЛОШАДЬ». И попробуем добавить к данному слову разные суффиксы.

  • маленькое, веселое, очаровательное существо – ЛОШАДК А
  • усталая рабочая лошадь, весьма пожилая – ЛОШАДЁНК А
  • ласково лошадь мы назовем – ЛОШАДУШК А

– Так, что нам с вами остаётся гордиться, что русский – наш родной язык.

– В мире много народов, все они говорят на разных языках, но каждый человек ценит свой родной язык, бережёт его, лелеет и каждый имеет право свободно говорить на своем родном языке.

– Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

– В настоящее время стало бесспорным утверждение, что главным богатством любой территории является её население. На территории Республики Коми проживает более 80 народов. В нашем классном коллективе встречаются представители разных национальностей: башкиры, татары, украинцы, коми, чуваши, мордвины, русские. И у каждой свой неповторимый по красоте и звучанию язык. Некоторые семьи подготовили выступление на своем родном языке. Давайте послушаем их.

БАШКИРЫ – исполняют народную песню.

Физминутка: движения башкирского танца

УКРАИНЦЫ – читают стихи на родном языке.

КОМИ – инсценируют басню на коми языке.

– Ребята, вы узнали этот язык? Правильно, это язык коми народа – коренного населения Республики, в которой мы с вами живем. Кстати, примите к сведению. В Республике проживает 975 000 человек, из них только коренного населения 264 464 человека. 2009 год в Республике был объявлен годом коми языка, и это не случайно, ведь по Конституции Республики Коми государственными языками являются не только русский, но и коми.

– Ребята, вы обращали внимание, что на зданиях города имеются вывески, написанные на двух языках – русском и коми (да, нет).

– Давайте посмотрим на некоторые из них (показ вывесок: на здании администрации города, на жилых домах, на здании школы, на здании хлебного магазина).

– А сейчас мы с вами попробуем выучить несколько слов на коми языке (учим слова: рот, глаза, нос, уши ). Показываем на себе часть лица, о которой идет речь, и произносим это слово по коми.

голова – ЮР, рот – ВОМ, нос – НЫР, ухо – ПЕЛЬ, глаз – ЩИН

Игра «Создаём лицо» (учитель называет часть лица по коми, тот, кто вспомнил, что значит это слово, прикрепляет часть к лицу на доске ).

– Обычно под родным языком, понимается язык, который человек усваивает с раннего детства. Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего, слова этого языка, а их великое множество. Как мы не можем сосчитать листья на дереве, так и трудно подсчитать количество слов. Но у каждого слова есть свой особый характер, свое значение.

(Класс работает по группам. В каждой группе присутствуют родители).

– У каждой группы есть небольшое деревце. «Озеленить» его вам помогут листочки со словами разного значения и характера. Будьте внимательны при выборе слов для своего дерева.

1 группа (существительные)

2 группа (прилагательные)

3 группа

(глаголы)

Солнце, мама, тепло, Родина, добро, друзья, дом, семья, мир,

радость, творец.

Красивый, ласковая, теплый, счастливая, умный, солнечный, торжественный, родной, вежливые, уважающий,

Ябеда, оружие, слезы, войны, предательство.

Ужасный, завистливый, разъяренный, трусливый, наглый.

Бояться, обижать, врать, ненавидеть, оскорблять.

(каждая группа зачитывает слова)

– Почему вы выбрали именно эти слова? – каждая группа дает свой ответ (добрые; понравились; хотим, чтобы эти слова чаще встречались в нашей жизни; вызывают положительные эмоции; приятно проговаривать; можно нарисовать только светлыми красками; хочу, чтобы все эти слова относились ко мне…).

– А какие слова вы не взяли? (ответы )

– Чем больше в нашей речи будет красивых и теплых слов, тем мы с вами будем добрее…

– К сожалению, в современном мире все чаще и чаще используются грубые, матерные слова, которые засоряют наш язык.

Ученик

О мой родной, святой язык!
Тебя корежить я привык,
Тебя привык я обижать,
Людей тобою унижать.
Тобою Пушкин говорил, -
Тобою Лермонтов творил,
А я обидел. Я предал,
На поругание отдал.
А кто я? Просто глупый сын.
И, к сожаленью, не один.
Но ты прости нас. Не кори.
Своим сияньем озари,
И сохраним мы как завет
В своих речах культуры свет!

– А задумывались ли вы, зачем нам необходимо изучать язык? (ученики делают свои выводы и ответы прикрепляют на доску).

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…(на доске)

(писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

– Правильно. Язык – духовное богатство народа. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.

– А для чего так необходим этот день? (чтобы люди вспомнили о языках, родном языке, чтобы уважали другие языки, берегли его, не дали исчезнуть, чтобы язык жил для других поколений)

– Язык – это учитель, который нас учит, и будет учить, если бережно к нему относиться и прилежно изучать. Языки у народов разные, но отмечая 21 февраля Международный День родного языка, хочется сделать такой вывод:

Ученик:

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка,
Нету человека!

Ученик:

Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку,
Должно быть большое рвенье!

– Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нем, любите его, изучайте его!

– Всем, большое спасибо!

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Родной язык, родная речь,
Он с детства рядом с нами,
Он в нежном шепоте листвы,
В словах отца и мамы.

Он в сказках, песнях и стихах,
В присяге он и в гимне
И без родного языка
Любой народ погибнет.

Я в день родного языка
Желаю вам его хранить,
Могли, чтоб дети после нас
С землей родною говорить.

Родной язык ценить нам нужно,
Ведь мы беречь его должны!
Учить язык давайте дружно,
Ведь это важно для страны!

Пусть будет наша речь прекрасна,
Давайте грамотно писать
И мысли, и идеи ясно
Всегда друг другу выражать!

С Международным днем
Родного языка
Поздравлю всех,
Живущих на планете,
На нем с тобою говорит земля,
И с колыбели слышат его дети.
Желаю вам язык родной беречь,
В нем сила и душа народа,
Свободной песней
Льется пусть родная речь,
Прокладывая путь через века и годы.

Родной язык - твоя земля,
На нем говорят леса и поля.
Плавно на нем река говорит,
Гудок парохода в ответ ей вторит.

На нем колыбельную мама поет,
Ребенок родную речь узнает.
Без языка не бывает народа,
Поздравлю я с днем языка вас родного.

Народы живут на планете большой,
Пусть все берегут язык свой родной.
Чтоб сохранить его для детей
И говорить с землею своей.

Международный день родного языка
Я поздравляю с этой славной датой,
Желаю вам лексически всегда
Быть грамотным, подкованным, богатым.

Звучит всегда пусть чисто ваша речь,
Слова плохие ее пусть не испортят,
Язык родной поможет возразить
И настоять уверенно и твердо.

День родного языка
Нынче отмечается,
Пусть на долгие века
Речь родная славится!

Чётко правила учи,
Пусть запоминаются,
И от всех дверей ключи
Вмиг тебе достанутся!

Сегодня День родного языка,
А потому хочу я вам сказать:
Чтоб жизнь была прекрасна и легка,
Родной язык любой обязан знать!

Желаю, чтоб язык наш процветал
И с каждым годом только развивался,
Чтоб он повсюду правильно звучал
И новыми словами пополнялся!

Народом дружно отмечаем,
Мы день родного языка,
И всех сегодня поздравляем,
Учить его должны всегда!

Не забывать, и вечно помнить,
И правила все повторять,
Язык родной нам очень важен,
Должны его мы уважать!

Без родного языка
Жизнь была бы нелегка.
Как тогда нам выражаться?
А в любви как признаваться?

С языком нам повезло,
Он красивый всем назло,
Как алмаз должны беречь
Мы свою родную речь!

Весь мир сегодня отмечает
День родного языка!
От души и поздравляю
С этим праздником тебя!

Наш язык - большая ценность,
Нужно нам его беречь.
Как алмаз, как драгоценность
От дурного каждый миг стеречь.

Поздравлений: 74 в стихах, 9 в прозе.

Во всем мире 21 февраля человечество отмечает День родного языка. Именно с его помощью люди способны выразить красочно и ярко все свои мысли, переживания, эмоции, превращая их в песни, стихотворения или прозу. Это и составляет основу культурного наследия нации, которую желают познать многие другие народы.

Чтобы показать, насколько важно уважать и изучать иностранные языки, Генеральная ассамблея решила учредить этот праздник и назначила дату – 21 февраля. Толчком к принятию такого решения стала просьба ЮНЕСКО о создании этого праздника с целью развить в людях стремление к многоязычию и уважению других языков.

Для россиян День родного языка – это способ выразить признательность и благодарность всем творцам российской истории. Ведь за все времена на нашей территории существовало приблизительно 193 языка, со временем эта цифра снизилась до 40-ка.

Сегодня в честь праздника многие учебные учреждения проводят соревнования, в которых нужно написать стихотворение, прозу либо сочинение на любом понравившемся языке, где победитель получает заслуженную награду. Также в культурных кругах принято проводить литературные вечера, творческие фестивали, на которых молодые и опытные поэты делятся своими произведениями.


Международный день родного языка 2020 - поздравления

Родного языка прекрасней нет,
И от души хочу я пожелать –
Его любите много-много лет,
И чтобы никогда не забывать,

Общайтесь вы на языке родном –
Ведь он, порою, ключ от всех дверей!
Родной язык – как светлый отчий дом,
Нет языка чудесней и нежней!

Как мать, прекрасен он, как мать, один!
Ценить его должны и уважать!
Родной язык… есть тысяча причин,
Чтоб никогда его не забывать!

Что ближе есть родного языка,
И что на свете есть его роднее?
Так близкие, чудесные слова
И сердце нам, и душу очень греют!

Родной язык… Для каждого – он свой.
Но он звучит всегда светло и нежно.
Так пусть же не обходят стороной
Тебя любовь, и радость, и надежда.

Цени ты то, что рядом есть с тобой.
Люби ты тех, кто в жизни помогает.
И уважай всегда язык родной –
Пускай он в твоем сердце расцветает!

В День родного языка
Я желаю, что всегда
Твой родной язык звучал,
Чтоб его не забывал!

Пусть удача в жизни ждёт,
В дверь успех пускай войдёт!
И родной язык несет
Тебе новый в жизни взлет!

Пожелаю я чудес,
Повод чтоб грустить исчез.
Ты родной язык цени –
Сбудутся мечты твои!

Открытка на Международный день родного языка 2020

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

Международный день родного языка ежегодно принято отмечать в мире 21 февраля. Учрежден этот праздник был 17 ноября 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО, а отмечать его начали с февраля 2000 года. Основной задачей праздника "Международный день родного языка" можно назвать содействие языковому и культурному разнообразию в мире.

Напомним, что 2008 год был объявлен в резолюции Генеральной Ассамблей ООН Международным годом языков, а 2010 год стал Международным годом во имя сближения культур.



Языки принято считать самым эффективным инструментом, позволяющим сохранить и развивать материальное и духовное наследие любой нации. Сегодня в мире насчитывается около 6 тысяч языков. По данным ЮНЕСКО, уже в ближайшее время примерно половина из них могут лишиться своих последних носителей и полностью исчезнуть.

Около 80 % африканских языков вообще не имеют письменности. Тенденция вымирания языков в будущем будет только усиливаться.


Язык может выжить, если на нем будут говорить хотя бы не менее 100 000 человек. Языки исчезают не только в современном мире, это происходило всегда, иногда вымершие языки не оставляли даже следа. Однако никогда прежде языки не исчезали так быстро. Очень часто к вымиранию языков приводило стремление правителей добиваться единства своей страны, для этого они должны были заставить народ использовать один общий язык.

Одной из важнейших целей Международного дня родного языка является защита исчезающих языков. Проблема исчезновения языков является очень актуальной сегодня, ведь в мире в настоящее время каждый месяц исчезает примерно по два языка.

Появление новых технологий привело к тому, что национальным меньшинствам становится все сложнее добиваться признания своих языков. Это связано с бурным развитием Интернета во всем мире. А сегодня считается, что язык, который в Интернете не представлен, как бы и не существует вовсе. Подсчитано, что в Интернете около 81 % всех страниц выполнено именно на английском языке. С огромным отрывом за ним следуют немецкий и японский, французский, испанский и скандинавские языки.


ЮНЕСКО был даже создан специальный портал для национальных меньшинств, находящихся в неблагоприятных условиях. Он позволяет этим людям получать доступ к знаниям человечества и образованию.

Значение родного языка

Язык представляет собой систему звуковых и письменных символов, которые используются людьми с целью передачи их мыслей и чувств. Ученые в основном сходятся во мнении, что возник язык примерно около полумиллиона лет тому назад. Однако до сих пор никто из них не может с уверенностью объяснить, как именно произошло его зарождение. Все языки на нашей планете являются приблизительно равными по структурной сложности.

Наше материальное и духовное наследие развивается и сохраняется именно благодаря им. Каждый язык является уникальным в своем роде, поэтому представляет собой очень большую культурную ценность, которую мы обязаны постараться сохранить как можно дольше.


Любые шаги, направленные на распространение родных языков, способствуют языковому разнообразию и многоязыковому образованию. Люди по всему миру должны более полно знакомиться с языковыми и культурными традициями своих стран. Это позволяет укрепить солидарность, основанную на взаимопонимании и диалоге.

Родному языку необходимо уделять очень большое внимание, т.к. он является инструментом общения, размышления и восприятия, описывает наше видение мира. Кроме того, язык также способен отражать связь между прошлым, настоящим и будущим, служит средством выражения творчества.

Родной язык накладывает уникальный отпечаток на каждого из нас с момента рождения. Кроме родного, человек может также овладеть и иностранными языками. Это позволяет нам знакомиться с другой культурой и другим мировосприятием. В каждом языке есть уникальные выражения, отражающие менталитет и обычаи говорящего на нем народа. Человек постигает свой родной язык еще с младенчества. Еще в утробе матери ребенок уже слышит речь. Когда он рождается, он постепенно начинает говорить на том языке, на котором говорят окружающее его в семье люди.

Можно сказать, что родной язык формирует наше сознание в рамках культуры, которая в нем заложена.

Однако наукой доказано, что, если человек говорит только на одном языке, то часть его мозга развивается меньше, а творческие способности также не развиваются в полной мере. Поэтому изучение иностранных языков очень полезно для нашего развития. Нужно отметить при этом, что детям усваивать иностранные языки гораздо проще, чем взрослым.

Традиции на праздник 21 февраля


В этот праздничный день 21 февраля, в Международный день родного языка, в Штаб-квартире ЮНЕСКО и ее филиалах, расположенных по всему миру, проводятся различные выставки, концертные мероприятия и презентации, посвященные языкам.

Для защиты языков ЮНЕСКО планирует даже создать систему превентивного мониторинга. Эта система поможет отслеживать состояние тех языков, которым угрожает полное исчезновение, а также будет способствовать улучшению ситуации.

Нужно отметить, что дата празднования совпадает с датой праздника, который отмечается в Бангладеше в память о кровавых событиях середины прошлого века. Тогда, в 1952 году сторонники того, чтобы бенгальский язык был признан официальным языком восточного Пакистана, подверглись жестокой расправе со стороны пакистанской полиции.

В нашей многонациональной стране насчитывается большое количество разных языков. При этом 136 из них в 2009 году были признаны ЮНЕСКО находящимися под угрозой исчезновения.

В разных городах нашей страны к празднику 21 февраля - Международному дню родного языка - стараются приурочить различные мероприятия и акции по защите русского языка.


Очень многим не нравится сегодняшняя ситуация, которая сложилась вокруг современных средств массовой коммуникации. Все они широко используют ненормативную лексику, слэнг, уголовную лексику, огромное количество иностранных слов и т.п. Все это способствует загрязнению русского языка.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в