Южная америка. Географическое положение и история исследования Южной Америки. Презентация по географии географическое положение южной америки














Панамский канал Судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Расположен на Панамском перешейке на территории Панамы. Длина 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну. Среднее время прохода судна - 9 час.




Христофор Колумб, 12 октября 1492 г. Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Положил начало открытию Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Открыл все Большие Антильские острова центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова, а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки. Всего совершил 4 путешествия к Америке: 1-е – 3 августа 1492 г. – 15 марта 1493 гг, 2-е – 25 сентября 1493 г. – 11 июня 1496 гг., 3-е – 30 мая 1498 г. – 25 ноября 1500 гг., 4-е – 9 мая 1502 г. – ноябрь 1504 г.


Америго Веспуччи, 1507 г. Америго принимал участие в снаряжении экспедиций Колумба, был знаком с ним. Успехи Колумба внушили ему мысль оставить торговое дело, чтобы познакомиться с новыми землями. В письмах знатным друзьям, Веспуччи описывал свои путешествия и географические открытия. Кроме писем Веспуччи издавались и много книг, дневников его путешествий. Реклама сделала своё дело – именно его имя стали связывать с вновь открытым материком, и в 1507 г. картограф Вальдземюллер приписал открытие нового континента, сделанное Колумбом, Веспуччи и назвал его Америкой, а в 1538 г. Меркатор назвал этим именем и северную часть материка.


Нуньес де Бальбоа, 1510 г. Испанский конкистадор, который основал первый европейский город в Америке и первым из европейцев (во главе отряда из 190 испанцев и 600 индейцев- носильщиков) вышел на берег Тихого океана. Бальбоа первым из испанцев стал наведываться вглубь материка в поисках золота и рабов. Для получения у индейцев необходимых ему сведений он не брезговал ни посулами, ни пытками. Особенный ужас туземцам внушали собаки, которые по команде конкистадора могли разорвать на куски любого.


Франциско де Орельяно, г. Один из первых конкистадоров, участвовавших в завоевании Перу. Первым прошел по Амазонке из восточного Перу до устья этой великой реки.


КОНКИСТАДОРЫ (исп. ед. ч. conquistador - завоеватель, покоритель), участники Конкисты, то есть завоевательных походов европейцев (в основном испанцев) в Новый Свет: морских - в Вест-Индию, на Филиппины, вдоль берегов Северной и Южной Америки; сухопутных - в глубь обоих материков. Эрнан Кортес - испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков Франсиско Писарро – испанский конкистадор, завоевавший империю инков и основавший город Лима в 1501-ом году Васко Нуньес де Бальбоа выходит к побережью Тихого океана


Александр Гумбольдт, 1799–1804 годы путешествий Собрал и обобщил совместно с франц. Ботаником Эме Бонпланом большой географический материал об особенностях природы Южно-Американского континента. Обосновал идею высотной поясности на примере Анд, описал природу холодного течения у западных берегов, геологическое строение отдельных территорий.


Николай Иванович Вавилов, гг. Русский ботаник, растениевод, генетик, географ и организатор науки. Установил на материке древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений. Экспедиция в Южную Америку продолжалась 3 года.


Географическое положение материка Крайние точки: Северная – м. Гальинас Южная – м. Фроуард Западная – м. Париньяс Восточная- м. Кабу-Бранку Протяженность: с севера на юг – по 7350 км с запада на восток – по 4900 км Пересекается: экватором южным тропиком


1. Окраинные части Антарктиды пересекаются:

а) экватором;

б) Северным полярным кругом;

в) Южным полярным кругом;

г) Южным тропиком.

2. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:

а) Кук и Лазарев; в) Уилкс и Росс;

б) Шеклтон и Моусон; г) Амундсен и Скотт.


3. В основании большей части Антарктиды лежит:

а) древняя платформа;

б) область древней складчатости;

в) область молодой складчатости.

4. Наибольшая мощность ледникового купола отмечается:

а) у побережий;

б) в центре материка.


5. Главной причиной малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе, является:

а) маленький угол падения солнечных лучей;

б) высокая отражательная способность поверхности;

в) наличие полярной ночи.

6. Климат центральной части материка отличается от климата побережий:

а) более высокими температурами и большим количеством осадков;

б) более высокими температурами и меньшим количеством осадков;

в) более низкими температурами и большим количеством осадков;

г) более низкими температурами и меньшим количеством осадков.


7. Среди представителей животного мира в Антарктиде отсутствуют:

а) хищники;

б) травоядные.

8. Особые климатические условия антарктических оазисов формируются вследствии действия:

а) внутреннего тепла Земли;

б) солнечного тепла;

в) деятельности человека.


9. Полюс холода Антарктиды расположен:

а) на станции «Восток»;

б) на Южном полюсе;

в) на леднике Росса;

г) на станции «Мирный».

10.Самые крупные пингвины в Антарктиде:

б) королевский;(императорский)

в) Магеллана.


  • Экватор проходит почти посередине;
  • Самый сухой материк;
  • Самый влажный материк;
  • Самый малонаселенный материк;
  • Самый маленький по площади материк.
  • Самый жаркий материк;
  • Занимает по площади второе место;
  • Самая длинная горная цепь на суше;
  • На материке протекает много полноводных рек;
  • Находится самая большая пустыня мира

Физико-географическое положение и история открытия Южной Америки

Площадь Южной Америки 18 млн.кв.км.


Южная Америка – материк многих природных рекордов.

  • Анды – самая длинная горная цепь на суше

Амазонка – самая полноводная река в мире.

Амазонская низменность – самая большая равнина суши









Крайние точки материка

  • Северная – м. Гальинас
  • Южная – м. Фроуард
  • Западная – м. Париньяс
  • Восточная – м. Кабу-Бранка

Определить координаты крайних точек.

Определить протяжённость материка с запада на восток по 10 ю.ш. и с севера на юг по 70 меридиану з.д.


  • Какие океаны омывают материк;
  • Какие крупные острова расположены вблизи материка;
  • Какие проливы, заливы расположены у берегов Ю. Америки;
  • Наивысшую точку материка;
  • Какие вулканы расположены на материке

Сравнить физико-географическое положение.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

1.Отношение к экватору

Африка

2.Отношение к нулевому меридиану

Вывод о сходстве и различии ФГП

3.Отношение к другим материкам

4.Отношение к океанам

5. Природные зоны


Домашнее задание

  • Параграф 35,
  • Заполнить таблицу

Путешественник

Разделы: География

Класс: 7

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
    • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
    • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
    • познакомиться с историей открытия материка.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
    • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
    • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка? (слайд 29)

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2 )

(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2 )

Практическая работа № 11

« Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору Большая часть материка расположена в южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора
Отношение к нулевому меридиану Находится в западном полушарии Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе
Отношение к другим материкам На севере граничит с Северной Америкой На севере граничит с Евразией
Отношение к океанам На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)

(слайд 33) Вывод.

III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV. Итоги урока (слайд 36)

V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».

VI. Рефлексия (слайд 38)

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)

Список используемой литературы (слайд 42):

  1. Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
  3. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2004г.
  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.: «5 за знания», 2006г.

Слайд 2

Цели и задачи урока:

Познавательные: рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки; сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу; сравнить ФГП Южной Америки и Африки; Развивающие: продолжить формирование умения определять географическое положение материка; учиться работать с контурной картой, атласом; развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия. Воспитательные: воспитание любознательности; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Слайд 3

Оборудование

карта полушарий; физическая карта Южной Америки; атласы; контурные карты.

Слайд 4

Формы проведения урока

Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; практическая работа учащихся по определению географического положения Южной Америки и обозначению береговой линии материка; Практическая работа – сравнение географического положения Южной Америки и Африки;

Слайд 5

Изучение темы

Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь находится самая длинная горная цепь, самая высокая вершина западного полушария, самое высокогорное озеро, самая большая низменность, самый обширный массив вечнозелёных лесов, самая полноводная река. С сегодняшнего урока вы начнете узнавать много нового и интересного о этом материке. Узнаете её природу, своеобразие, страны и народы населяющие их. Тема нашего урока –“Географическое положение Южной Америки”. (Записать тему в тетрадь.)

Слайд 6

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Слайд 7

Береговая линия

Своими очертаниями материк похож на гроздь винограда, которая висит на Панамском перешейке. Береговая линия проста – ни одного крупного залива, полуострова. Лишь на севере вдаётся Венесуэльский залив с одним озером-лагуной – Маракайбо, на юго-востоке находится устье реки Парана – залив Ла-Плата, мало островов, кроме юго-востока и юго-запада.

Слайд 8

Задание I

Используя карты, найти все объекты, которые упоминались в предыдущем слайде и нанести их на контурной карте Южной Америки; Нанести на контурной карте: острова Огненная Земля, Фолклендские, Галапагосские; проливы: Магелланов, Дрейка.

Слайд 9

Географическоеположение

Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.