Основным занятием древних аравийцев являлась. Древние государства аравийского полуострова. Рыболовство и морские промыслы

Вопрос 1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Ответ. Большую часть Аравийского полуострова составляют пустыни. Здесь жарко и идёт мало дождей. Большая часть населения (арабы-бедуины) занимались скотоводством. Передвигались они в основном на верблюдах, лошадей в пустыне могли содержать только очень богатые люди. Через полуостров проходили важные торговые пути, по которым караваны перевозили грузы. Арабы за плату охраняли караваны, давали им верблюдов или сами были погонщиками. В некоторых местах среди пустыни попадались оазисы. Жители оазисов занимались земледелием, выращивали фрукты и обменивались продукцией с жителями пустыни.

Вопрос 2. Что способствовало объединению арабских племён?

Ответ. Арабские племена объединил ислам, в одно государство племена собрало войско Мухаммеда.

Вопрос 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Ответ. Мусульманин ответил бы чётко: тем, что Мухаммед проповедовал истину. Я не мусульманин. Но в этих проповедях явно было нечто, что сложно объяснить обычной логикой. Все остальные обличения богачей и тому подобные соображения явно не были главными. Не верится, что до Мухаммеда никто не выступал против богатства знати, но добиться таких успехов им не удавалось.

Вопрос 4. Как утвердился ислам среди арабских племён?

Ответ. В Медине большая часть населения поверила в проповеди Мухаммеда. Но в остальные племена ислам принесли воины Мухаммеда. Однако и проповеди, видимо, играли большую роль. Не верится, что одно племя могло победить весь полуостров только силой оружия.

Вопрос 5. Объясните причины военных успехов арабов.

Ответ. Причины:

1) арабов вела сильная вера, которая учила их завоёвывать всё новые страны и распространять там ислам;

2) у арабов была лёгкая, исключительно быстрая и маневренная конница;

3) именно в этот момент Византия и Иран были истощены самой серьёзной войной друг с другом в своей истории;

4) многим христианам, которых византийские власти считали еретиками, под властью арабов было лучше, чем под властью Византии (потому, к примеру, у арабов когда они вышли на берег Средиземного моря собственный флот появился практически сразу – там служили бывшие византийцы-«еретики», давно знакомые с морским делом).

Вопрос 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

Ответ. Халифат достиг своего расцвета при халифе Харуне ар-Рашиде (768-809 гг.), а распался в VIII-IX веках потому что:

1) власть Аббасидов не признавали свергнутые ими Омейяды (Кордовский халифат, к примеру, создал человек именно из этого рода);

2) усиливались противоречия между суннитами и шиитами (двумя направлениями ислама, сродни христианским конфессиям);

3) халиф дал своим наместникам слишком большую власть, чтобы те смогли подавить восстания;

4) природные условия помогали распаду – крупные центры находились в оазисах или в долинах рек, которые окружали пустыни;

5) в халифат переселилось слишком много кочевников – турок-сельджуков.

Арабы это - семитский народ, их родственники евреи, ассирийцы, финикийцы. Своим предком они считают Измаила - сына Авраама (общий предок евреев и арабов). География его расселения: Средиземное море, полуостров Малая Азия, Красное море Персия, Персидский залив, Аравийское море.

Большая часть - Аравийская пустыня, где живут бедуины - кочевники-скотоводы. Юго-западное и западное побережье - Йемен и Хиджаз - оазисы - самые развитые части, где процветали оседлое земледелие, торговля (через них лежал торговый путь из Византии в Африку и Индию.

Общественный строй и верования арабов

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. У них существовала знать - шейхи и Саид, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Шейхов выбирали, их власть была ограничена советом родовой знати. Действует принцип кровной мести. Следовательно, общественный строй определяется как переходный от первобытно-общинного к раннефеодальному с пережитками родовых отношений.

Верования - языческие. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар, Богиня луны Син, Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города - Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки - Каабу (В переводе с арабского "Куб"), в стену которого было вмурован черный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.

Цель : рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов, сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий; развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.

Оборудование: учебник И.М.Лихтей «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»

Тип урока : изучения новых знаний

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний уч-ся

Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Кто такие арабы?

III Мотивация учебной деятельности

Слайд 1. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Слайд 2 . На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

IV Изучение нового материала

1 . Природа и занятия жителей Аравийского полуострова.

Рассказ учителя

Слайд 3. Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного

Слайд 4. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Слайд 5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.

Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.

Слайд 6. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Одним из крупнейших – город Мекка.

Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).+ составление и заполнение схемы



Разложение родового строя у арабов

Слайд 7. Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

Из-за лучших пастбищ.

Обычай кровной мести.

Каждое племя поклонялось своим божествам.

Метод «Мозговой штурм» - Что могло прекратить постоянные войны?

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

Прекращение вражды племён между собой.

Борьба с внешними врагами.

Упадок торговли.

Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед.

Слайд 8. Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

Сообщение учащегося о пророке Мухаммеде

Запись в тетрадь – пророк Мухаммед (570-632)

Слайд 9. 610г. - начало проповедей

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть.

Слайд 10. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

Слайд 11. -Что способствовало объединению арабов?

А у нас в Украине есть мусульмане?

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

Основы мусульманского вероучения

Слайд 12. Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов: Коран

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айят», т. е. чудо.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку.

В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. Сунна - запись высказываний (хадисов) пророка Мухаммед

Слайд 13. Первая из сур Корана – аль Фатиха выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». – видеофрагмент

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда?

«Пять столпов» ислама

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.

Работа в микрогруппах

Игра « Восстанови предложение» - необходимо восстановит правильный порядок слов в предложения - и записать его.(слова на карточках в разброс)

1)Шахада – верить в существование единого бога – Аллаха и Мухаммеда – пророка его.

***Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)

2)Намаз – пять раз в день выполнять обязательную молитву; (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).

3) Рамазан – раз в год придерживаться обязательного поста - от рассвета до заката; (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.

4)Закят – милостыня и специальный налог в пользу бедных (1/5 прибыли)

5)Хадж –один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).

Слайд 14 проверка задания

Работа с историческим документом

Джихад – священная война против неверных – еще одна обязанность мусульман

Слайд 15. обычаи и нравы мусульман

3. Арабский халифат .

Рассказ учителя

Слайд 16. После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Слайд 17. Постановка проблемного вопроса - Почему завоевания арабов были успешными?

Работа с историческими документами ( прочитать – сделать выводы о причинах военных успехов арабов)

А)отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию.Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, - одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Б) Войско арабов в VI-VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов.

Конница в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте - приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.

Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница. С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.


Слайд 18. завоевания арабов – видеофрагмент

Задание – запомнить страны, захваченные арабскими завоевателями.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Слайд 19 битва при Пуатье – решение хронологической задачи- Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов?

Слайд 20. Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов

Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию - до 160 000 воинов, а для собственной защиты - дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам.

Эмиры - Наместники халифов

Слайд 21. В 750 г. К власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 - 1258гг.- воцарение династии Аббасидов.

Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

Слайд 22. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие?

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

4.Культура арабского халифата.

Слайд 23. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Слайд 24 . «Важнейшее украшение человека - знание», - говорит арабская пословица. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы - медресе., в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги.

Слайд 25. Развитие научных знаний - просмотр видеофрагмента

Сравните уровень развития науки в Западной Европе и странах халифата?

Слайд 26, 27. Интересно, что до наших дней дошла задача аль-Бируни. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача сейчас. Предлагаю решить ее вам.

Слайд 28. Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается "Тысяча и одна ночь", вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос "Шахнаме " ("Книга царей"), в котором описываются деяния персидских шахов. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Слайд 29 .Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

V Закрепление изученного материала

Слайд 31. – графический диктант


  • Большая часть Аравийского полуострова – пустыня. (Да)

  • Северные арабы занимались земледелием. (Нет)

  • Основатель ислама – Мухаммед. (Да)

  • Священная книга мусульман – Сунна. (Нет)

  • «Правоверные» – так называли христиан. (Нет)

  • Халифы – «Заместители Пророка». (Да)

  • Халиф Гарун ар-Рашид – только герой сказок «Тысяча и одна ночь». (Нет)

  • Арабы достигли выдающихся успехов в науке. (Да)

  • Арабески – умение красиво писать буквы. (Нет)

  • Минарет – город, в котором родился Мухаммед. (Нет)

  • Мусульмане – люди, исповедующие ислам (Да)
VI Итог урока

Решение проблемного вопроса урока

Можно ли утверждать, что ислам способствовал объединению арабских племен (по методу «Пресс»)

VII Дом. задание Слайд 32.

§11 (пересказ), письменно: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».

Древняя история арабов - одна из малоисследованных страниц истории человечества. Изоляция племен Аравии, хотя и неполная, от таких центров цивилизации, как Египет, Месопотамия и другие, обусловила оригинальность и специфичность исторического развития древне-аравийских обществ.

§ 1. Страна и население.

Источники и история изучения Древней Аравии

Географическое положение и природная среда. Аравийский полуостров - крупнейший в Азии - занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке - водами Персидского и Оманского заливов, а с юга - Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. Северная часть полуострова, так называемая «Пустынная Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месо-потамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой «вади»- сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышен-ные плато, прорезанные долинами «вади».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран - вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе - в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье находились важные для мореплавателей гавани.

Население Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамской степи. Следы обитания человека на территории Аравии встречаются со времен палеолита. Есть памятники, датируемые мезолитом и неолитом (от X до V тысячелетия до н. э.).

Точных данных о населении Аравийского полуострова в IV--III тысячелетиях до н. з. нет. В шумерских документах упоминаются страны Маган и Мелухха, с которыми во второй половине III тысячелетия до н. э. имели контакт обитатели Двуречья, и некоторые исследователи склонны локализовать Маган на Восточном побережье Аравии.

Во II тысячелетии до н. э. в юго-западной части Аравийского полуострова складываются союзы ряда племен: сабеев, минеев, катабанцев и других, говоривших на южноаравийских диалектах семитских языков. Обитателями северо-западной части Аравии во II тысячелетии до н. э. были племена мидианитян.

Множество кочевых семитоязычных племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова (наба-теи, самуд и др.).

Источники по древней истории Аравии. Их можно разделить на четыре основных вида: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

Сохранилось более 5000 южноаравийских надписей на камне, бронзе, керамике, которые по своему содержанию распадаются на две группы: государственные документы (указы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи) и частноправовые (межевые, надгробные надписи, долговые документы, надписи на оросительных сооружениях и др.). Большая их часть найдена ка территории Южной Аравии, некоторые обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Часть надписей найдена за пределами полуострова: в Египте, Месопотамии, на острове Делос, в Палестине, Эфиопии,- где, возможно, были торговые поселения или кварталы купцов и переселенцев из Южной Аравии. В Северной и Центральной Аравии найдены местные (самудские, набатейские) надписи, в основном надгробные и посвятительные. Датировка южноаравийских надписей спорна: ряд ученых относят самые древние из них к рубежу II и I тысячелетий до н. э., другие датируют их VIII веком до н. э., а некоторые - даже V веком до н. э. Эпиграфические документы представляют собой единственный, собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого района.

Исключительно интересны развалины Мариба, главного города Сабейского царства (к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской Республики). Выявлена планировка города, обнаружены развалины дворца, остатки крепостных стен и башен, погребальные сооружения, скульптуры. Поражают руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Были открыты и остатки столицы Катабана - Тимны: это развалины крепостных сооружений, больших общественных зданий, храмов, некрополя, произведения искусства. По остаткам дерева, обнаруженным в нижних слоях городища, с помощью радиоуглеродного анализа была установлена приблизительная дата возникновения Тимны - IX- VIII вв. до н. э. Интересные архитектурные сооружения и скульптура обнаружены в столице набатейского царства - Петре.

Краткие сведения об арабах и Аравии сохранились в документах, происходящих из других стран Древнего Востока: в Библии, ассирийских летописях, надписях нововавилонских и персидских царей и др.

Античные авторы также оставили ряд сведений о Древней Аравии. Они встречаются в «Истории» Геродота (V в. До н. э.), «Истории растений» Феофраста (IV в. до н. э.), «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.) и др. Особенно подробны сведения древних авторов о географии Аравии, возможно, носившие чисто практический характер. Стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти в открытый океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «Перип-лов»- описаний плаваний, в которых нашла отражение характеристика берегов Аравии, караванных, морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев.

Изучение истории Древней Аравии. Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнографические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.

Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших - сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление - археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50-60-е годы XX в, в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Ката-бана Тимны.

Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабеистики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии - Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам; исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.

Описания русских путешественников {купцов, паломников, дипломатов ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX - начале XX в.

В советское время такие крупнейшие ученые, как И. Ю. Крачковский и Н. В. Пи-гулевская, заложили капитальные основы советской арабистики и сабеистики. В 60- 80-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Советские ученые успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан принципиально важный вывод о раннерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) ведут археологические и этнографические исследования на территории НДРЙ в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.

§ 2. Североаравийские племена и государственные образования

На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности рядом племен: ариби, кедреи, набатеи, самуд и других, ведших кочевой образ жизни.

Главным занятием населения было скотоводство. Разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот (в том числе курдючных овец), но в первую очередь верблюдов. Верблюд давал кочевнику все: его мясо и молоко шли в пишу, из верблюжьей шерсти изготовляли ткани, из шкур - кожевенные изделия, навоз употреблялся как топливо. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента стоимости. «Верблюд - корабль пустыни» был идеальным средством передвижения.

Режим кочевого хозяйства и образа жизни зависел от природных условий. Зимой, во влажный период года, когда выпадали дожди, кочевники уходили со своими стадами в глубь пустыни, где имелась сочная зелень и русла «вади» наполнялись водой. С наступлением весны, в апреле - мае, когда исчезал зеленый покров и пересыхали «вади», люди откочевывали на весенние пастбища, где имелись искусственные водохранилища: цистерны, колодцы, водоемы, остатки которых обнаружены археологами на территории Сирийской пустыни и Северной Аравии. В июле - августе наступало самое жаркое время года, источники пересыхали, и кочевники отходили на окраины пустыни, приближаясь к рекам и побережьям, выходя в земледельческие зоны с постоянными источниками воды.

У этих народов господствующими все еще были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие государства. Возможно, некоторые из них можно назвать княжествами, например Набатею. Их правители в ассирийских документах обычно именовались «царями», видимо, по аналогии с правителями других государств, но более правомерно было бы называть их «шейхами». Иногда вместо «царей» во главе племенных союзов стояли «царицы», что, вероятно, говорит о сохранении пережитков матриархата.

У арабских племен и княжеств постепенно складывалась своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии - все взрослые мужчины племени были воинами, да и женщины нередко принимали участие в походах. Сражались воины на верблюдах, на каждом - обычно по двое: один погонял верблюда, другой стрелял из лука или действовал копьем. Арабы-кочевники выработали и свою тактику ведения военных действий: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне.

Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами - Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав и к тому же враждовавшими друг с другом, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени, что особенно характерно для IX - VII вв. до н. э., когда Ассирийское государство начало целенаправленное наступление на Восточносредиземноморское побережье.

Одно из первых столкновений Ассирии с арабами относится к середине IX в. до н. э.: в 853 г. в битве при Каркаре в Сирии Салманасар III разбил войска обширной коалиции, в состав которой входили и арабы. В дальнейшем Тиглатпала-сар III, Саргон II, Синаххериб усилили ассирийское продвижение на запад, что неминуемо привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами, в ходе которых против них предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, особенно верблюдами, благовониями и пряностями), разорялись занимаемые ими территории, крепости, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирии на пути к завоеванию Египта. Однако ему удалось подчинить некоторые из них, заставить пропустить ассирийское войско через свои земли и дать верблюдов для перехода по пустыне к границам Египта, что способствовало его покорению в 671 г. до н. э. Ашшурбанапал вел наиболее крупные войны с арабами в связи с тем, что они не только все больше сплачивались между собой, но и вступали в союзы с другими государствами против Ассирии: с Египтом, Вавилоном и др. В 40-х годах VII в. до н. э. он после нескольких походов добился полного покорения мятежных арабских княжеств и племен, но власть Ассирии над ними была номинальной.

Кратковременное господство Нововавилонского царства на международной арене сопровождалось и его попыткой закрепиться в Аравии. Набонид захватил один из главных центров Северной Аравии - город Тейму и на несколько лет сделал ее своей резиденцией, покорил ряд других аравийских городов и оазисов, что позволило сосредоточить в руках Вавилона важнейшие торговые пути.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова. По договору с ними персидский царь Камбиз во время похода на Египет в 525 г. до н. э. получил право прохода через земли арабов-набатеев и согласие на снабжение водой персидского войска на все время пути через пустыню. В надписях персидских царей, в частности Дария 1, Аравия названа в числе их владений, однако, по словам Геродота, «арабы никогда не были под игом персов», хотя и приносили ежегодные дары в виде 1000 талантов (более 30 т) ладана и во время походов включались в состав персидской армии. Они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (V в. до н. :->.), оказывали ожесточенное сопротивление греко-македонским войскам во время похода Александра на Восток (IV в. до н. э.), особенно в боях за город Газу, Уже завершив восточный поход, Александр собирался воевать с арабами, не приславшими ему посольства с выражением покорности, но смерть помешала этим планам.

§ 3. Южноаравийские государства в древности

Политическая история. На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее - Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее - Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейеменских государств относится к IX--VIII вв. до н. э. В VI-V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III-I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.

Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.

В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).

Экономика. Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки - пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.

Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.

Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив - с побережьем Восточной Африки.

В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них - изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных" ветров - муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор - изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий - постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.

Общественный и политический строй Южной Аравии. В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства - земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь,- на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Ка-табаке - на 2 года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III-II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»- царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в СОСТЭЕ определенной территориальной единицы.

§ 4. Культура Древней Аравии

Важным достижением древнеаравийской цивилизации было создание алфавитной системы письма, отличающейся четкостью шрифта и геометрическим характером знаков, число которых равнялось 29. Писали справа налево или способом «бустрофедон» (букв, «поворот быка», т. е. чередуя направления); письмо была двух видов: «монументальное» и «курсивное». Согласно наиболее распространенным гипотезам, южноаравийские алфавиты происходят либо от финикийского, либо от протосинайского (названного так пс надписям, найденным на Синае) алфавитов. Жители Северо-Западной Аравии - набатеи - в середине I тысячелетия до н. э. тоже создали алфавитное письмо, имевшее своим прототипом арамейский, восходящий к финикийскому, алфавит. Значительным достижением является создание монументальной архитектуры. Исследованные археологами развалины древних городов: Мариба, Тимны, Шабвы, Карнаву - показывают, что города строились в форме прямоугольника, их обносили

стенами, сложенными из тщательно притесанных каменных глыб и достигавшими 10-12 м в высоту, защищали мощными квадратными башнями. Обнаружены руины многочисленных храмов, из них наиболее интересен овальный (350 м в окружности) храм бога луны Алмакаха близ развалин Мариба. Поражал воображение город Петра, расположившийся в скалистой впадине и своими постройками внедрявшийся в скалы.

Получила развитие скульптура, материалом для которой служили алебастр, бронза, глина. Каменные скульптурные изображения человека, особенно его лица, обычно схематизированы и подчиняются строго закрепленному канону. Бронзовые и золотые фигурки животных (быков, верблюдов, лошадей) и людей (например, воинов) отличаются динамикой и выразительностью.

Интересно и искусство росписи, существовавшее с древнейших времен (наскальные изображения). Особенно широко роспись применялась при изготовлении керамики. Преобладающим был геометрический орнамент (зигзаги, полосы, волнистые линии). Делали полихромные фрески.

Религия населения Аравийского полуострова носила политеистический характер. Во II тысячелетии до н. э. в Южной Аравии главным богом был Астар, в дальнейшем почитавшийся как верховное божество у сабеев. Со временем у племен Южной Аравии большую роль стал играть бог луны, называвшийся у сабеев Алмакахом. Богу луны был посвящен бык, фигурки которого с углублениями для стока жертвенной крови часто встречаются в его святилищах. Почитались также небо, солнце, ряд планет.

Верховным божеством набатеев был Душара («владыка горной цепи, страны») - бог, творец мира, громовержец, бог войны, покровитель царской власти, воскресающий и умирающий бог природы и плодородия. Наряду с Душарой набатеи почитали божество, именуемое Илаху, или Аллаху (т. е. просто «бог»), которое, вероятно, тоже имело функции верховного божества.

Наряду с мужскими почитались и женские божества: супруги богов и их женские ипостаси, например: богиня ал-Лат, женская ипостась Аллаху, которая считалась «матерью богов», Мануту - богиня судьбы и охранительница погребений. СОЙКЭ обнаружила в Хадрамауте храмы двух женских божеств. Обычно женские божества занимали подчиненное положение в аравийском пантеоне и именовались «дочерьми бога».

В Южной Аравии в городах сооружались многочисленные храмы, посвященные одному или нескольким богам. Для Северной Аравии более типичны не храмы, а так называемые высоты: святилища на холмах, скалах, возвышенностях под открытым небом, где находились культовые помещения, ниши для изображений богов, алтари и «бетэли» {«дома богов»), представлявшие собой камни пирамидальной и конической формы, считавшиеся воплощением и жилищем бога. Иногда на них имелось изображение божества, но вообще для древних религий Аравии не характерно наличие культовых изображений.

Служение богам осуществлялось жреческими родами. В Южной Аравии главные жреческие функции выполнялись эпонимами и мукаррибами. Из эпонимных родов выходили и жрицы, связанные с культами орошения и плодородия, служившие «дочерям бога».

Древнеарабская политеистическая религия просуществовала вплоть до ислама. Кроме того, контакты Аравии с ближневосточными соседями и греко-римским, а затем и византийским миром привели к проникновению сюда в первых веках нашей эры иудаизма, а со II-V вв.- к распространению христианства, в том числе и в форме различных ересей.

1. Природа и занятия населения Аравии.
Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове
в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие
степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны
лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили
оседлые арабы. Кочевые араб- бедуины (что значит
«степняки») передвигались со своими стадами по степям.

Расселение арабских племен

Вдоль берега Красного моря
пролегал старинный
торговый путь из Византии в
Африку и Индию. В оазисах
на этом пути возникали
торговые поселения и города
с базарами, постоялыми
дворами (караван-сараями)
и святилищами местных
божеств. Самым крупным из
них был город Мекка.
Мекка

2. Мухаммад - основатель ислама.
Объединению арабских племен
способствовала новая религия -
ислам. Основатель ислама - житель
Мекки Мухаммед (в Европе его
называли Магомет) шести лет остался
сиротой; о нем заботились бедные
родственники, а он пас их коз и овец.
Его посещали видения - он говорил,
что слышит голос Бога. Примерно в
610 году Мухаммед выступил с
проповедью новой религии. Он
утверждал, что нет других богов,
кроме всемогущего единого Бога-
Аллаха, а себя называл
«посланником Бога» - его Пророком.
Мухаммед призывал арабов, принять
одну веру.

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо
наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным
и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его
сторонники видели в нем посланника небес.
Все, кто принимал новую религию, называли себя
мусульманами, то есть «покорными Богу».

Мухаммед в пещере
после ухода из Мекки
Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к
проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году
Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис,
позднее названный в его честь Медина - «город
Пророка». Год переселения -хиджра - стал начальной
датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с
Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с
Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки.
Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть
Мухаммеда. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех
мусульман. Мухаммед стал главой Арабского государства.

Большая мечеть в Мекке

Кааба
Священный камень Каабы
В Мекке было расположено древнее святилище - храм Кааба
(что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов.

Храм Каабы

3. Коран
Коран, 9 век
Коран, 13век.
Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения»,
переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на
пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После
смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и
составили священную книгу мусульман Коран (в переводе
значит «чтение»).

Рукописная страница
КОРАНА.
Текст Корана состоит из
коротких фраз, которые
похожи на заклинания. Их
легко запомнить. Коран
состоит из 114 глав,
называемых суры.
В Коране (как и в Ветхом
Завете Библии) сказано, что
Аллах сотворил мир за 6 дней.
После всех живых существ
Аллах на шестой день
сотворил из глины первого
человека - Адама и из его
ребра - Еву. А седьмой день
- у мусульман это пятница -
стал днем отдыха.

Считалось, что все законы и правила поведения мусульман
изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками.
Поэтому государство не должно издавать новые законы, а
лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и
записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали
правила поведения - шариат («правильный путь»). Судили
мусульман знатоки Корана, духовные судьи - кади.

Молящийся
мусульманин
Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает
верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего,
уважай родителей.
Мусульманин должен быть скромным и терпеливым,
мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить
долги.
Коран запрещает ростовщичество, но поощряет торговлю.
Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры,
так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Пять столпов ислама
1) «Нет Бога кроме Аллаха, и
Мухаммад-посланик
Аллаха»
2) Каноническая
молитва(намаз)-это пять
ежедневных обязательных
молитв. Особенно важной
считается полуденная
молитва, совершаемая в
мечети по пятницам.
3)Соблюдение поста в месяц
рамадан
4) Закят -милостыня, в
пользу нуждающихся
5) Хадж -поломничество в
Мекку.

Коран закрепил
господство мужчины в
семье и обычай
многоженства, разрешая
мусульманину иметь 4
жены (но не больше),
если он может их
содержать.
Жена не приносит
приданого. Напротив:
родственники выдавали
женщин, даже
малолетних, замуж за
плату – колым,
фактически продавали
их, отдавали под полную
власть мужа.

Купол скалы, Иерусалим, 7 век н.э.

Голубая мечеть в Стамбуле

4. Завоевания арабов
Арабы вступают
в захваченный город
После смерти Мухаммеда
Арабским государством
управляли халифы
(«заместители» Пророка).
Первые четыре халифа были
его ближайшими
родственниками и учениками.
При первых халифах
многочисленные отряды
арабов вышли за пределы
Аравийского полуострова.
Так в течение VII и первой
половины VIII века
образовалось огромное
государство арабов –
Арабский халифат
со столицей в
Дамаске.