Майя кармен личная жизнь. Василий аксенов - биография, информация, личная жизнь. Исследования творчества В. П. Аксёнова

20-21 сентября Дом русского зарубежья им. А. Солженицына организовал вечер памяти, выставку и научную конференцию к 80-летию со дня рождения Василия Аксенова. Специально для "РГ" своими воспоминаниями о друге и соратнике по "шестидесятничеству" делится вдова Андрея Вознесенского, писатель Зоя Богуславская.

Он уезжал в Штаты знойным июльским предвечерьем 1980 года. На даче в Переделкино было много народу. Все смеялись, травили анекдоты, но привкус истерики от сознания, что, быть может, никогда не увидимся, ощущался, все нарастая. Прощание совпало со свадьбой. Василий Павлович Аксенов вступал в новую жизнь. Впереди - необжитая страна, новая женщина - Майя, которую он страстно полюбил, долго завоевывал.

В тот день все переплелось: праздник любви, ожидание чуда и разлуки, горечь потери - все было трагически непредсказуемо. От свадьбы остался снимок, где мы с принаряженным Василием стоим в обнимку на фоне его машины, делая вид, что все прекрасно, что он, наконец, вырвался, впереди свобода, новые ощущения, бытовой комфорт.

А за неделю до этого, в нашей с А. Вознесенским квартире на Котельнической, мы яростно спорим об их предстоящем отъезде. Василий и Майя, я и Андрей с перекошенными лицами, бегая по комнате, бесполезно и безрассудно рассуждаем о путях и смыслах нынешней эмиграции. Вернется, не вернется? Если б дано было заглядывать в книгу судеб... Если б знать... Если б знать?..

Ты не сможешь там, - бледнея, настаивает Андрей, - без стихии русского языка, когда лица, природа, запахи - все только в памяти. К тому же там и своих знаменитостей пруд пруди.

Ничего подобного, - стиснув зубы, отвечает Майя, - там его будут почитать. Он не будет слышать ежедневных угроз, телефонного мата. Господи, только подумать, что кончатся придирки к каждому слову, травля цензуры! Уже сейчас американские издательства спорят, кто первый напечатает его новую книгу.

Ну да, - ерничаю я, - 40 тысяч одних курьеров. Не будет этого! Каждая рукопись пройдет невыносимо медленный процесс заказа рецензий, затем, даже если они восторженные, подождут оценки внутренних экспертов издательства.

Не в этом дело, Заята (Зоя), - бубнит Вася. - Просто здесь больше невозможно. Давят со всех сторон, дышать нечем.

Я знала, что за этими словами Аксенова стоит жесткая предыстория, связанная с публикацией романа "Ожог", самого значительного для него сочинения последних десятилетий. Запрещенный цензурой в наших журналах, он уже был востребован несколькими иностранными издательствами. Колебания автора были мучительны, он начал тайную переписку по поводу возможной публикации "Ожога" на Западе. Вскоре Аксенов был вызван в КГБ, где "по-дружески" его предупредили: "Если выйдет эта антисоветчина за рубежом", его либо посадят, либо вышлют. Смягчением жесткой альтернативы могло быть только согласие Аксенова на добровольную эмиграцию в течение месяца. Угроза была реальной.

Мы хорошо помнили, как десятилетие назад Н.С. Хрущев громил выставки художников абстракционистов, альманах "Тарусские страницы", а во время исторической встречи с интеллигенцией 8 марта 1963 г. орал, что вышлет Андрея Вознесенского из страны:

Почему вы афишируете, что вы не член партии? - сорвавшись, размахивал вождь кулаком. - Ишь ты какой, понимаете! "Я не член партии!" Он нам хочет какую-то партию беспартийных создать. Здесь, знаете, либерализму нет места, господин Вознесенский. Довольно!..

И тут Хрущев увидел, что Аксенов не аплодирует: "А вы почему стоите молча? - переключился он на Василия Павловича. - Мстите за смерть родителей, Аксенов?" - "Никита Сергеевич, мои родители живы, - тихо поправил его Василий Павлович. - Наша семья видит в этом вашу заслугу".

Хрущев метнул гневный взгляд в сторону дезинформаторов, поставивших его в глупое положение, и продолжил свою проработку. Этот спектакль "прилюдной" порки, быть может, уникальный в советской культистории, соединил двух дерзких кумиров того времени на всю оставшуюся жизнь.

Впоследствии одну из своих книг Аксенов подпишет Вознесенскому: "Дорогой Андрей! Ты помнишь, как мы стояли с тобой под куполом Голубого зала, где нам обоим было так весело? С любовью, твой Васята".

А Вознесенский вспоминает этот момент в стихах: "Первая встреча:/ облчудище дуло - нас не скосило./ Оба стояли пред оцепеневшей стихией./ Встреча вторая: над черной отцовской могилой/ я ощутил твою руку, Василий. /.../ Мы ли виновные в сроках, в коих дружили,/ что городские - венозные - реки нас отразили?"

Конечно же, столь яростный взрыв Хрущева против двух молодых писателей не был случаен. Его подготовил донос польской писательницы Ванды Василевской, которая при личной встрече с Хрущевым обвинила А. Вознесенского и В. Аксенова в идеологической диверсии. Она процитировала интервью, которое они, будучи в Польше, дали их ведущей газете, где посмели утверждать, что "социалистический реализм" - не главный и не единственный метод советского искусства.

Так историческая встреча главы страны с интеллигенцией обозначила жесткий водораздел в жизни советских художников. Между "хрущевской оттепелью" 1961 года и "горбачевской гласностью и перестройкой" 1985 года была вырыта черная яма, в которую провалился целый пласт выдающихся творцов поколения 60-70-х разных жанров и направлений.

После ареста и ссылки И. Бродского (1972-й) и А. Солженицына (1973 год) под жесточайшим давлением из страны выпихнули: В. Войновича, Г. Владимова, Ю. Алешковского, А. Галича, С. Довлатова, М. Барышникова, Р. Нуриева, М. Шемякина, Н. Макарову, Ю. Купера, О. Целкова, Л. Збарского, И. Рабина, О. Иоселиани, П. Лунгина и многих других ныне почитаемых классиков XX века.

Аксеновы уезжали в 1980-м, когда, казалось, движение на Запад несколько замедлилось. Однако ж они претерпели на границе все те издевательства чиновников, отбиравших рукописи, картины, магнитофонные записи, которые сопутствовали вынужденным эмигрантам...

Когда Аксенов попал в Америку, наше общение не прекратилось. Так случилось, что его приезд в Нью-Йорк совпал с моим пребыванием в Колумбийском университете, на два месяца я была приглашенным "гостем-писателем" для работы над книгой "Американки"... Одним из самых памятных для меня было наше пересечение - в момент тягчайшей драмы в жизни Аксенова. В тот день он узнал из газет и телефонных звонков, что лишен российского гражданства.

Мы сидим с ним в столовой Колумбийского университета для профессоров. В США питание студентов и преподавателей осуществляется раздельно. - Преступники! - кричит Аксенов, не обращая внимания на жующих коллег. - Нельзя человека лишить Родины!.. Они хотят перечеркнуть мою жизнь за все прошедшие годы, мои книги, родителей, магаданское детство в Костромском приюте, сына Лешку (Кита в его рассказах), который продолжает жить в Союзе.

Мне нечего возразить, я полностью разделяю его возмущение. Потом мы еще долго бродили вдоль темной набережной, влажные ветки парка щекотали лицо. Мы оба не знали, что отнятое гражданство - лишь эпизод долгой творческой жизни писателя Аксенова.

И вот он вернулся, стал жить в своей стране с Майей, в одном городе с детьми - Алешей и Аленой. Им дали квартиру в высотке на Котельнической набережной, и теперь наша с Андреем квартира была прямо над ними.

Личная история, как бывает, вернулась на круги своя...

Мы были свидетелями начала романа Аксенова с Майей. Они приехали из Ялты поездом, вместе с Беллой Ахмадулиной, веселясь всю дорогу. Аксенов и Майя решили не расставаться, у обоих были семьи. Майя и Роман Кармен жили с нами в одном доме, все в той же высотке на Котельнической. Я подружилась с Майей, она часто прибегала ко мне в ужасе от создавшейся ситуации. Казалось, ничто не предполагало ее развода с Карменом, самым высоко взлетевшим создателем документального кино. Роман Кармен был своего рода легендой, очевидец испанских событий, друг Хемингуэя и Кастро, он запечатлел уникальные кадры Великой Отечественной войны.

Золотоволосая Майя вызывала восхищение у светского общества молодостью, темпераментом, удивительно проницательным умом. Она ушла к Аксенову на пике его опалы, его единственный нарядный прикид для свадьбы был привезен из Америки ею. И с тех пор они не расставались никогда. Его главная героиня "красотка" - это всегда Майя в разных вариациях. В одной из своих пьес (кажется, в "Цапле") он изобразил Майю и нас всех в качестве девиц на все вкусы.

В конце 60-х, - вспоминал Аксенов, - перелом в моем мироощущении был отчасти связан с общим поколенческим похмельем (Чехословакия, брежневизм, тоталитаризм). Мне казалось, что я проскочил мимо чего-то, что могло осветить мою жизнь и мое письмо. И вот тогда, в 1970-м, в Ялте я встретил Майю. Мы испытали очень сильную романтическую любовь, а потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться...

Кроме московского жилья у четы Аксеновых на Западе оставались две рабочие квартиры - одна в Вашингтоне, другая на берегу океана в Биаррице, по существу мастерская художника.

Годы шли, почти всем, кто пострадал из-за "Метрополя", время воздало. Писатели вернулись почти все, судьба отблагодарила их за преследования повышенным вниманием окружающих, увеличением тиражей книг, всеобщей любовью и востребованностью. Казалось, справедливость восторжествовала... Но кто вычислит, скольких замыслов, любвей и привязанностей, опыта, потерянной радости общения и недостатка в творческих связях может стоить художнику эмиграция?

"Как описать все не в письме, заменяющем все, что отнято в художестве, - жалуется в письме к Аксенову в Вашингтон Белла Ахмадулина из Москвы, - видеться, болтать, говорить и оговариваться, или надо всегда писать письмо Вам?.. Любимые мои и наши! Простите сбивчивость моих речей, моя мысль о Вас - постоянное занятие мое, но с чего начать, чем кончить - не ведаю"... Ее муж, художник Борис Мессерер, присоединяется, рифмуя: "Вот новый день, который вам пошлю/ оповестить о сердца разрыванье,/ когда иду по снегу и по льду/ сквозь бор и бездну между мной и вами".

"Васька, поздравляю тебя с днем рождения, - в другой раз пишет Белла Ахмадулина. - Я очень скучаю по тебе и, как всегда, переговариваюсь с тобой "через сотни разъединяющих верст". И позднее, когда уже тяжко хворала, ставила себе диагноз: "Душа - пересилила организм"...

Как ты оцениваешь американский период своей жизни? - спрашиваю Аксенова перед самым его возвращением в Россию. - Я имею в виду преподавание в университете, сочинительство, саму Америку.

Я отдал 21 год жизни "американскому университету", точнее, преподаванию рус-лита и своей собственной фил-концепции мальчикам и девочкам (иногда и почтенного возраста) из разных штатов и стран. Университетский кампус для меня самая естественная среда, но сейчас я уже подумываю об отставке. Где буду проводить больше времени, еще не знаю.

Вспоминаю более поздний наш разговор, когда он уже много времени проводил в Биаррице и в очередной раз вернулся в Москву. Традиционно мы сидим в ЦДЛ, попиваем соки и водичку. О том, как Василий Павлович "завязал", было много версий. На самом деле я уже излагала не раз, как лично была свидетелем его беседы с врачом, мгновенно остановившей его возлияния. Сегодня он мог отведать бокальчик вина, не более.

Аксенов делил себя, свое время на несколько равноправных кусков. "Мы живем на два дома, - объяснял он, - в Вашингтоне и в Москве. Сейчас к этому еще присоединился маленький домик в Стране Басков. Постоянно забываешь, где оставил свитер или штаны. "Майя, ты не знаешь, где мой костюм, тот, другой?" А она отвечает: "А ты не помнишь, Вася, где мой плащ висит, на Котельниках или в Фэрфаксе?"

Почему во французской Биаррице тебе пишется лучше, чем в Москве?

Потому что в Биаррице за письменным столом у меня только один собеседник, - улыбается Аксенов. - В России слишком много собеседников, и я забалтываюсь. Порой у меня ощущение, что сочинительство и эмиграция понятия довольно близкие.

Ну уж. Но ты часто выглядишь абсолютно счастливым. Когда, в какие минуты это с тобой происходит?

В процессе написания романа, - крайне серьезно заявляет Аксенов. - Пока я пишу его, я абсолютно счастлив. Мне довольно грустно, когда я с ним прощаюсь. Понимаешь, в новом романе я создаю особенный мир и только из тех персонажей, которые мне интересны...

Не помню Аксенова небрежно одетым, в помятом костюме или застиранной рубашке. В его прикиде всегда "фирма", известные лейблы. Я объясняю его стойкое увлечение фирменным стилем, техникой, обворожительными женщинами теми лишениями в детстве, когда, быть может, подростком он стоял перед нарядной витриной магазина, подобно героям из сказки, мечтая о том, что когда-нибудь он тоже сможет все это купить. И смог, и купил.

А личная жизнь влияет на твое творчество? Факты биографии, аура сильного увлечения? Помнится, Юрий Нагибин говаривал: "Каждый мой роман - это мой ненаписанный роман". Для тебя тоже?

Согласен, что каждый состоявшийся роман (в данном случае любовное приключение) может стать ворохом увлекательных страниц. Но к этому стоит добавить, что несостоявшееся любовное приключение может стать ворохом еще более увлекательных страниц...

Думаю, что десятилетия после возвращения в Москву были самыми тревожными и плодотворными у позднего Аксенова. Неиссякаемая творческая энергетика (он писал почти по роману в год), постоянное ощущение востребованности и осознания того, что уже нет прежнего куража... Казалось, присутствие Аксенова в нашем искусстве и жизни, как и в светской хронике, непреложно, неоспоримо. Если б знать?

Не было длительной болезни, недомоганий, особых нервных срывов или депрессий... Внезапность тяжелой, мгновенно парализовавшей его деятельность болезни, стала шоком для всех окружающих. Он не сумел стать старым. Природа сохраняла в нем потребность к сочинительству, внешнюю привлекательность и обаяние, выдающийся талант сочинителя. Еще в 75, он ежедневно включал в свой режим утренний джоггинг по Яузской набережной, напряженный ритм фаната джаза, легко попадал мячом в баскетбольную корзину, ежедневно планировал несколько страниц текста на "макинтоше".

В тот роковой день он ехал на машине, со своей редакторшей, когда вдруг мозг его отключился, он потерял сознание, машину занесло и только чудо спасло пассажиров от смертельного столкновения на проезжей части. Спутница вызвала "скорую", Василия Павловича поместили в Таганскую районную больницу, а потом в институт им. Склифосовского, где удалили мозговой тромб.

Последние месяцы он лежал в клинике Бурденко у академика А.Н. Коновалова. Сам Александр Николаевич и лечащий врач, невропатолог Владимир Найдин, сделали все, используя новейшие достижения мировой медицины, но все было бесполезно. Много месяцев он провел в состоянии комы, из которой уже не вышел.

Я возле него в бункере клиники Бурденко для "беспамятных". Невозможно поверить, что Аксенов лежит здесь так долго без сознания. Спокойное лицо, легкий румянец, почти нетронутая густая шевелюра. Тело мужчины, сохранившее, казалось, силу мышц и обаяние. Будто оболочка человека, из которого вынули личность, биографию, сильнейшие страсти. И я сижу рядом, перелистывая про себя страницы его жизни.

Вы поговорите с ним, Зоя, поговорите, - наставляла меня дочь Майи, очень любившая Василия Павловича, Алена. Это она безотлучно сидит рядом с ним по многу часов. Она уверена, что все равно это временно, он очнется и выяснится, что он все слышал, все, что ему транслировали, пока он был в коме. Следуя ее наставлениям, я гляжу на распростертое тело Аксенова, утыканное проводами, и рассказываю ему последние новости. Подробно излагаю пересуды вокруг "Таинственной страсти", которую он успел прочитать в "Караване историй" в усеченном виде. Бум восторгов и возмущений был вызван узнаваемостью прототипов, окарикатуренных в романе. Но автор об этом не думал. Ему писалось, полет фантазии уводил далеко от реалий. Некоторые обиды продлились и после кончины Василия Павловича. Его выдумки у нас с Андреем вызывали только умиление.

Я вспоминаю его в ту пору, когда еще была жива его мать - быть может, самый судьбоносный человек в становлении Аксенова-писателя. Как личность Василий Павлович был сконструирован из первых впечатлений костромского приюта для детей "врагов народа", затем - Магадана, где поселился в 12 лет с высланной матерью Евгенией Семеновной Гинзбург. По словам Василия Павловича, круг реальных персонажей "Крутого маршрута" (принадлежащего перу его матери) состоял из выдающихся людей того времени: репрессированных ученых, политиков, художников, образовавших своеобразный "салон", содержанием которого были рассуждения на самые высокие темы. Влияние этих рассуждений на детское сознание трудно измерить.

Еще в молодости, - говорит он, - у мамы появилась склонность создавать вокруг себя своего рода "салон" мыслящих людей. Первый такой салон, в который входил высланный в Казань троцкист профессор Эльвов, стоил ей свободы.

Читатель "Крутого маршрута" найдет такой гинзбурговский салон в лагерном бараке. В послелагерной ссылке, в Магадане, возник еще один салон, уже международного класса... Советский юнец Вася Аксенов просто обалдел в таком обществе: "Никогда не предполагал, что такие люди существуют в реальной советской жизни... Мы с мамой сразу подружились. Она открыла для меня один из главных советских секретов, существование "Серебряного века". Кроме того, она познакомила меня с кумиром своей молодости, Борисом Пастернаком.

К окончанию школы я знал наизусть множество его стихов, которых нигде тогда нельзя было достать в печатном виде... Кроме того, я научился у нее, как хитрить с властью, то есть как находить в "советских людях" человеческие качества".

Был короткий период, когда мне довелось довольно тесно общаться с Евгенией Семеновной Гинзбург. Она жила в Переделкино на даче киносценариста Иосифа Ольшанского. Ее крыльцо сливается с березами и соснами обширного участка. На этом крыльце она прочитала мне заключительную главу "Крутого маршрута", который после ее кончины остался документом эпохи...

В эту пору влюбленная в него Майя почти ежедневно приезжала в Переделкино. Мы уже знали, что Евгения Семеновна смертельно больна самой страшной болезнью века, для стабильности ее состояния нужны были витамины, овощи, фрукты. Майя привозила свежевыжатый сок моркови и что-то еще, что сама готовила. Они сблизились накрепко, что сыграло не последнюю роль в женитьбе.

У самого Аксенова были необыкновенно близкие отношения с матерью. Его любовь к ней, готовность взять на себя самые тяжелые ситуации - редкостный дар. И, быть может, великим подвигом сына было его путешествие с матерью на машине по Европе в последний год ее жизни. Скрывая отчаяние, он исполнил мечту Евгении Семеновны и воздал то, что не по праву отняла у нее жизнь. Свой последний путь она проехала с сыном, общалась с друзьями во Франции, Германии, наслаждалась подлинниками мировых шедевров в музеях. Они уезжали и возвращались в Париж, в ту же гостиницу, где была я, - L Eglon (Орленок), чьи окна выходят на кладбище Монпарнас. Я наблюдала их последний праздник и то, как оба были счастливы!

Ее хоронили в промозглый майский день 77-го года, хлестал дождь, народу было немного. Бросилось в глаза, что не было и тех, кто обязательно бы присутствовал, если б не дождь.

Аксенов держался мужественно, время от времени отворачиваясь от скорбящих, прижимался лицом к дереву, плечи его вздрагивали. Для него навечно уходила та часть его бытия, которая связана была с его семьей, попавшей под каток сталинского времени. Он прощался с матерью, ставшей тем судьей и адвокатом его жизни, которого никто уже не заменит.

Надеюсь, что на родине все-таки не вырастет снова тот сапожище, что когда-то дал мне пинок в зад, - смеется он.

Если бы ты не писал, то что бы делал? - спрашиваю его.

Честно говоря, даже не представляю себе такой ситуации...

Сейчас Василию Павловичу было бы восемьдесят лет.

Андрей Вознесенский - об Аксенове

"Уже 20 лет страна наша вслушивается в исповедальный монолог Аксенова, вслушивается жадно - дети стали отцами, села стали городами, проселочные дороги стали шоссейными, небеса стали бытом, "мода" стала классикой - но голос остался той же чистоты, он не изменил нам, художник, магнитофонная лента нашего бытия, - мы не изменили ему.

Аксенов - это магнитофонная лента, запись почти без цензур сегодняшнего времени - города, человека, души. Когда-то я написал ему стихи к сорокалетию... "Сокололетний Василий!/ Сирин джинсовый, художник в полете и силе,/ ржавой джинсовкой твой рот подковали усищи, Василий,/ юность сбисируй.../ О венценосное имя - Василий".

Василий Павлович Аксенов (1932-2009) - русский писатель, драматург и переводчик, он родился в Казани 20 августа 1932 года. Его романы неоднократно запрещались, прозаика называли «несоветским и ненародным». Из-за этого литератору даже пришлось на время покинуть родину. Но он с детства привык к переездам и преследованиям, ведь Васе было всего четыре года, когда его родителей арестовали. По мотивам сочинений этого автора неоднократно снимали фильмы, ставили спектакли в разных театрах. Самыми популярными его произведениями стали повести «Пора, мой друг, пора», «Апельсины из Марокко» и роман «Звездный билет». Критики определяли жанр литератора как «молодежную прозу».

Отношения в семье

Будущий писатель был третьим ребенком в семье Павла и Евгении Аксеновых. У отца и матери уже были дочь и сын, но от предыдущих браков. Вася стал их первым совместным ребенком, родители его долго ждали и очень любили. Павел был членом бюро обкома КПСС и председателем городского совета. Его жена преподавала в одном из местных университетов, позже ей удалось возглавить отдел культуры в газете «Красная Татария». Евгения Гинзбург также написала и издала мемуары о сталинских концлагерях - «Крутой маршрут».

В 1937 родителей Василия арестовали. Брата Алексея и сестру Майю забрали родственники, а четырехлетнего мальчика отправили в приют к другим детям политических узников. Там он провел два года, пока не приехал Андреян Аксенов, брат Павла. Дядя забрал племянника в Казань, следующие десять лет жизни мальчика прошли именно там. Только в 1948 матери удалось выйти из колымских лагерей и вернуть сына. Вместе с матерью Аксенов перебрался в Магадан. Там он окончил среднюю школу. Воспоминания о том жизненном периоде прозаик позже опишет в романе «Ожог».

В 1956 юноша окончил медицинский ВУЗ в Ленинграде. По распределению ему нужно было работать врачом на кораблях Балтийского пароходства. Но из-за родителей Вася не смог получить разрешение, пришлось искать другое место работы. Он был карантинным врачом в Калерии, в Ленинградском порту, затем получил место в столичном НИИ туберкулеза.

Первые публикации

В 1958 были выпущены первые рассказы Аксенова. В журнале «Юность» напечатали произведения «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». Но они не принесли начинающему писателю известности. Только после публикации повести «Коллеги» в 1960 его начали воспринимать всерьез. Вскоре по ее мотивам вышел одноименный кинофильм.

Через некоторое время был напечатан роман «Звездный билет», который также экранизовали. Кинолента получила название «Мой младший брат». Аксенов попробовал себя и в роли драматурга, опубликовав пьесу «Всегда в продаже». Позднее ее поставили члены труппы театра «Современник».

В начале 60-х годов Василий Павлович выпустил несколько сборников («Катапульта», «На полпути к Луне») и отдельные рассказы. В их числе «Местный хулиган Абрамашвили», «Жаль, что вас не было с нами» и «Товарищ красивый Фуражкин». В 1968 была опубликована фантастическая повесть с элементами сатиры «Затоваренная бочкотара».

Агрессия со стороны властей

С каждым днем произведения Аксенова становились все более популярными. Его приняли в редколлегию журнала «Юность», публиковали в разных печатных изданиях. В семидесятые годы Василий выпустил дилогию для детей - «Мой дедушка памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит». В 1972 вышел экспериментальный роман под названием «Поиски жанра». В том же году была опубликована пародия «Джин Грин - неприкасаемый», написанная в соавторстве с Горчаковым и Поженяном. В 1976 Аксенов перевел с английского языка сочинение Доктороу «Рэгтайм».

Сочинения прозаика постоянно подвергались критике со стороны правительства. В 1963 Никита Хрущев устроил «разнос» писателю на показательной встрече с интеллигенцией в Кремле. Там же он обругал поэта Вознесенского. Главной причиной такого отношения стало вольное поведение литераторов. Они участвовали в демонстрациях на Красной площади (после этого инцидента Аксенова задержали дружинники). В конце 1960-х Василий подписался под письмами в защиту диссидентов. За это ему назначили выговор с занесением в личное дело.

Вынужденная эмиграция

Когда «оттепель» закончилась, прозаика перестали публиковать в СССР. Он предчувствовал это, поэтому романы «Ожог» и «Остров Крым» издал намного позже, уже в США. Там же вышел альманах «Метрополь», созданный Василием совместно с Битовым, Ахмадулиной, Искандером, Поповым и Ерофеевым. Двоих последних вскоре исключили из Союза писателей. В знак протеста несколько писателей, в том числе и Аксёнов, самостоятельно вышли из этого общества. Об этих событиях он позднее написал в романе «Скажи Изюм».

В июле 1980 талантливого прозаика пригласили в США. Он согласился, и сразу же после отъезда был лишен гражданства СССР. В течение десяти лет он работал в Америке профессором литературы в разных ВУЗах. Также Аксенов был журналистом на «Радио Свобода» и «Голос Америки». В местных альманахах часто публиковали его радиоочерки, позднее даже вышел сборник «Десятилетие клеветы».

После переезда Василий написал несколько новых романов - «Бумажный пейзаж», «В поисках грустного бэби» и «Московская сага». Последний из них был издан в трех книгах, позднее по его мотивам был снят сериал. В роли режиссера выступил Дмитрий Барщевский. В это же время вышел сборник рассказов «Новый сладостный стиль», в котором повествовалось о жизни после эмиграции.

В 1989 Аксенов опубликовал роман «Желток яйца», написанный на английском языке. Позже он перевел его на русский. В том же году писатель получил приглашение посетить СССР от американского посла Джека Мэтлока. В 1990 ему вернули гражданство, но возвращаться на родину прозаик так и не захотел. Его сочинения снова публиковались в России, Василия даже неоднократно награждали.

Последние годы жизни

В 2002 вместе с семьей писатель переехал в Беарицце. Последние годы Аксенова прошли во Франции, но он часто наведывался в Москву. В 2004 он получил Букеровскую премию за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В следующем году литератор выпустил своеобразный дневник воспоминаний под названием «Зеница ока». Также в 2005 его удостоили французского Ордена литературы и искусств.

В январе 2008 писателя госпитализировали в московскую больницу № 23 с инсультом. Через сутки его перевели в НИИ Склифосовского, удалили тромб сонной артерии. В течение полугода состояние Аксенова диагностировалось как «стабильно тяжелое». Пятого марта 2009 его снова прооперировали вследствие появившихся осложнений. Шестого июля того же года Василий Павлович умер в Москве. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Последние романы прозаика издали уже после его смерти. Один из них вышел в октябре 2009, он назывался «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» и был автобиографичным. Во втором произведении Аксенов также описывал свою жизнь и воспоминания, но так и не успел его дописать. Этот роман был назван «Ленд лизовские» и вышел и 2010 году.

За свою жизнь Василий Павлович был женат дважды. Его первой супругой стала Кира Менделеева, дочь первого ректора педиатрического ВУЗа в Ленинграде. Девушка родила возлюбленному сына Алексея. Их отношения прекратились после встречи прозаика с Майей Кармен, женой известного кинодокументалиста. Аксенов без памяти влюбился в женщину, ради нее бросил семью. Вместе они переехали в США, там Майя преподавала русский язык. Она оставалась с любимым вплоть до его смерти.

На первом канале премьера: многосерийный фильм «Таинственная страсть» по последнему роману Василия Аксёнова , в котором автор «зашифровал» имена и фамилии современников. Прототипы героев — это кумиры шестидесятых: Роберт Эр — Роберт Рождественский, Антон Андреотис — Андрей Вознесенский, Нэлла Аххо — Белла Ахмадулина, Ян Тушинский — Евгений Евтушенко, сам Василий Аксёнов под прозвищем Ваксон и многие другие. АиФ.ru предлагает вспомнить настоящие биографии прототипов главных героев романа.

Роберт Рождественский

Творчество: Первые серьёзные публикации стихов Рождественского появились в петрозаводском журнале «На рубеже», когда поэту было всего 18 лет. В то время он только пытался поступить в Литературный институт им. М. Горького, куда его приняли, но только со второй попытки. В первых произведениях Рождественского было много гражданского пафоса, он писал об освоении космоса и трудностях повседневной жизни. Но чем старше становился писатель, тем лиричнее казалась его поэзия, а на первый план и вовсе выходила любовная лирика.

Роберт Рождественский. Фото: РИА Новости / Борис Кауфман

Популярность Рождественского в советские годы была огромная: в 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта, его творческие вечера проходили при полных залах, а книги выходили огромными тиражами.

Популярные произведения: Знаменитые стихи Рождественского о любви знают практически во всех странах, а многим его творчество знакомо благодаря песням «Мои года», «Эхо любви», «Билет в детство», «Притяжение земли». Он автор слов легендарной песни «Мгновения» из кинофильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Личная жизнь: Вся личная жизнь Роберта была связана с Аллой Киреевой, художником и литературным критиком . Ей он посвящал все свои стихи о любви, и она стала матерью двух его дочерей.

Смерть: Рождественский умер в Москве в возрасте 62 лет. В 1990 году врачи поставили поэту страшный диагноз: злокачественная опухоль головного мозга. Но после удачной операции ему удалось прожить ещё 4 года.

Интересные факты: Поэт сильно заикался, особенно когда переживал, а тем более выступал на публике, — и это делало его ещё более обаятельным. Но у этого нарушения речи была причина: говорят, что в детстве на глазах у поэта под машину попал его друг, после чего Рождественский и начал заикаться.

Андрей Вознесенский

Творчество: Первый сборник Вознесенского «Мозаика» вышел в 1958 году, когда поэту было 26 лет. Он сразу навлёк на себя гнев властей, ведь не отражал принципов, которые насаждались в то время. Затем Вознесенский вызвал резкое неприятие и у советской литературной общественности: в его лирике было много дерзких метафор и сравнений, необычный ритм стиха и нестандартное отражение трагедии Великой Отечественной войны. В 1963 году сам Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике: «Ишь ты, какой Пастернак нашелся!.. Езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!». Лишь в 1970-е закончилась травля поэта и его, наконец, стали издавать большими тиражами.

Популярные произведения: Вознесенский был автором восьми поэм и более сорока поэтических сборников. Он один из создателей рок-оперы «Юнона и Авось» и автор слов знаменитого романса «Я тебя никогда не забуду». На его стихи написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз», «Песня на „бис“», «Начни сначала», «Верни мне музыку».

Личная жизнь: Вознесенский сорок шесть лет прожил в счастливом браке с театральным и кинокритиком, писательницей Зоей Богуславской , которая в 1964 году ушла от мужа к знаменитому автору после того, как он посвятил ей поэму «Оза».

Смерть: В 1995 году Вознесенскому поставили диагноз « болезнь Паркинсона» , у поэта начал пропадать голос, слабеть мышцы горла и конечностей. Он скончался у себя дома на руках у любимой жены в 77-летнем возрасте после второго инсульта.

Интересные факты: Популярная в 90-е годы в исполнении Евгения Осина песня «Плачет девочка в автомате» была написана на основе стихотворения Вознесенского «Первый лёд». В конце 60-х песня «Первый лёд» была популярна в дворовой городской культуре, а в разные годы её исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята».

Белла Ахмадулина

Творчество: Писать стихи Белла Ахмадулина начала ещё в школьные годы, а первая публикация вышла в журнале «Октябрь», когда автору было всего 18 лет. Многие советские критики сочли поэзию Ахмадулиной «неактуальной», «пошлой» и «банальной», а у читателей юная поэтесса, наоборот, завоевала огромную популярность. Несмотря на очевидный талант, из Литинститута Ахмадулину исключили за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака . Позже её восстановили и даже выдали красный диплом, но наряду с Евтушенко и Вознесенским советская власть никогда её не поддерживала.

Популярные произведения: Одно из самых известных стихотворений Ахмадулиной — это «По улице моей который год...», ставшее известным благодаря фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Также широко известны произведения поэтессы: «А напоследок я скажу...», «О, мой застенчивый герой...», «Из глубины моих невзгод...».

Личная жизнь: Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко , за писателем Юрием Нагибиным , за сценаристом Эльдаром Кулиевым и за театральным художником Борисом Мессерером .

Смерть: В последние годы жизни Ахмадулина тяжело болела. В 2010 году в возрасте 73 лет она скончалась на своей даче в подмосковном посёлке Переделкино.

Интересные факты : В 1964 году Ахмадулина сыграла молодую журналистку в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». А спустя шесть лет снялась ещё в одном фильме: «Спорт, спорт, спорт».

Евгений Евтушенко

Творчество: Первое стихотворение поэта было опубликовано, когда ему было 17 лет, а талант автора был настолько очевиден, что его приняли в Литературный институт без школьного аттестата. Затем, в 1952 году, он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

Начало творчества совпало с хрущёвской оттепелью, и свежие стихи Евтушенко оказались созвучны позитивным настроениям молодёжи. В начале 1960-х годов он одним из первых среди поэтов стал выходить на эстраду, а его успеху способствовали артистичность и особая манера чтения поэзии.

В 1957 году Евтушенко исключили из института за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», но он продолжил участвовать в различных акциях протеста и был оппозиционен власти. В 1991 году Евтушенко подписал контракт с американским университетом и навсегда уехал из страны.

Личная жизнь: Евгений Евтушенко официально был женат четыре раза: на Белле Ахмадулиной , Галине Сокол-Лукониной , собственной поклоннице Джен Батлер и на Марии Новиковой, с которой он живёт до сих пор.

Популярные произведения: В библиографии Евтушенко есть место не только стихам, но и прозаическим произведениям. Самые известные из них — это автобиографии «Преждевременная автобиография» и «Волчий паспорт». Также он автор слов всем знакомых песен: «Хотят ли русские войны», «А снег идёт», «Вальс о вальсе», «Со мною вот что происходит».

Интересные факты: После выхода в свет поэмы «Бабий Яр» Евгения Евтушенко на двадцать лет «отлучили» от Украины: ему не давали проводить творческие вечера и встречи с любителями поэзии.

Василий Аксёнов

Творчество: В 1956 году Аксёнов окончил Ленинградский медицинский институт. Он работал врачом на Севере, в Карелии, в Ленинграде, в Москве. Его первые рассказы были напечатаны в журнале «Юность» уже в 1958 году, но понадобилось время, чтобы Аксёнов бросил медицину и серьёзно занялся писательством. Его романы и повести оказались очень популярны, но вызывали неодобрение власти: писателя то и дело обвиняли в скрытом антисоветизме. После окончания «оттепели» и скандала с изданием неподцензурного альманаха «Метрополь» в СССР его перестали публиковать: в знак протеста Аксёнов добровольно вышел из Союза писателей.

Василий Аксёнов. Фото: РИА Новости

Популярные произведения: Наиболее популярными произведениями автора считаются «Московская сага», «Трилогия», неопубликованные из-за цензуры в СССР «Ожог» и «Остров Крым». А также его последний законченный роман «Таинственная страсть».

Личная жизнь: Василий Аксёнов был женат дважды, его первой супругой стала Кира Менделеева , а второй Майя Кармен , которую сам поэт называл главной страстью всей своей жизни.

Смерть: Аксёнов скончался в 2009 году в 77-летнем возрасте после продолжительной болезни.

Интересные факты: После того, как Аксёнова лишили советского гражданства, он преподавал русскую литературу в нескольких университетах США. В 1990 году Аксёнову и его жене вернули российское гражданство, но он так и не вернулся на родину, лишь время от времени появлялся в Москве.


Василий Аксенов

«… Каждый из нас жаждет отступить от тщеславия и проявить преданность своей таинственной страсти, поэзии. И страсть сия нас стремится объединить. <…> Все наши поэты, а также и примкнувшие к ним прозаики с поэтическим уклоном, <…> все они запятнаны бедой и все они предназначены были для рабского предательства. Однако все почти разогнулись. Осталось всего лишь четверть века, чтоб разогнуться совсем.
<…>
Какое блаженство вас всех наблюдать вне тюрьмы и судилищ.»

«Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»



Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.

Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.

Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».

О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.

Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.

Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.

Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».

О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.

Работал врачом на Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.

В Советском Союзе были опубликованы его произведения «Полторы врачебные единицы» (1958), «Коллеги» (1959, экранизирована в 1962), «Звёздный билет» (1961, экранизирована в 1962), «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), «Катапульта» (1964), «Победа» (1965), «Жаль, что вас не было с нами» (1965), «Стальная птица» (1965), «На полпути к Луне» (1966), «Затоваренная бочкотара» (1968, поставлен одноименный спектакль в Московском театре-студии «Табакерка»), «Любовь к электричеству» (1969), «Мой дедушка - памятник» (1969), «Поиски жанра» (1972), «Джин Грин – неприкасаемый» (1972, совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном под псевдонимом Гривадий Гопожакс - комбинация имен и фамилий авторов), «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976).

Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) СССР не могли быть опубликованы из-за цензуры.

В 1978 году Аксенов стал одним из инициаторов и составителей неподцензурного альманаха «Метрополь», в котором были опубликованы произведения 24 авторов, в том числе - Владимира Высоцкого, для которого публикация в альманахе была при его жизни первой и единственной. Альманах вышел в самиздате в 12 экземплярах. Рукопись была переправлена в США и опубликована там сначала репринтным, а затем – наборным способом.

Один из 12 оригинальных экземпляров хранится в музее им. Андрея Сахарова в Москве.

Участники издания были объявлены антисоветчиками, не публиковались в СССР долгое время. Евгения Попова и Виктора Ерофеева исключили из Союза писателей. В знак протеста Аксенов добровольно выходит из Союза. Историю «Метрополя» Аксенов опишет в романе «Скажи изюм».

В 1980 году Аксенов получает приглашение на выезд в США, во время пребывания в Америке его и жену Майю Аксенову лишают советского гражданства.


В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).

В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.

В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.

В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).

В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.

В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.
С 2002 года писатель живет в Москве и в Биаррице (Франция).

В 2004 году Аксенов становится лауреатом Букеровской премии за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В 2005 году удостоен Ордена литературы и искусства - одной из высших наград Франции. Аксенов - член Пен-клуба и Американской авторской лиги, носит почетное звание Doctor of Humane Letters.

В 2006 году выходит его роман «Москва Ква-Ква», в 2007 – роман «Редкие земли».

В честь 75-летия писателя в Казани в 2007 году проходит первый литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест».

В январе 2008 году у Аксенова случился инсульт. После нескольких операций и полутора лет, проведенных в московских больницах, Василий Аксенов 6 июля 2009 года скончался.

В октябре 2009 года был издан последний оконченный роман Василия Аксенова «Таинственная страсть».

После смерти Аксенова в Казани в доме, где до 1937 года он жил с родителями, открылся музей Василия Аксенова . Аксенов был женат дважды.
Первая жена – Кира Менделева, в 1960 году у них родился сын Алексей.
Второй брак – с Майей Кармен.

Смотрите также:




Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.

Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.

Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… - так спустя много лет - в 2001 году - Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. - Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее - меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…

Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».

Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.

Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США, и в это время Василия Павловича лишают советского гражданства. 24 года они провели в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.

Майя Аксенова – жена Василия Аксенова.
Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.

Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.

Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… - так спустя много лет - в 2001 году - Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. - Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее - меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…

Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».

Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.

Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США. После лишения гражданства супруги провели 24 года в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.

У Майи Аксеновой была дочь Елена.




Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.

Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».

Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.

Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.

Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.

29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина скончалась в Переделкине после продолжительной болезни.

Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.

Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».

Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.

Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.

Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.




Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.

В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.

Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.

В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.


Смотрите также:


Алла Киреева - литературный критик и художница. Родилась в Москве в 1933 году. Познакомилась с Робертом Рождественским в Литературном институте им.Горького, где они вместе учились. Вместе они прожили 41 год, вплоть до смерти мужа. Работала в литконсультации журнала «Юность».

У Аллы Киреевой в браке с Робертом Рождественским родились две дочери - Екатерина и Ксения.

Алла Киреева скончалась в Москве в 2015 году.

Алла Киреева - литературный критик и художница. Родилась в Москве в 1933 году. Познакомилась с Робертом Рождественским в Литературном институте им.Горького, где они вместе учились. Вместе они прожили 41 год, вплоть до смерти мужа. Работала в литконсультации журнала «Юность».

У Аллы Киреевой в браке с Робертом Рождественским родились две дочери - Екатерина и Ксения.

Алла Киреева скончалась в Москве в 2015 году.




Андрей Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года. Отец Андрей Николаевич Вознесенский участвовал в строительстве Братской и Ингурской ГЭС, инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мать – Антонина Сергеевна.

В возрасте 14 лет Андрей Вознесенский отправил Борису Пастернаку свои стихи и получил одобрение и дружбу поэта.

В 1957 году Андрей Вознесенский закончил Московский архитектурный институт, а в 1958 впервые были опубликованы его стихи. В 1959 году во Владимире вышел первый сборник стихов Вознесенского. «Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», - писал Вознесенскому Борис Пастернак.

Вместе с другими поэтами-шестидесятниками Вознесенский много выступал перед публикой. Выезжал за рубеж, где тоже получил широкую известность.

Смотрите также:



Будущая актриса занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. В 1949 году в возрасте 11 лет она впервые сыграла в кино, это была эпизодическая роль в мелодраме «Летняя гроза». В 1952 году после смерти отца в память о нем Марина берет псевдоним «Влади». Она много снималась у французских, итальянских, а затем и советских режиссеров.
После выхода на экраны фильма «Колдунья» (1959 г.) по мотивам повести А.И. Куприна «Олеся» Марина стала популярна и узнаваема в Советском союзе.
У нее всегда было много поклонников. К их числу приписывают Марчелло Мастроянни, Марлона Брандо, Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара. В 1955 году она вышла замуж за режиссера Робера Оссейна. Вторым мужем актрисы был летчик Жан-Клод Бруйе. После второго развода, в 1967 году, Марина Влади отправилась в Россию, где и познакомилась с Владимиром Высоцким.
В 1970 году Марина Влади и Владимир Высоцкий поженились, празднование проходило в московской съемной квартире. После медового месяца Марина уехала на съемки во Францию, а Владимир остался в Москве. Ему не давали выездную визу и супругам оставалось общаться на расстоянии. В 1980 году их брак прервался вместе со смертью Высоцкого.
В 1989 году Марина Влади выпустила автобиографический роман «Владимир, или Прерванный полет», который был издан во многих странах.

Марина Влади была замужем четыре раза, у нее трое сыновей.
Первый брак (1955-1959) с режиссером Робером Оссейном, сыновья Игорь и Петр.
Второй (1963-1966) с летчиком Жаном-Клодом Бруйе, сын Владимир.
Третий брак (1970-1980) с поэтом, актером и исполнителем песен Владимиром Высоцким.
Четвертый брак (1981-2003) с онкологом Леоном Шварценбергом.

Марина Влади (Марина Владимировна Полякова-Байдарова) - французская актриса и певица русского происхождения. Родилась 10 мая 1938 года в коммуне Клиши-Ла-Гаренн во Франции. Ее отец - Владимир Поляков-Байдаров, артист оперных театров в Париже и Монте-Карло, родился в Москве. Мама - Милица Энвальд, балерина и дочь русского генерала. У Марины есть трое сестер: Ольга, Татьяна и Милица.
Будущая актриса занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. В 1949 году в возрасте 11 лет она впервые сыграла в кино, это была эпизодическая роль в мелодраме «Летняя гроза». В 1952 году после смерти отца в память о нем Марина берет псевдоним «Влади». Она много снималась у французских, итальянских, а затем и советских режиссеров.
После выхода на экраны фильма «Колдунья» (1959 г.) по мотивам повести А.И. Куприна «Олеся» Марина стала популярна и узнаваема в Советском союзе.
У нее всегда было много поклонников. К их числу приписывают Марчелло Мастроянни, Марлона Брандо, Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара. В 1955 году она вышла замуж за режиссера Робера Оссейна. Вторым мужем актрисы был летчик Жан-Клод Бруйе. После второго развода, в 1967 году, Марина Влади отправилась в Россию, где и познакомилась с Владимиром Высоцким.
В 1970 году Марина Влади и Владимир Высоцкий поженились, празднование проходило в московской съемной квартире. После медового месяца Марина уехала на съемки во Францию, а Владимир остался в Москве. Ему не давали выездную визу и супругам оставалось общаться на расстоянии. В 1980 году их брак прервался вместе со смертью Высоцкого.
В 1989 году Марина Влади выпустила автобиографический роман «Владимир, или Прерванный полет», который был издан во многих странах.

Марина Влади была замужем четыре раза, у нее трое сыновей.
Первый брак (1955-1959) с режиссером Робером Оссейном, сыновья Игорь и Петр.
Второй (1963-1966) с летчиком Жаном-Клодом Бруйе, сын Владимир.
Третий брак (1970-1980) с поэтом, актером и исполнителем песен Владимиром Высоцким.
Четвертый брак (1981-2003) с онкологом Леоном Шварценбергом.


Смотрите также:



Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский, советский поэт, прозаик, переводчик. .
Родился в Москве. Отец – Леонид Осипович Пастернак, художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожденная Кауфман) – пианистка.
Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году (сборник «Близнец в тучах»).
В 1955 году Борис Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго». После неудачных попыток опубликовать роман в СССР, передает рукопись за границу. В 1957 году роман был опубликован в Италии, а затем и во многих других странах.
В 1958 году Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской эпической прозы.
Борис Пастернак с радостью принял награду, но затем под давлением советского руководства вынужден был отказаться от премии.
В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей СССР и вплоть до своей смерти в 1960-м подвергался давлению со стороны советской пропаганды и преследованиям, в том числе со стороны генеральной прокуратуры СССР.
Вплоть до начала Перестройки в школьных учебниках по литературе в СССР не было упоминания о Борисе Пастернаке.
В 1986 году в подмосковном поселке Переделкино в доме, где Пастернак проживал с 1939 года, открылся музей .

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский, советский поэт, прозаик, переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года .
Родился в Москве. Отец – Леонид Осипович Пастернак, художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожденная Кауфман) – пианистка.
Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году (сборник «Близнец в тучах»).
В 1955 году Борис Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго». После неудачных попыток опубликовать роман в СССР, передает рукопись за границу. В 1957 году роман был опубликован в Италии, а затем и во многих других странах.
В 1958 году Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской эпической прозы.
Борис Пастернак с радостью принял награду, но затем под давлением советского руководства вынужден был отказаться от премии.
В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей СССР и вплоть до своей смерти в 1960-м подвергался давлению со стороны советской пропаганды и преследованиям, в том числе со стороны генеральной прокуратуры СССР.
Вплоть до начала Перестройки в школьных учебниках по литературе в СССР не было упоминания о Борисе Пастернаке.
В 1986 году в подмосковном поселке Переделкино в доме, где Пастернак проживал с 1939 года, открылся

На Первом канале идет сериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. Как складывалась личная жизнь и биография Василия Аксенова?

Василий Аксёнов - российский писатель, кинодраматург, профессор русской литературы в различных университетах США.

Семья Василия Аксенова. Отец – Аксёнов Павел Васильевич был председателем казанского горсовета, членом бюро Татарского обкома партии.

Мать – Гинзбург Евгения Семеновна была преподавателем Казанского Педагогического института, заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария", автором мемуаров о сталинских лагерях, в том числе - "Крутого маршрута".

В семье было три ребенка: Василий, и брат с сестрой от первых браков родителей - Алексей и Майя.

В конце 1930-х годов, когда Василию Аксёнову исполнилось пять лет, его родители были арестованы, осуждены: мать приговорили к 10 годам тюремного заключения, отца - к высшей мере наказания, которая потом была заменена на 15 лет лишения свободы.

Майю и Алексея забрали на воспитание родственники, а Василий, как полный сирота, был направлен в Костромской детский дом для детей заключённых.

Через полгода дядя Аксёнова – Адриан Васильевич (брат отца) смог забрать Василия из детдома. Он вернулся в Казань, до 16 лет жил у своей тёти, восемь классов учился в средней школе № 19 им. В. Г. Белинского.

Когда Василию Аксёнову исполнилось 16 лет, он приехал в столицу Колымы – город Магадан, где находились его мать, Евгения Гинзбург. Их встреча описана Гинзбург в книге "Крутой маршрут".

После окончания школы Аксёнов отправился из Магадана, поступать в институт. В 1950 г. стал студентом Казанского медицинского института, а через четыре года перевёлся в Первый Ленинградский медицинский институт имени И.П.Павлова.

После института Аксёнов трудился терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта. Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957–1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958–1960).

Первый литературный опыт Василия Аксёнова относится к студенческой поре.

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор.

В 1979 году Василий Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Двое авторов альманаха – Евгений Попов и Виктор Ерофеев – были исключены из Союза писателей СССР.

В знак протеста Инна Лиснянская, Семён Липкин и Василий Аксёнов заявили о своём выходе из союза писателей.

22 июля 1980 года Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего его и жену лишили советского гражданства.

В 1990 году Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство.

В 1992 году в свет вышла трилогия "Московская сага", которую в 2004 году экранизировали.

В 2008 году у писателя произошел инсульт. До 2009 года он пребывал в коме. Все это время рядом с ним находилась его любимая жена – Майя Кармен.

Личная жизнь Василия Аксёнова складывалась непросто.

Его первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934-2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой, основателя и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института.

Вторая жена Аксенова - Майя Кармен. Когда они встретились, то были оба женаты.

Майя Афанасьевна (Змеул) Аксёнова родилась в 1930 году.

Её первым мужем был внешторговский работник Морис Овчинников. Через 3 года у супругов родилась дочь Елена. Но вскоре брак рухнул. Майя встретила известного режиссёра Романа Кармена и влюбилась.

Он ради неё бросил семью – развёлся с женой Ниной Орловой, с которой прожил 20 лет.

Майя Кармен окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.

В 1970 году в Ялте состоялось знакомство Майи Кармен и Василия Аксёнова. После этого Василий Аксёнов и Майя Кармен начали встречаться.

Майя Кармен не могла расстаться с мужем Романом Карменом. Лишь в 1978 году после его смерти любовники смогли легализовать свои отношения. Василий Аксенов развелся с женой Кирой.

В мае 1980 года Василий Аксёнов и Майя Кармен сыграли свадьбу. Отметили событие в Переделкино, на даче, где собрались близкие друзья.

У Василия Аксенова есть сын - Алексей Васильевич Аксёнов. Он родился в 1960 году, художник-постановщик.

Кроме того писатель воспитывал падчерицу Елену, дочь второй жены.

Летом 2008 года Елена внезапно умерла. Ранее в 1999 году погиб, выпав из окна, 26-летний внук Майи Иван.