Классный час "день памяти жертв фашизма". Урок мужества «Международный день борьбы с фашизмом» (1 класс) Международный день борьбы с фашизмом классные часы

Международный день памяти жертв фашизма В 1962 г. второе воскресенье сентября каждого года объявлено Организацией Объединенных Наций Международным днём памяти жертв фашизма Почему в сентябре? Потому что именно в этом месяце началась (с нацистского вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года) и закончилась (капитуляцией милитаристской Японии 2 сентября 1945 года) Вторая мировая война.


Фашизм, нацизм - Сумма идей и ряд действий, направленная на установление господства одной расы (арийской) над другими методами порабощения и полного уничтожения. Возник в гг. в Италии и Германии.


Концентрационные лагеря - созданы для содержания взятых под арест врагов режима. С 1933 по 1939 гг. через гитлеровские концентрационные лагеря было «пропущено» около 1 млн. человек. Во время второй мировой войны через концлагеря «прошло» 18 млн. человек представителей народов всех стран Европы, из них 11 млн. были умерщвлены. Уже в 1933 г. в Германии существовало свыше 50 концентрационных лагерей..




Лагерные условия Каждодневный ад узника обычно начинался и оканчивался поверкой. Под колючим снегом и проливным дождём, в зной и лютый холод утром и вечером должны были стоять узники молодые, старики и даже дети. Фашисты специально затягивали поверки, которые длились несколько часов независимо от погоды.


Заключённые влачили голодное существование. Один раз в день кофе из жжёной брюквы, два раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с древесными опилками обычный рацион заключённого. Сначала суп давали горячим, но наступило время, когда его разливали по мискам в полдень и он стоял до вечера. Только большой голод заставлял есть эту похлёбку.




Часто отказывал водопровод, и узники не могли ни помыться, ни пополоскать посуду. Если заключённые промокли во время работы или на перекличке, то ложились спать в мокрой одежде и сушили её теплом собственного тела во время сна. В лагерных условиях даже самая незначительная болезнь становилась опасной. За короткое время тело больного покрывалось страшными ранами.







Наказания и казни Человек мог быть наказан за что угодно. Наказывали за то, что узник сорвал яблоко или принёс кусочек брюквы; за то, что курил или облегчался во время работы; за то, что не по форме был завязан платок; за то, что отсутствовала или была расстёгнута пуговица и даже за обмен собственного золотого зуба на хлеб. Заключённые, не понимавшие приказов (отдаваемых по-немецки) или недостаточно быстро их выполнявшие, были обречены на побои и преследования со стороны эсэсовцев и должностных.


Детей наказывали наравне со взрослыми, даже за самые невинные проступки. На детей, как и на взрослых, распространялась коллективная ответственность. Если в каком- нибудь помещении обнаруживали беспорядок, наказывали всех, независимо от возраста. В наказание, детей, например, заставляли сидеть в течение нескольких часов без движения на снегу.



11 миллионов людей, превращённых в пепел... Это 11 миллионов сложившихся личностей, это люди, которые могли дать новые жизни. Преступления против народов Европы, совершённые фашистской Германией, не имели себе равных в истории человечества. Об этом необходимо помнить, потому что случившееся один раз может повториться.




Международный день памяти жертв фашизма В этот день во всем мире: проходят общественные акции в память о десятках миллионов людей погибших в годы Второй мировой войны; принято посещать памятники, мемориалы, кладбища, где захоронены жертвы фашизма; принято ухаживать за безымянными, заброшенными, братскими могилами.




Современный неонацизм Австрия Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Великобритания Венгрия Германия Греция Россия США Украина Франция Хорватия Эстония Во многих государствах в последние десятилетия продолжают действовать подпольные или открытые организации, придерживающиеся идеологии нацизма


Национализм и неонацизм в Украине Эмблема батальона «Азов», добровольческого вооружённого формирования, многие члены которого придерживаются праворадикальных и неонацистских взглядов Британская газета The Telegraph отмечает, что привлечение формирований, подобных батальону «Азов» к спецоперации на востоке Украины «должно приводить европейцев в ужас», поскольку «источники их финансирования туманны, подготовка несовершенна и занимает всего две недели, а идеология должна настораживать». Издание отмечает, что как нацисты из Третьего рейха, батальон использует в качестве своей символики «волчий крюк», а члены открыто признаются, что являются расистами или антисемитами.


Национализм и неонацизм в Украине Вооруженные столкновения в Украине привели к тому, что группировки неонацистов из стран Европы и России, предпочитающие силовые способы решения проблем, используют конфликт в своих целях и пытаются привлекать на свою сторону новых участников.


Международный день памяти жертв фашизма Не траурный мрамор, не скорбный гранит, Не статуй и стел миллионы – Лишь память людская навек сохранит Те муки, и слезы, и стоны. Не может быть кто-то превыше других, И это доказано жизнью! И значит, сегодня мы вспомним о них – О павших, о жертвах фашизма…

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Классный час по теме: «Уроки фашизма»

Подготовила и провела

классный руководитель 10 класса

Сурнева Е.И.

08.05.2014 г.

Цели:
воспитательные

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
  • подготовка к ответственной, осмысленной жизни;
  • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

развивающие

  • развитие патриотического сознания молодежи;
  • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя цели урока и сути фашизма.

Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Появилось в 1919 в Италии. Создатели – Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год. Адольф Гитлер – вождь Национал-социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Идеология фашизма. Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

5 ноября 1937 года на тайной конференции с участием военного командования и министра иностранных дел Гитлер заявил: « В нашем случае речь идет не о том, чтобы завоевать народы, а исключительно о том, чтобы завоевать пространство, пригодное для аграрных целей» (Францишек Пипер Истребление)

Эту мысль развил и восполнил Генрих Гимлер в 1942 году: «Мы хотим добиться того, чтобы на Востоке жил народ чисто НЕМЕЦКОГО происхождения». Гитлеровские оккупанты наметили уничтожить 50 миллионов славян, а «еврейский вопрос» решить посредством массового уничтожения. Особая роль в проводимой политике отводилась политике истребления через концентрационные лагеря.

Гитлеровцы обрекли на уничтожения также цыган. В концлагерях сознательно истребляли людей. Они умирали вследствие нечеловеческих условий жизни и непосильного труда, вследствие пыток и казней, псевдомедицинских экспериментов; большинство же погибло вследствие умерщвления в газовых камерах.

Ведущий 1. Война, 70 лет прошло…

Ведущий 2. Война… от Москвы до Берлина – две тысячи шестьсот километров.

Ведущий 1. Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.

Ведущий 2. Перебежками и по-пластунски – четыре года…

Ведущий 1. Четыре года… Тысяча четыреста восемнадцать дней!..

Ведущий 2. Тридцать четыре тысячи часов!..

Ведущий 1. И двадцать семь миллионов погибших советских людей…

Ведущий 2. Предписание фюрера германской армии от 16 сентября 1941 года: «…Чтобы в корне задушить недовольство русских и чтобы утвердить авторитет окружающих властей, необходимо по первому же поводу применять самые жестокие меры. Например, искуплением за жизнь одного немецкого солдата должна служить смертная казнь пяти-десяти-ста коммунистов. Способ казни должен увеличить степень устрашающего воздействия. Войска имеют право и обязаны применять в этой войне любые средства, без ограничения, так же – против женщин и детей, если только это способствует успеху».

Ведущие уходят в зале выключается свет (фильм Жесткость нацизма)

После просмотра фильма учитель читает стихотворение

М. Джалиля «Варварство».

Варварство

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

После стихотворения демонстрируется фильм «Концлагеря. Дорога в ад»

По окончании фильма объявляется минута молчания

Фашизм сегодня.

2006

27 – летний индийский студент Сингх Нитеш Кумар – VI курса Медицинской академии имени Мечникова получил 7 ножевых ранений.

Чем он помешал нашей стране, нашему народу?

2007

Трое преступников из числа так называемых скинхедов получили приговор за нападение на граждан Азербайджана и Киргизии, закончившееся убийством одного из них.

«День памяти жертв фашизма
Классный руководитель:
Десятки миллионов жизней забрал с собой один pежим;
Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.
Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..: Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»
Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,
Но память вечная живет, и боль на сердце не дает
Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,
Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.
Мы будем помнить вечно эту боль,
Замученных на празднике фашизма,
Но не забывших гордость и любовь
И заплативших за геройство жизнью.
Принявших муки только лишь за то,
Что не хотели быть под стать убийцам.
Мы будем помнить вечно вашу боль!
И вглядываться в призрачные лица...;
Ведущий: День памяти жертв фашизма был определен именно в 1962 сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.
День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей - солдат и мирных жителей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во Второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ (во многих странах в этот день принято ухаживать за безымянными, заброшенными могилами).
Ведущий: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Полвека назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.
Вед. Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат
От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.
Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф
Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Блокада Ленинграда.
В конце ноября ударили морозы. Ртуть термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах пoгас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали: устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим, первые этажи домов.
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!"
-До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
Ученик. Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.
Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.
В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.
Ученик. Вот 5 основных лагерей смерти.
ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех: заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.
БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс
ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1960 в Дахау открыт памятник погибшим.
МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.
Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.
Януша Корчака - был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети: любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты. Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.
Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм.
Никогда!
Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.
Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых камерах
фашистских концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озаряться имена
павших героев.
Смеясь и плача, мы пойдем гулять,
Не выбирая улиц, как попало,
И незнакомых будем обнимать
Затем, что мы знакомых встретим мало.
Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед
Нам этот день - за многое награда
Война окончена.
Фашизма в мире нет.
Во славу павших радоваться надо.
Пусть будет солнце, пусть цветет сирень
Пусть за полночь затянутся беседы..
Но вот настанет следующий день
За праздником победы!
Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.
Исполнение песни «Катюша»
Краснодарский край, Северский район, хутор Коваленко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №8 хутора Коваленко
Муниципального образования Северский район
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ФАШИЗМА
Классный час
5 класс
Учитель Назарова Л. Н.

Цель урока: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время, когда он опять поднимает свою голову.

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны

2.Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов,

3. Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

План урока

  1. Исполнение песни «Хотят ли русские войны» Сл. Е. Евтушенко Муз. Э.Колмановского.
  2. Вступление. Немного из истории русского государства.
  3. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.
  4. История создания песни «Бухенвальдский набат».
  5. Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».
  6. Создание монумента «Борцам сопротивления фашизму»
  7. Показ фрагмента из фильма «17 мгновений весны».
  8. Обращение Советского правительства к народу.
  9. Исполнение песни на мелодию песни «Синий платочек».
  10. Обращение к народу митрополита главы православной церкви в России Сергия.
  11. История страшной трагедии белорусской деревни Хатынь.
  12. Песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантер М.Исаковский.
  13. Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».
  14. Исполнение песни «Москвичи» А.Эшпая Е. Винокурова.
  15. История создание первых фашистских организаций в Италии и Германии.
  16. Неисчислимые жертвы гитлеровского фашизма.
  17. Итог: «Мир планете, смерть войне».
  18. Демонстрация компьютерной презентации.

Ход урока

Показ компьютерной презентации (Приложение 1 ).

СЛАЙДЫ 1, 2.

Исполнение учащимися песни «Хотят ли русские войны» Е.Евтушенко, Э.Колмановского.

Учащийся 1. - Народ не может жить, не помня уроков своей истории.

Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

СЛАЙДЫ 3, 4.

Учащийся 2. - Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов нашего города и микрорайона. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях, которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях-панфиловцах, песня о Зое Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитников Москвы и т.д. Многим из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже один раз привело.

Исполнение учащимися песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.

СЛАЙД 5.

Учащийся 3. - Песня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна!»

Учащийся 4. - Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд.

Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».

Учащийся 1. - 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников Бухенвальда, где в период 1937-1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36 государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000 человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях, погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый «бухенвальдский набат».

Показ фрагмента из фильма «Помни имя свое» (дети в фашистском концлагере)

Учащийся 2. - Замысел песни возник у композитора Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти – Освенцима. «Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: «Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы все могло повториться!»

Учащийся 5. – Расплата ждала врага не только за погибших в бою молодых солдат (а по статистике, парни, родившиеся в СССР в период с 1922 по 1926 год, были уничтожены войной подчистую), но и за томящихся в неволе узников концентрационных лагерей «Бухенвальд», «Освенцим», «Саласпилс», «Майданек» и многих других, где томились в тяжелейших условиях голода, побоев, пыток сотни тысяч антифашистов.

Показ фрагмента из фильма «Государственная граница».

Учащийся 3. – 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Исполнение учащимися песни на мотив - «Синий платочек».

22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным Вам быть навсегда!

Учащийся 4. - А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…

Вспомним святых вождей русского народа, Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника».

Слушание песни «Хатынь» в исполнении ансамбля «Песняры».

Учащийся 2. – Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами,прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ! Нельзя, чтобы это повторилось снова!!!»

Показ фрагмента из фильма про Хатынь.

Учащийся 1. – Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!»

14.Песня «Враги сожгли родную хату» М.Блантер М. Исаковский.

Учащийся 2 .

Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе, на перекресток двух дорог.
Нашел солдат в широком поле, травой заросший бугорок.
Стоит солдат, и словно комья, застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего.
Готовь для гостя угощенье, накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».
Никто солдату не ответил, никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер траву могильную качал.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Исполнение учащимися песни А. Эшпая и Е. Винокурова «Москвичи».

Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».

Учащийся 4. – Первые фашистские организации появились весной в 1919 году в Италии в виде военизированных дружин. В октябре 1922 года фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооруженный «поход на Рим», имевший результатом назначение 31 октября 1922 года. Премьер-министром главу фашистов («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих 4-х лет были постепенно ликвидированы политические свободы, установлено всевластие фашистской партийной верхушки.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны. В наиболее концентрированном виде фашизм получил реальное воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

Учащийся 5. – Придя к власти в начале 1933 года, когда 30 января вождь национал-социалистической партии Гитлер был назначен главой имперского правительства Германии, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом и личностью всеобъемлющего тотального контроля.

Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Они огульно относили евреев, независимо от их подданства, поляков, украинцев, белорусов, русских и представителей национальностей восточных народов к категории «неполноценных», концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 года-первые в Бухенвальде и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10.000. Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные «учреждения», предназначенные для организованного, систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 6. – На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 1. – Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавлении человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне.

Учащийся 2. – Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах Европы.

Учащийся 3. – Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Учащийся 4. – Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Учащийся 1. – Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Выступление перед учащимися школы ветерана Великой Отечественной войны, члена Совета ветеранов «Орехово-Борисово Северное» Чубарева Михаила Дмитриевича - «Что готовил фащизм». Мальчонкой, Михаил Дмитриевич, как и все ребята военной поры, убегал на фронт. Его возвращали. И только когда ему исполнилось 17 лет, попал на фронт, приписав себе один год. Воевал во 2-ом Гвардейском Тацинском танком корпусе. На войне научился играть на баяне. Очень любит музыку.

Учащийся 2.

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

(учащиеся ГОУ СОШ № 939)

Исполнение «Гимна России».

Сценарий Урока мужества

1 ведущий: 9 ноября мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.

Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (78 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.

2 ведущий: За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечины, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Были сожжены и разгромлены синагоги, сотни жилых домов и 7,5 тысяч торговых и коммерческих предприятий. Массовый еврейский погром, получивший позднее название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин» положил начало Холокосту - массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели 6 млн. евреев.

Чтец 1: Красивое название, страшные дела:

Убила сотни жизней « Ночь из хрусталя».

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

Чтец 2: Человек родился, он просто человек,

Русский или немец, еврей или узбек,

У каждого есть мама, каждый хочет жить,

Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,

Где кто-то разжигает злобу и расизм.

Где страшно быть не тем и не таким,

Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,

Настоящих поводов для ненависти нет.

Вспомним смерть замученных в начале ноября.

Не должны мучения позабыться зря.

Ведущий 1: Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»

Холокост - слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей...

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ?

Ведущий 2 : В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал -социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом - евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.

Ведущий 1: Холокост - унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ведущий 2 : Во время Второй мировой войны немецко - фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1: Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ведущий 2 : Лагерь Майданек был создан в августе - сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ведущий 1 : Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ведущий 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Просмотр видео

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть своей завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства и зверств.

Но мы в памяти оставим

Имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

Страшные кровавые слова.

Ведущий 1: Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ведущий 2 : Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концлагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 - ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ведущий 1 : Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Ведущий 2: Дети воины. Дети у которых украли детство… После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Ученица читает письмо Кати Сусаниной (сценка)

Ведущий 1: В 1945 г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Ответы детей

Ведущий 2 : Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним - мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь - пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.