Из состоит основа предложения. Практикум "трудные случаи выделения грамматической основы предложения". Какие слова являются грамматической основой

Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

Вконтакте

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Как найти грамматическую основу предложения?
  2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  3. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

Сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

Составные сказуемые

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

Ниже мы публикуем (в сокращении) статью О.М. Чупашевой, излагающую основные положения ее выступления на Марафоне–2005.
С двумя другими публикациями выступлений на Марафоне наши читатели могут познакомиться в № 12/2005 (Б.Ю. Норман «Языковые нормы: выбор варианта языковой единицы») и в № 15/2005 (И.А. Громов «Типы заданий по русскому языку»)

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск

Грамматическая основа предложения: проблемы и решения

Грамматическая основа (иначе – предикативная основа) – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует. Вот почему любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения его грамматической основы. При определении грамматической основы, разграничении подлежащего и сказуемого возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.

I. Разграничение конструкций с грамматической основой и без нее, то есть предложений и не предложений.

II. Определение некоторых разновидностей неморфологизованных подлежащих.

III. Характер простого глагольного осложненного сказуемого.

IV. Тайны инфинитива и вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

V. Секреты связочного глагола составного именного сказуемого.

VI. Вопрос о сложном сказуемом.

VII. Квалификация сказуемых, выраженных устойчивыми сочетаниями.

VIII. Разграничение подлежащего и сказуемого в грамматической основе существительное + существительное.

IX. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений с незамещенной позицией одного из главных членов. <...>

I.

И вот первая проблема – разграничение предложений и построений, предложениями не являющихся. Проанализируем примеры. На вопрос Петя приедет на каникулы? можно получить разные ответы: а) Петя приедет на каникулы ; б) Приедет; в) На каникулы? г) Да или Еще бы! Ответ (а) имеет грамматическую основу Петя приедет – это предложение. Ответ (б) – тоже предложение: его грамматическая основа – сказуемое приедет , и есть незамещенная позиция подлежащего, на нее указывает форма глагола-сказуемого (об этом см. ниже). Более сложно найти грамматическую основу в ответе (в): словесно она не выражена, но она есть. На каникулы представляет собой обстоятельство, а обстоятельство, как известно, входит в состав сказуемого. Следовательно, это подсказка, что в предложении есть синтаксическая позиция сказуемого, только она не замещена словоформой. Уже можно говорить о наличии грамматической основы; На каникулы? – тоже предложение. В отличие от проанализированных примеров, ответы (г) не имеют грамматической основы (главные члены не представлены словесно, нет и их синтаксических позиций) – это не предложения. Такие построения в науке называют высказываниями. В школьных учебниках рассматриваются некоторые виды высказываний, их называют словами-предложениями, междометными предложениями. Есть еще один термин для таких единиц – нечленимые предложения, он подчеркивает, что они вообще не содержат членов предложения.

Заметим, что высказывание – это любая сообщающая единица, значит, ответы (а) – (в) – это высказывания и одновременно грамматические предложения, а вот ответы (г) – только высказывания, это своеобразные заместители грамматических предложений. И еще. Главные члены не всегда выражаются словесно, то есть в предложении могут быть их незамещенные позиции. О незамещенных позициях свидетельствуют сигналы, или «подсказки», как, скажем, в примере (в).

Интересно, что в конкретных синтаксических условиях слова, образующие высказывание, способны занимать синтаксические позиции, то есть выполнять функцию членов предложения, в том числе и главных. Ср. предложения: 1) Письмо твое получили . Спасибо . и 2) Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет .(Посл.) В примере (1) Спасибо – только высказывание, или слово-предложение: оно не имеет грамматической основы. В примере (2) спасибо , как, впрочем, и пожалуйста , занимает позицию подлежащего, но оно при этом субстантивируется, то есть приобретает некоторые признаки существительного. Еще примеры: 3) Нет, не тебя так пылко я люблю… (М.Лермонтов) и 4) Нет в их домах ни музыки, ни пенья! (Б.Окуджава) В примере (3) нет обозначает только отрицание, грамматической основы не имеет – это не предложение. В предложении (4) нет обозначает отсутствие чего-либо (здесь – музыки, пения), находится в позиции сказуемого и формирует односоставное безличное предложение.

Продолжим анализ грамматических предложений: они имеют грамматическую основу. По характеру грамматической основы, то есть по количеству главных членов, их синтаксических позиций предложения делятся на двусоставные и односоставные. Анализ основ каждого типа имеет свои трудности.

II.

Рассмотрим проблемы, связанные с изучением грамматической основы двусоставных предложений. Грамматическая основа двусоставного предложения образуется подлежащим и сказуемым, их синтаксическими позициями. Каждый главный член имеет свои тайны. Прежде всего напомним, что члены предложения выражаются различными способами: предназначенными для них частями речи (это так называемые морфологизованные члены предложения) и не предназначенными для них частями речи (неморфологизованные члены предложения).

Морфологизованное подлежащее выражается существительным или местоимением-существительным (я, ты, кто и под.) в именительном падеже, их обнаружить нетрудно. Проблемы связаны с неморфологизованными подлежащими. Назовем некоторые из таких подлежащих. Это прежде всего подлежащие, выраженные синтаксически неразложимыми словосочетаниями. Наиболее частотны подлежащие со значением количества – определенного, неопределенного или приблизительного. Они состоят из сочетаний числительного или слова другой части речи с количественным значением и существительного в родительном падеже. Вот примеры. 5) Четыре подружки ели ватрушки ; 6) Ихбыло четверо (подлежащие четыре подружки, четверо их обозначают определенное количество); 7) В нашем городе было много молодежи ; 8) У меня было мало времени для сна (много молодежи, мало времени – подлежащие с неопределенно-количественным значением); 9) До нас дошло около четырех с половиной тысяч его [Чехова] писем к родственникам, друзьям и знакомым. (К.Чуковский) (около четырех с половиной тысяч писем – подлежащее со значением приблизительного количества).

Подлежащее может быть выражено синтаксически неразложимым словосочетанием со значением избирательности, как большинство из нас в предложении 10) Большинство из нас любит читать. Это и подлежащие, выраженные сочетаниями неопределенных или определительных местоимений с существительными, субстантивированными словами или другими местоимениями, ср.: 11) Кто-то незнакомый звонил тебе днем; 12) Я открыл футлярчик. В нем лежало что-то завернутое в нечто белоснежное и легчайшее. (Д.Гранин); 13) Все это радовало меня; 14) Все они радовали меня (подлежащие – кто-то незнакомый, что-то завернутое, все это, все они ).

Обратим внимание на подлежащие, выраженные фразеологизмами, появившимися, как отметил акад. В.В. Виноградов, в результате «сращения и слияния частей сложного предложения» (Грамматика русского языка: В 2 тт. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. II. ч. 1. С. 21). Таковы подлежащие чем угостить, куда пойти в предложениях 15) Всегда находилось чем угостить . (И.Гофф); 16) Было куда пойти. Заметим попутно, что запятыми такие фразеологизмы не выделяются.

В позиции подлежащего может быть прямая речь: 17) «Приезжай, помоги, без тебя как без рук», – было написано в письме. (Ю.Нагибин) (было написано кто? что? «Приезжай, помоги» ). В позиции подлежащего возможны вкрапления. Вкрапления – слова, словосочетания, которые отражают особенности словоупотребления персонажей, не связанных непосредственно с ситуацией речи. Вкрапления обычно выделяются кавычками. В предложении 18) Ваше «с мыслями о будущем» утешило меня подлежащее – вкрапление с мыслями о будущем.

Своеобразно подлежащее в предложении 19) Маша сочинила стихотворение сама. Дело в том, что местоимение сама одновременно связано с двумя членами предложения: с подлежащим Маша и сказуемым сочинила (о таких членах предложения говорят, что они имеют двунаправленные синтаксические связи). Будучи связанным с подлежащим, местоимение занимает одну с ним синтаксическую позицию: Маша сама – подлежащее. А связанное с глаголом-сказуемым, оно в то же время выступает в функции обстоятельства образа действия: сочинила каким образом? сама . Члены предложения с двунаправленными связями, имеющие одновременно разные значения и выполняющие вследствие этого функции – тоже одновременно! – различных членов предложения, называют синкретичными (синкретизм от греч. synkretismos – сотрудничество, содружество). Следовательно, сама – подлежащее и обстоятельство образа действия одновременно.

III.

Какие проблемы возникают при анализе сказуемого? Сначала вспомним типы сказуемых. По структуре различаются сказуемые простые, составные и сложные (или осложненные, усложненные), а по морфологическому выражению – глагольные и именные. Отсюда термины для сказуемых – простые глагольные, составные глагольные, составные именные. О сложных сказуемых разговор особый.

Остановимся на простых глагольных сказуемых. Это морфологизованное сказуемое, оно выражается спрягаемыми глагольными формами, например, люблю в предложении 20) Я люблю апрельские рассветы . (А.Дементьев). Но и здесь есть проблемы. Обратим внимание на то, что к простым глагольным сказуемым, но осложненным относят и сказуемые, представленные повторением одного и того же глагола или однокоренных глаголов, например, летите, летите в предложении 21) Летите, голуби, летите . (Из песни) или лились-пролились в предложении 22) Лились-пролились дожди пустяковые, Словно навстречу молве. (В.Дударев) Простым глагольным осложненным называют и сказуемое, образованное формами повелительного наклонения, скажем, давай рассказывай в предложении 23) Давай рассказывай о себе! Сюда включают сказуемые, образованные сочетанием спрягаемых глаголов с частицами: 24) Он взял да и рассказал (сказуемое взял да и рассказал ).

IV.

Следующие проблемы связаны с составными глагольными сказуемыми. Составные глагольные сказуемые строятся по формуле: вспомогательный глагол + инфинитив. Каждая из этих частей имеет свои «тайны». Рассмотрим сначала инфинитив. Надо различать две разновидности инфинитива – субъектный и объектный: не каждый из них образует составное глагольное сказуемое. Ср. предложения: 25) Я могу рисовать и 26) Я советую тебе рисовать . В предложении (25) инфинитив рисовать и спрягаемый глагол могу обозначают действие одного и того же лица, или субъекта (здесь – я ), – такой инфинитив называется субъектным. Он может входить в состав сказуемого. В предложении (26) инфинитив рисовать обозначает действие одного лица (здесь – тебе ), а спрягаемый глагол советую – действие другого лица (здесь – я ), то есть инфинитив и спрягаемый глагол обозначают действия разных лиц, такой инфинитив называется объектным. Обратим внимание на то, что лица не всегда обозначаются в предложении, но инфинитив сохраняет свою природу, ср. субъектный инфинитив в предложении 27) Могу рисовать и объектный в предложении 28) Советую рисовать .

Другая часть составного глагольного сказуемого – вспомогательный глагол. Вспомогательными признаются глаголы трех типов: 1) фазовые, 2) модальные, 3) эмоциональные. Фазовые глаголы обозначают начало, продолжительность или завершенность действия (начать, приступить, продолжить, завершить, перестать и под.). Модальные глаголы – это глаголы, выражающие отношение говорящего к высказыванию, его достоверности (мочь, уметь, хотеть, желать и под.). Эмоциональные глаголы обозначают различные чувства, эмоции (любить, бояться, опасаться, пугаться и под.).

Итак, составное глагольное сказуемое соответствует двум требованиям: 1) инфинитив в его составе должен быть субъектным, 2) спрягаемый глагол – вспомогательным. Поэтому в предложениях (25), (27) сказуемое составное глагольное. Другие примеры (сказуемые выделены): 29) Сосед принялся копать грядки; 30) Я хочу еще раз испытать себя. (Е.Богат); 31) Я стану испытывать собственные силы [не смешивайте с простым глагольным сказуемым, выраженным сложным будущим временем глагола, как в предложении 32) Я буду испытывать собственные силы. (Е.Богат)]; 33) Никто из нас в жизни не осмелится накинуться на мельницы. (Ю.Ким) При несоблюдении хотя бы одного из названных условий сочетание глаголов не образует составного глагольного сказуемого. Ср. предложения (26), (28), где инфинитивы объектные, поэтому и не входят в грамматическую основу. Они выполняют функцию дополнения (советую что? рисовать ), а сказуемое – советую . В предложении 34) Конькобежцы готовятся участвовать в розыгрыше областного первенства инфинитив субъектный, но спрягаемый глагол готовятся не вспомогательный, значит, сказуемое готовятся , а участвовать – дополнение (готовятся – к чему? – участвовать ). В предложениях 35) Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! (К.Чуковский) и 36) Мы по Африке гулять Навсегда забудем! – инфинитив гулять субъектный, но спрягаемые глаголы не ходите, забудем не входят в разряд вспомогательных, они являются простыми глагольными сказуемыми. Что касается инфинитивов, то один из них выполняет функцию обстоятельства цели (не ходите с какой целью? гулять ), а другой – функцию дополнения (забудем о чем? гулять ).

V.

Составные именные сказуемые строятся так: связочный глагол + именная часть. Именная часть выражается различными именами, а также наречиями, словами категории состояния. Связочные глаголы представлены тремя разновидностями: отвлеченными, полуотвлеченными (или полузнаменательными) и знаменательными. Эти разновидности устанавливаются в зависимости от степени утраты глаголом лексического значения. Отвлеченная связка быть полностью утратила свое лексическое значение, она только связывает именную часть сказуемого с подлежащим, например: 37) Брат был школьником (не смешивайте с полнозначным глаголом быть , сохранившим свое лексическое значение «находиться» и выступающим в роли простого глагольного сказуемого, как в предложении 38) Брат был в школе ). Поскольку отвлеченная глагольная связка утратила лексическое значение, то она может быть не только словесно выраженной, но и нулевой: 39) Человек от рождения добр. (Е.Богат) Она проявляется на фоне словесно выраженных связок, то есть в системе предложений, ср.: Человек от рождения был добр, Человек от рождения будет добр, Человек от рождения был бы добр и т.д. Нулевую связку надо отличать от пропущенной связки, ориентир – их грамматическое значение. Нулевая связка, в отличие от пропущенной, имеет значение настоящего времени. Ср. предложение (39) со значением настоящего времени и выделенную часть предложения 40) Знакомы стали им [кораблям. – О.Ч. ] коварные теченья, знакома – верная сияющая ночь… (В.Набоков), имеющую значение прошедшего времени, устанавливаемого по контексту (стала знакома).

Полузнаменательные глаголы-связки частично утрачивают свое лексическое значение. К ним относятся такие, как стать, становиться, делаться, казаться, являться. Их опять-таки отличаем от полнозначных глаголов в функции простого глагольного сказуемого, ср.: 41) Иванов является рядовым и 42) Рядовой Иванов явился в часть. Выделены сказуемые – составное именное в предложении (41) и простое глагольное в предложении (42). Последнее сказуемое – явился – сохранило лексическое значение «пришел».

Знаменательные связки полностью сохранили свое лексическое значение. Сюда включаются глаголы со значением движения, состояния, деятельности: приехать, вернуться, сидеть, лежать, служить, работать . Пример: 43) А вот стул Блока – с краю, у самого окна стоял теперь пустым. (Е.Замятин) Эти глаголы могут выступать и как простые глагольные сказуемые, обозначая конкретные действия-состояния: 44) Стул стоял у окна.

VI.

Сложные, или осложненные, усложненные, сказуемые имеют разнообразное строение. Ограничимся некоторыми примерами (в них выделены сказуемые). 45) Вечером можно было не спеша побродить по Москве – сказуемое состоит из слова категории состояния, глагольной связки и инфинитива; 46) Уроки понимания искусства должны стать уроками понимания эпохи (Е.Богат) – сказуемое образовано кратким прилагательным, нулевой связкой, инфинитивом и существительным. Некоторые из таких сказуемых рассматриваются в школе, но в разряде составных глагольных. Это сказуемые, выраженные кратким прилагательным рад или должен , нулевой связкой и инфинитивом: 47) Я рад встретиться с вами ; 48) Я должен встретиться с вами.

VII.

Возникает закономерный вопрос: к какому типу относятся сказуемые, выраженные устойчивыми сочетаниями, такими, как, скажем, прийти на помощь, играть роль и под.? Для решения этого вопроса надо к такому сказуемому подобрать синоним и установить его тип. К тому же типу относится и анализируемое сказуемое. Покажем это на примерах. 49) Тут-то и придет на помощь спасительное словечко «эврика!» (Из газеты) Основа – словечко придет на помощь. Подбираем синоним: поможет – это простое глагольное сказуемое. Значит, и придет на помощь – простое глагольное сказуемое. 50) А вот в устранении «пугающего» главную роль начинает играть личность преподавателя. (Из газеты) Рассуждаем аналогично: Начинает играть роль имеет синоним начинает значить , который относится к составному глагольному сказуемому. Следовательно, начинает играть роль – также составное глагольное сказуемое.

VIII.

Вызывает трудности анализ грамматической основы в предложениях, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже. Классический пример – 51) Москва – столица России. Грамматическая основа здесь – Москва – столица (ее определяют правильно), но где подлежащее и где сказуемое? Сразу подчеркнем, что нельзя ориентироваться на порядок слов в предложении, так как он разграничивает единицы другого аспекта предложения – коммуникативного, или иначе – актуального. При актуальном членении порядок слов разграничивает другие явления – известное и новое (или данное и новое, тему и рему). В начале предложения, на первом месте, при прямом порядке слов бывает известное, тема высказывания, а на втором месте – новое, рема высказывания (см., например: Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. С. 9 и далее).

Нельзя разграничить в таких предложениях главные члены и путем подстановки вопросов. Используем другие способы. Вот они.

1) Известно, что сказуемое согласуется с подлежащим, это отмечено во многих школьных учебниках. Сейчас мы рассматриваем сказуемое с существительным в именительном падеже, то есть составное именное. Имя существительное по своим грамматическим свойствам не является согласуемым словом, значит, согласование сказуемого с подлежащим осуществляется через глагол-связку (без глагола нет сказуемого!). Форму не нулевого глагола-связки определяет подлежащее. Проанализируем предложение 52) Восторг был мое теперешнее состояние. Грамматическая основа – восторг был состояние . Связка был в мужском роде, из двух существительных основы связка согласуется с существительным мужского рода восторг , значит, это подлежащее, а сказуемое – был состояние.

При нулевой связке рассуждаем иначе.

2) Используем способ преобразования. Помним, что позицию подлежащего способно занимать существительное только в именительном падеже, а позицию сказуемого – и в именительном, и в творительном (так называемый творительный предикативный). Поэтому для распознавания главных членов следует преобразовать предложение так, чтобы один из именительных падежей существительных заменился творительным: это существительное и будет сказуемым. Вводим в предложение связку являться (только ее!): 53) Мертвое пространство в стихотворении – белое пятно в душе поэта. (В.Федоров) – Мертвое пространство в стихотворении является белым пятном в душе поэта неверно: Белое пятно является мертвым пространством . Следовательно, пространство – подлежащее, белое пятно – сказуемое (здесь оно выражено устойчивым словосочетанием со стержневым словом – существительным). Аналогично: 54) Что такое наша Земля? (Д.Гранин) – Чем таким является наша Земля? Земля – подлежащее, что такое – сказуемое. 55) Ты кто такой? – Ты являешься кем таким? Ты – подлежащее, кто такой – сказуемое. Возьмем на заметку: устойчивые сочетания что такое, кто такой всегда занимают позицию сказуемого. А вот предложение, где сказуемое предшествует подлежащему: 56) Их [аспирантов. – О.Ч. ] специальность – русская литература. (А.Эфрос) – Русская литература является их специальностью (неверно: Специальность является русской литературой ). Значит, литература – подлежащее, а специальность – сказуемое.

Вместе с тем существуют предложения, допускающие двойные преобразования. Рассмотрим пример 57) Мой брат – биолог. – Мой брат является биологом и Биолог является моим братом. В таких случаях оба существительных одновременно квалифицируются и как подлежащие, и как сказуемые – снова синкретизм!

3) Главные члены разграничивают на основе смысловой связи. Она заключается в том, что подлежащее, будучи определяемым словом, характеризуется, определяется сказуемым. Помня об этом, разграничиваем подлежащее и сказуемое ряда грамматических основ. Вот они.

Существительное собственное + существительное нарицательное. Существительные собственные по своим лексико-грамматическим свойствам могут только определяться, а значит, занимать лишь позицию подлежащего. Позиция сказуемого «остается» для имени нарицательного. И здесь порядок слов роли не играет. Ср. предложения: 58) Офелия – дочь придворного. (А.Эфрос); 59) Лучший исполнитель – Федор Шаляпин (подлежащие Офелия, Федор Шаляпин, сказуемые дочь, исполнитель ). Существительное собственное, подлежащее, может быть любым наименованием, например, названием пьесы: 60) Да, «Месяц в деревне» – пьеса не легкая. (А.Эфрос)

Существительное с более конкретным значением + существительное с более отвлеченным значением. Подлежащее как определяемое имеет более конкретное значение, а сказуемое, определяющее, – более общее, отвлеченное. Поэтому в предложении 61) Ясень – невероятно прочное дерево. (Из газеты) ясень является подлежащим, а дерево – сказуемым. Любопытно предложение 62) Ведь не каждый поэт – поэт . (А.Эфрос), где грамматическая основа – поэт – поэт. Так как при первом существительном есть «конкретизатор» – местоимение каждый , то его значение более узкое; второе существительное, без «конкретизатора», имеет значение более общее. Вывод: первое из существительных – подлежащее, второе – сказуемое.

Существительное без оценки + существительное оценочное. Поскольку сказуемое всегда характеризует подлежащее, то в данном сочетании первое существительное выполняет функцию подлежащего, а оценочное – функцию сказуемого. В предложении 63) Без науки человек – зверь. (А.Лосев) грамматическая основа человек – зверь. Существительное зверь употреблено в переносном значении с яркой отрицательной окраской, оно и есть сказуемое, а подлежащее – безоценочное существительное человек. Оценочность существительного может создаваться и подчеркиваться зависимыми от него определениями. Ср.: 64) Наука – великое достижение. (А.Лосев) Определение великое , имея значение «выдающееся», качественно характеризует существительное достижение , которое и занимает позицию сказуемого; существительное наука – подлежащее.

4) Разграничить подлежащее и сказуемое в грамматической основе существительное в им. п. + существительное в им. п. помогает слово это, если в предложении оно – обратите внимание! – присутствует. Это всегда прикрепляется к сказуемому, а значит, служит его показателем. Существительное без слова это всегда функционирует как подлежащее. В предложении 65) Культура человечества – это активная память человечества, активно введенная в современность. (Д.Лихачев) это при существительном память позволяет считать его сказуемым, значит, культура – подлежащее. Еще пример: 66) Это простая, но великая вещь – умение сосредоточиться на работе. (А.Эфрос) Слово это при первом существительном грамматической основы, вещь , требует расценить его как сказуемое, а второе существительное, умение, – как подлежащее. Слово это – сильный показатель сказуемого: оно способно «отменить» другие разграничительные признаки главных членов. Проанализируем предложение 67) Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел пишущих и мечтателей. (К.Паустовский) В основе счастье – это удел существительное счастье относится к оценочным, оценочность поддерживается и определением истинное, однако не оно сказуемое. Сказуемым является безоценочное существительное удел : при нем находится слово это.

IX.

Следующая проблема связана с разграничением двусоставных неполных и односоставных предложений. Напомним, что односоставные предложения имеют односоставные основы, формирующиеся одним главным членом. Односоставные основы имеют предложения: определенно- и неопределенно-личные (в науке иногда как особый тип выделяют обобщенно-личные предложения, в школе их считают разновидностью определенно- и неопределенно-личных предложений), безличные (иногда в науке выделяют инфинитивные предложения, в школе это безличные предложения) и назывные. Обратите внимание, что это структурно -семантические типы предложений, значит, их следует определять прежде всего по структурным особенностям, то есть по способу выражения главного члена, затем устанавливать их значение, или семантику. Не будем здесь перечислять структуру и семантику каждого типа односоставных предложений – в школьных учебниках они названы, перейдем к анализу трудных случаев.

Сравним выделенные предложения: 68) Сегодня жарко. Печет немилосердно . и 69) Солнце уже в зените. Печет немилосердно. Внешне они похожи, но однотипны ли? Сказуемое предложения (68) печет выражено личным глаголом в безличном употреблении. Грамматическое значение его – действие без деятеля – это значение безличного предложения. Следовательно, предложение (68) – безличное. Сказуемое предложения (69) – глагол печет в третьем лице единственном числе настоящем времени и в изъявительном наклонении. Грамматическое значение – отношение к конкретному лицу (солнце), оно несвойственно односоставным предложениям. Предложение (69) двусоставное. Но оно неполное. На неполноту указывает не только грамматическое значение, но и форма глагола-сказуемого: форма третьего лица единственного числа не может быть главным членом односоставного предложения. Аналогичный пример двусоставного неполного предложения: 70) И редко шагает, да твердо ступает. (Посл.) (В скобках заметим, что не каждая пословица, имея обобщенный смысл, представляет собой обобщенно-личное предложение.) Те же причины для признания неполными предложений Приедет и На каникулы? , проанализированных в начале статьи.

Другой пример:

71) – Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
(К.Чуковский)

Слон – главный член предложения, выражен существительным в именительном падеже. Эта форма может быть главным членом односоставного назывного (или номинативного) предложения. Однако грамматическое значение назывных предложений – утверждение бытия, существования предмета, явления, а здесь слон представляет собой ответ на вопрос кто говорит , в котором, кстати, он занял бы позицию подлежащего кто. Делаем вывод: это предложение двусоставное неполное. Интересна грамматическая основа и в предложении Откуда? Словесно грамматическая основа не представлена, но обстоятельство, входя в состав сказуемого, «подсказывает», что позиция сказуемого есть, а значит, предложение неполное. Чтобы определить его тип по грамматическому составу, установим, какой словоформой может быть замещена позиция сказуемого (только здесь обращаемся к предыдущему контексту!) – это говорит , глагол в третьем лице единственном числе настоящем времени изъявительном наклонении, а, как только что было показано, такая форма не может быть главным членом односоставного предложения. Значит, анализируемое предложение относится к двусоставным неполным. Аналогичная основа предложения От верблюда.

Еще предложение: 72) В воздухе – гул голубиных стай. (М.Цветаева) Подлежащее здесь словесно выражено, а сказуемое – нет, однако есть сигналы его позиции – обстоятельство в воздухе. Делаем вывод: предложение двусоставное неполное. Обратите внимание: знаки препинания не определяют характера основы.

Интересна грамматическая основа выделенного предложения во фрагменте 73) Что окружающие ценят в людях? Надежность. (Из газеты) Надежность – форма винительного падежа, омонимичная форме именительного падежа, а коли так, то она занимает позицию дополнения – предложение не односоставное. Дополнение – показатель незамещенной позиции сказуемого. Какая же основа предложения – односоставная или двусоставная? Продолжим анализ. Позиция сказуемого может быть замещена (вот сейчас обращаемся к контексту) словоформой ценят. Эта форма может быть главным членом односоставного неопределенно-личного предложения. Однако неопределенно-личные предложения имеют значение «отношение к неопределенному лицу», здесь же лицо конкретное – окружающие. Грамматическое значение «подсказывает»: Надежность – двусоставное неполное предложение.

Вызывает затруднения определение характера грамматических основ главной части предложений типа 74) Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева) В таких случаях надо установить, позицию какого члена предложения занимает придаточная часть. Для этого подставляем от сказуемого к придаточному два двойных вопроса кто? что? и кого? что? (нельзя ограничиваться одним вопросом что? , ведь он не позволяет различить позиции подлежащего и дополнения). В приведенном предложении: нравится кто? что? что я – придаточное занимает позицию подлежащего, следовательно, главное предложение двусоставное, так как имеет позиции двух главных членов, но неполное, так как позиция подлежащего замещена не словоформой, а предикативной единицей (предложением). Важно и следствие: нравится – личный глагол в форме третьего лица.

Другой пример: 75) Как грустно, что мы не встретились раньше. Анализируем грамматическую основу главной части. Сказуемое налицо – грустно. Определяем позицию придаточной путем подстановки двух двойных вопросов: Грустно – кто? что? или кого? что? Здесь – кто? что? , то есть придаточное занимает позицию подлежащего, следовательно, главная часть двусоставная неполная (а значит, грустно – краткое прилагательное). Одновременно к придаточному можно подставить другой вопрос: грустно отчего?, значит, оно занимает и позицию обстоятельства. Позиция подлежащего в таком случае отсутствует, и главная часть расценивается как односоставная безличная (а значит, грустно – слово категории состояния). Важный вывод: главная часть синкретичная, она одновременно двусоставная и односоставная, синкретична и морфологическая природа сказуемого (грустно – одновременно и краткое прилагательное, и слово категории состояния).

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Презентация на тему: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Слайд 1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Слайд 2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Слайд 3

Подлежащее - главный член предложения. Отвечает на вопросы кто? что? В форме именительного падежа. Связано со сказуемым.

Слайд 4

Подлежащее обозначает производителя действия или носителя признака, названного сказуемым.

  • Королева дала Белоснежке отравленное яблоко.
  • Белоснежка была самой красивой принцессой в мире.

Слайд 5

Подлежащее называет объект, над которым производится действие (значение страдательного залога).

  • Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

Слайд 6

1. существительным:

  • Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своём королевстве.

Подлежащее может быть выражено

2. местоимением:

  • Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой.
  • «Кто может знать точно?» - уклонялось от ответа зеркальце.

Слайд 8

Подлежащее может быть выражено

3. словом в значении существительного:

  • Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка.
  • Приглашённые во дворец не знали, как реагировать на слова королевы.
  • Это завтра представлялось королеве главным днём в её жизни.
  • Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева.

Слайд 9

Отличайте!

Слайд 10

Подлежащее может быть выражено

4. местоимением который в придаточном определительном:

  • Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным.

Слайд 11

Различайте!

«Который» - подлежащее в Им. п. Можно подставить слово, к которому относится.

  • Главным отличием русалочки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет ходить по земле, но помогает быстро плавать.

Второстепенный член в косвенных падежах (часто с предлогами):

  • Глубоко под водой находится дворец, в котором живут сам морской царь и его дочери .

Слайд 12

Подлежащее может быть выражено

5. количественным числительным:

«Восемь больше пяти», - заключил умный Добряк.

Слайд 13

Подлежащее может быть выражено

6. Инфинитивом:

  • «Умываться лишь пустая трата времени!» - заявили гномики.

Слайд 14

Подлежащее может быть выражено

7. словосочетанием или фразеологизмом:

  • Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней.
  • Около трёхсот принцев добивались руки Белоснежки.
  • У него золотые руки .

Слайд 15

Внимание!

Проверьте согласование подлежащего и сказуемого.

  • Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки.
  • Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался .

Слайд 16

Отличайте подлежащее от прямого дополнения.

Дополнение:

  • Корабли построили в прошлом веке.
  • Домики , расположенные на краю опушки, покрасили во все цвета радуги.

Подлежащее:

  • Корабли были построены в прошлом веке.
  • Домики были покрашены во все цвета радуги.

Слайд 17

  • 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена - это «Девочка со спичками».

Слайд 18

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

Слайд 19

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

Слайд 20

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 4. Читать сказки и представлять себя принцессой - самое любимое занятие маленьких девочек.

Слайд 21

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 5. Копенгагенская Русалочка - это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

Слайд 22

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 6. Приятно, что так много детей в мире все ещё любят волшебные сказки.

Слайд 23

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 7. Около трёхсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

Слайд 24

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 8. Человек , который так любил детей, просто не мог писать плохие сказки.

Слайд 25

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

Слайд 26

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

Слайд 27

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

Слайд 28

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 12. «Как хорошо уметь читать !» - говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу.

Слайд 29

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 13. Тот , кто , читая сказки, может представить себя ребёнком, никогда не постареет.

Слайд 30

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

Слайд 31

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

Слайд 32

СКАЗУЕМОЕ

Слайд 33

Сказуемое - главный член предложения. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что он такое?

Слайд 34

Сказуемое обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим.

  • Королева хотела погубить Белоснежку.
  • Отравленное яблоко было самое красивое .

Слайд 35

Типы сказуемого:

  • - простое глагольное
  • - составное глагольное
  • - составное именное

Слайд 36

Простое глагольное сказуемое выражено формами глагола в каком-либо наклонении.

  • Гномики работают с утра до вечера.
  • Птички будут петь о весне и счастье.
  • Пусть Ворчун перемоёт всю посуду.
  • Белоснежка вернулась бы в домик гномиков.

Слайд 37

Простое глагольное сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

  • Ворчун вышел из себя . Он целые дни бьёт баклуши .

Слайд 38

Составное глагольное сказуемое = Вспомогательный глагол + Инфинитив

Слайд 39

Вспомогательный глагол выражен глаголами, которые не могут употребляться в предложении самостоятельно.

  • В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье.
  • Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства.
  • Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем.

Слайд 40

Составное глагольное сказуемое:

Вспомогательный элемент выражен краткими прилагательными, не имеющими полной формы (рад, готов, обязан, должен, намерен, способен).

  • Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко.
  • «Мы рады помочь принцессе!» - ответили гномики.

Слайд 41

Запомните!

Рад , готов , обязан , должен , намерен , способен ...

Не глаголы, а краткие прилагательные!

Слайд 42

Различайте!

Инфинитив - часть сказуемого:

  • Король не любил спорить с новой женой.
  • Принц не мог забыть Белоснежку.

Инфинитив - дополнение или обстоятельство:

  • Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться .
  • Умник уехал учиться .

Слайд 43

Составное именное сказуемое = Глагол-связка + Именная часть

Слайд 44

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголом быть , есть (отсутствуют в настоящем времени!)

  • Белоснежка была обычной девочкой .
  • «Она будет красавицей !» - говорили её отцу окружающие.
  • Она красавица .

Слайд 45

Отличайте!

Глагол-связка быть в настоящем времени не употребляется (только в составном именном сказуемом).

  • День был солнечным .
  • День солнечный .

Глагол быть в значении иметься, находиться, посещать, существовать (только в простом глагольном сказуемом).

  • У русалочки был голос.
  • Это были морские сокровища.

Слайд 46

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен полузнаменательными глаголами (явиться , казаться , стать и др.) .

  • Королева казалась ведьмой .

Слайд 47

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголами, значение которых в сказуемом ослабляется.

  • Гномики вернулись домой усталые . (Ср.: Они вернулись домой около полуночи. )
  • Первая жена короля уже месяц лежала больная . (Ср.: Она лежала в постели. )
  • Принцесса родилась счастливой . (Ср.: Принцесса родилась под Рождество. )

Слайд 48

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем существительным в Им. или Тв. падежах.

  • Королева казалась ведьмой . (Сущ. в Тв. п.)
  • На самом деле королева была настоящей колдуньей . (Сущ. в Тв. п.)
  • Белоснежка такая душка !

Слайд 49

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем прилагательным, числительным, местоимением, причастием.

  • Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой .
  • Тихоня всегда был седьмым .
  • «Этот домик наш !» - заявил Ворчун.

Слайд 50

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена кратким прилагательным или кратким причастием!

  • Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо . (Кр. прилагат.)
  • Ариэль с сестрами очень дружны . (Кр. прилагат.)
  • Яблоко было отравлено . (Кр. причаст.)

Слайд 51

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена прилагательным в сравнительной степени!

  • Желание иметь ножки оказалось сильнее .
  • Этот лес был самым опасным в королевстве.
  • Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

Слайд 52

Назовите сказуемое.

  • 1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

Слайд 53

Назовите сказуемое.

  • 2. Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племени мумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.

Слайд 54

Назовите сказуемое.

  • 3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

Слайд 55

Назовите сказуемое.

  • 4. «Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из «Снежной королевы», - извинилась перед гостями хозяйка.

Слайд 56

Назовите сказуемое.

  • 5. Художник обязан был сделать иллюстрации к «Снежной королеве» к субботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.

Слайд 57

Назовите сказуемое.

  • 6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

Слайд 58

Назовите сказуемое.

  • 7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевством.

Слайд 59

Назовите сказуемое.

  • 8. «Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, которое обязательно должно понравиться Вашим детям?» - пришёл на помощь продавец.

Слайд 60

Назовите сказуемое.

  • 9. Человечество ещё долго будет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

Слайд 61

Назовите сказуемое.

  • 10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

Слайд 62

  • Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (Техника сделала могущественными.)

Слайд 63

Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения.

  • И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. (Сказывают.)

Слайд 64

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (Не было.)

Слайд 65

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. (Можно назвать.)

Слайд 66

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Бескорыстие его было беспримерным. (Бескорыстие было беспримерным.)

Слайд 67

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. (Нет.)

Слайд 68

ЗАДАНИЕ А 9

Слайд 69

Варианты вопросов:

  1. Какие слова являются грамматической основой в предложении или в одной из частей сложного предложения?
  2. Какое сочетание не является грамматической основой указанного предложения?
  3. Какое из слов является подлежащим (сказуемым) одного из предложений?

Слайд 70

Какое(-ие) слово(-а) не является(-ются) сказуемым в одном из предложений текста?

(2) Температура тела этих «кораблей пустыни» может совершенно безболезненно повышаться до сорока градусов. (3) И только тогда верблюд начинает потеть. (4) Но вода у него выделяется не из крови, как у других животных, а из клеток и межклеточного пространства. (6) Есть у верблюда ещё одно защитное приспособление - густой и плотный мех, предохраняющий его от перенагревания и препятствующий испарению влаги с поверхности кожи.

  1. может (предложение 2)
  2. начинает потеть (предложение 3)
  3. выделяется (предложение 4)
  4. есть (предложение 6)

Ответ: (1) .

Слайд 71

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей пятого предложения?

(5) Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным.

  1. звук станет гулким
  2. звук станет
  3. звук станет более гулким и сильным
  4. звук станет гулким и сильным

Ответ: (3).

Слайд 72

Алгоритм:

  1. Исключи варианты ответов с членами предложения, которые имеют значения времени, места, условия.
  2. Был и казалось чаще всего являются частью составного именного сказуемого (рядом ищи Тв. п.).
  3. Простая форма сравнительной степени прилагательного, краткие прилагательные и причастия - всегда сказуемые!
  4. Помни об односоставных предложениях и однородных членах!

Слайд 73

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго предложения текста?

(2) По мнению исследователей, современный Арарат не то место, которое упоминается в Библии.

  1. современный Арарат
  2. которое упоминается
  3. упоминается в Библии
  4. Арарат упоминается

Ответ: (2).

Слайд 74

Какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста?

(8) Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл.

  1. Масис не называл
  2. гору не называл
  3. никто не называл
  4. никто этим словом не называл

Ответ: (3).

Слайд 75

Какое слово является подлежащим в девятом предложении?

(9) Имя «Арарат» она получила не ранее XII- XIII века, тогда же её начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.

  1. «Арарат»

Ответ: (3).

Слайд 76

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

(1) Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели. (3) Сила этого воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры. (4) Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. (5) И всё это лишь при условии, если мы его понимаем.

  1. предложение 1
  2. предложение 3
  3. предложение 4
  4. предложение 5

Ответ: (3).

Слайд 77

Какие слова являются грамматической основой в предложении 5?

(5) …окончательного ответа на эти вопросы так и не получено.

  1. ответа не получено
  2. ответа на вопросы не получено
  3. не получено
  4. так и не получено

Ответ: (3).

Слайд 78

Какие слова являются грамматической основой в предложении 6?

(6) Эти медленные изменения меняют параметры самой орбиты Земли и оказывают влияние на климат планеты.

  1. изменения меняют и оказывают
  2. изменения меняют
  3. изменения меняют и оказывают влияние
  4. эти изменения меняют и оказывают

Ответ: (1).

Слайд 79

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(2) В 1894 году он собрал радиоприёмник, реагировавший на электромагнитные волны, получаемые при грозовых разрядах (так называемый грозоотметчик). (4) В январе 1900 года радиостанция Попова была использована при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни. (5) Ледоколу «Ермак», участвовавшему в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины.

  1. послана радиограмма (предложение 5)
  2. собрал радиоприёмник (предложение 2)
  3. оторвало льдину (предложение 5)
  4. радиостанция была использована (предложение 4)

Ответ: (4).

Слайд 80

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

(2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

  1. информация для обработки
  2. информация должна
  3. информация должна быть преобразована
  4. информация преобразована

Ответ: (3).

Слайд 81

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 82

1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) … компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

  1. понимается (предложение 5)
  2. фрагменты должны войти (предложение 2)
  3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
  4. исключение является (предложение 6)

Ответ: (2).

Слайд 83

2. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) В 332 - 331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. (2) Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. (4) Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. (5) К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

  1. Александр Македонский основал (предложение 1)
  2. Александрийский муссейон один из главных центров (предложение 2)
  3. было возведено (предложение 4)
  4. принадлежит Александрийский маяк (предложение 5)

Ответ: (3).

Слайд 84

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Легенда об Атлантиде - загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (3) Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (6) Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

  1. которое поглотило (предложение 1)
  2. называют (предложение 4)
  3. стихия стала (предложение 6)
  4. минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 85

4. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(2) Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (7) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8) Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

  1. обнаружили материал и посуду (предложение 7)
  2. могло создать цунами (предложение 8)
  3. гибель оставалась загадкой (предложение 2)
  4. они торговали (предложение 4)

Ответ: (1).

Слайд 86

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5) Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад. (6) Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи.

  1. полёт сопровождался (предложение 2)
  2. мужи ломают (предложение 4)
  3. нельзя сказать (предложение 5)
  4. версию обнародовали (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 87

6. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме.

  1. полёт сопровождался
  2. полёт закончился
  3. полёт сопровождался и закончился
  4. полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом

Ответ: (3).

Слайд 88

7. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) 30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. (3) Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского посёлка Ванавара. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (9) Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой.

  1. учёные мужи ломают головы (предложение 4)
  2. земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (предложение 9)
  3. пролетел шар-болид (предложение 1)
  4. были повалены деревья (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 89

8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Снежный барс имеет и другое общепринятое название - ирбис. (3) Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (6) С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей.

  1. барс имеет (предложение 1)
  2. переняли название (предложение 3)
  3. что означало (предложение 4)
  4. манера держать (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 90

9. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (7) Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8) Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9) Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

  1. называют (предложение 8)
  2. животное принимает (предложение 7)
  3. это произносилось (предложение 4)
  4. они не уступают (предложение 9)

Ответ: (3).

Слайд 91

10. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2) В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове - четвёртом по величине в мире. (3) Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке.

  1. Мадагаскар отделился (предложение 1)
  2. животные выжили (предложение 2)
  3. лемуры исчезли (предложение 3)
  4. которые исчезли (предложение 3)

Ответ: (4).

Слайд 92

Проверьте ответы: 1 - 2; 2 - 3; 3 - 2; 4 - 1; 5 - 3; 6 - 3; 7 - 2; 8 - 3; 9 - 3; 10 - 4.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий .

Завтра обязательно наступит.

Междометие

Далече грянуло ура .

Словосочетание

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

  • Материалы по теме: и " ".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.