Голосовой аппарат. Голосовой аппарат В широком смысле речевой аппарат включает в себя

«Строение лёгких» - ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Для чего и как мы дышим?). Функции трахей и бронхов. Строение легких. Без чего человек не может прожить более 5 минут? Проведение воздуха к легким и обратно. Газообмен. Функции носоглотки и гортани. Образование звуков Защита дыхательной системы от попадания пищи. Строение носовой полости.

«Урок Органы дыхания» - Каков механизм газообмена в тканях? Цели: Фронтальный опрос. Последствие курения. Тонкостенные легочные пузырьки. Тип урока. К органам дыхания относятся:… Ветвление главных бронхов. В воздухе находится огромное количество болезнетворных бактерий и микроорганизмов. Дыхание. Биологический диктант. Изучение нового материала:

«Значение и строение органов дыхания» - Органы дыхательной системы. Лёгкие курильщика. Бронхит. Строение бронхов. Альвеолы или лёгочные пузырьки. Строение гортани. Сегодня на уроке: Меня удивили ответы ребят. Строение лёгких. Строение носовой полости и глотки. Лёгкие. Тема: «Значение дыхания. Трп. Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению.

«Горная болезнь» - Акклиматизация к высокогорью. Выше расположено нежилое снежное высокогорье и сверхвысокогорье. Выводы Библиография. Необходим немедленный спуск! По мере увеличения высоты организм перестает получать необходимого количества кислорода. Обобщенная схема механизмов влияния гипоксии на организм… Обжитое высокогорье приходится на высоту до 4500 м.

«Регуляция дыхания» - Почему надо дышать носом, а не ртом? Ход урока. Домашнее задание. Получите график скорости выдоха от времени. I. Организационный момент II. Изучение новой темы. Повторение домашнего задания Индивидуальная работа по карточкам Фронтальный опрос. Актуализация опорных знаний. П. Жизненная емкость легких.

«Дыхательная система человека» - Органы дыхание. Дыхательная система человека. Гортань. Оболочка легкого – плевра Диафрагма – главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. Жизненная ёмкость легких. Воздухоносные пути. Состоит из: наружного носа системы носовых ходов. Легкие. Полость носа. Основной орган дыхательной системы Занимают большую часть грудной полости.

Цели презентации: Рассмотреть человеческий речевой аппарат в его узком
и широком значении, его строение;
Проследить процесс образования звуков речи;
Выделить функции отдельных участков и органов,
принимающих участие в процессе образования звуков
речи.

Каждый звук речи - явление не только физическое, но и физиологическое, поскольку в его образовании и восприятии задействована ЦНР. С физиол

Каждый звук речи - явление не только
физическое, но и физиологическое, поскольку в
его образовании и восприятии задействована
ЦНР. С физиологической точки зрения речь и
предстаёт одной из её функций.

Принято считать, что непосредственным
источником образования звуков речи служит
струя воздуха, выталкиваемая из лёгких через
бронхи, трахею и полость рта наружу.
Поэтому речевой аппарат рассматривают в
узком и широком смысле.

В широком смысле речевой аппарат включает в себя:

Центральную нервную систему (ЦНР);
Органы слуха (и зрения – для письменной
речи), необходимые для восприятия звуков;
Органы речи, необходимые для производства
звуков.

В узком значении речевой аппарат представляет собой органы речи, состоящие из:

Дыхательных органов;
Гортани;
Надгортанных органов;
Надгортанных полостей.

Дыхательные органы – это:

Лёгкие;
Бронхи;
Дыхательное горло
(трахея).
Гортань (ларинкс) –
верхняя
расширенная часть
трахеи. Здесь
расположен
голосовой аппарат.

Голосовой аппарат состоит из хрящей и мускулов. Его остов образуют перстневидный и щитовидный хрящи. Перстневидный хрящ соединён с трахее

Голосовой аппарат состоит из хрящей и мускулов. Его
остов образуют перстневидный и щитовидный хрящи.
Перстневидный хрящ соединён с трахеей и является
основанием гортани. Голосовые связки эластичны,
способны растягиваться и укорачиваться.

Процесс создания звуков речи начинается с того,
что воздух, нагнетаемый дыхательными
органами, проходит сквозь голосовую щель и
заставляет дрожать голосовые связки. Под
влиянием колебания возникают звуки
определённой частоты.

Верхний этаж речевого аппарата

Выводы

Речевой аппарат в широком смысле включает ЦНР,
органы восприятия и органы речи, в узком
рассматривается как система речевых органов;
Первоосновой любого звука речи является нервный
импульс из речевых центров головного мозга и струя
воздуха из лёгких, которая проникает через голосовую
щель, а затем продвигается через гортань и
надгортанные полости;
Дыхательные органы образуют воздушную струю,
голосовые связки под её давлением создают звуки
определённой частоты. Органы, находящиеся в ротовой
полости, уже формируют звук окончательно

Татьяна Павлова
Логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляции»

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» и буква.

Цель : Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции .

Задачи :

1) Коррекционно – образовательные :

Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов ;

Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями , вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции ;

Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции );

Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие :

Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши» ;

Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные :

Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

Воспитывать интерес к занятию , доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование : дидактическое пособие «Клоун Язычок» , предназначенное для анализа артикуляции звуков .

Ход занятия

1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята, меня зовут… я учитель-логопед .

Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие .

А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)

Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках ) .

Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

А вы знаете, для чего нужен логопед , как он помогает детям?

А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.

Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится «Игра молчанка» .

Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

Человека окружает множество звуков.

Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа) . Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.

Чем вы слушали? (Ушами) .

Уши- это важный орган нашего тела . Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином речевой звук.

Игра «Звукоподражания» .

Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем : а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

5. Знакомство с органами артикуляции .

Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

В домике этом

Красные звери,

Рядом с дверями-

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки

В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :

Первая дверь это губы, вторая- зубы.

Произнеси звук (п) . Этот звук произносим губами.

Произнесите звук (л) . Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д) -здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с) .

Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат .

Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части :

Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.

6. Артикуляционная гимнастика .

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения : «Иглочка» , «Лопата» , «Качели»

Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года? Правильно осень, несмотря на то, что на улице лежит снег у нас все еще осень, точнее последний месяц осени- ноябрь.

Давайте немного отдохнем, встали 7. Физминутка.

Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо; На веточках сидели присесть, взмахивая руками; Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед; И мы полетели. легкие взмахи руками;

Летели, летели. легкие взмахи руками;

И на землю тихо сели. медленно присесть.

8. Дыхательная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки» ).

9. Понятие звуки. Характеристика звуков.

Мы сегодня много говорим о звуках, а что такое звуки?

Даем характеристику звукам гласным и согласным.

Работа со фишками и схемами.

10. Звуковой анализ слов.

Теперь выложим из фишек слово : лук, оса, луна.

11. Понятие буквы.

Ребята, вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. У каждой буквы есть свое название. Например звук (л) а, бувка эл и т. д.

12. Выложим букву из шнурочков.

Но вначале нам необходимо выполнять упражнения для пальчиков. «Проглот» (с использованием салфетки) .

Ребята, что мы делали сегодня на занятии ? Вам понравилось занятие ? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Ознакомление детей с тяжелыми нарушениями речи со строением артикуляционного аппарата с помощью игровых приемов.

Задачи:

  • Познакомить с речевым аппаратом: губы, зубы, язык, челюсть (их подвижность). Увеличивать объем понимания речи.
  • Развивать фонематический слух.
  • Воспитывать умение действовать по инструкции педагога.

Оборудование: зеркало, комнатные цветы, картинки: “Солнце - тучка”; речевой аппарат; человек; кукла Катя, пароход. Ширма, барабан, дудочка.

Ход занятия

1. Орг. Момент. (Презентация)

Психогимнастика “Солнце - тучка”.

Дети, когда на небе солнышко - нам весело мы улыбаемся, когда тучки на небе гулять нельзя - нам грустно. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь, на тучку – грустите.

2. Игра “Что звучит?”

Ребята, послушайте как звучит барабан “Бом - бом”, покажите его на картинке. Послушайте как звучит дудочка “Ду - ду” покажите ее на картинке. Я сейчас спрячу барабан и дудочку и буду на них играть, а вы должны угадать на чем я играла. Вы должны сказать “Бом – бом или ду - ду” или показать на картинке.

3. Игра “Понюхаем цветы”

Ребята, посмотрите своими глазками какие красивые цветы. А чем мы можем цветы понюхать? Правильно носиками. Нюхайте осторожно, ротик закрыли, носиком дышите.

4. Рассматривание частей лица. (зеркало)

Покажите глазки, носик, ротик, ушки.

5. Чтение стихотворения “Сказочка-указочка”.

Дети по показу педагога и в соответствии с текстом показывают на лице губы, зубы, язык, челюсть.

Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

6. Физ. минутка “Прятки”

Дети прячутся за стульчиками. Педагог “Где дети? Где Маша? Где Настя? Ку - ку”

Дети выглядывают из - за стульчиков “Вот я! Тут я!”

7. Подражательная речевая деятельность.

Рассматривание картинок. “Катя поет а-а-а. Пароход гудит у-у-у”

Ребята, Катя широко открывает ротик и говорит а – а – а. Повторите за Катей, ребята.

Пароход гудит у - у – у. Ребята, губки вытяните вперед и скажите у – у – у.

8. Фразовая речь. Произнесение “Вот; тут”.

Ребята, покажите и скажите где Катя? Где пароход?

Дети “Вот а - а - а, тут у - у - у ”.

9. Пальчиковая гимнастика “Кулачок - ладошка”.

10. Развитие понимания речи игра “Покажи части тела и лица”.

Рассматривание картинки – человек. Покажи нос, ухо – уши, глаз – глаза и т.д.

11. Итог занятия.

Ребята, вы познакомились с речевым аппаратом, я сейчас буду называть части а вы покажете их на себе: губы, верхняя губа, нижняя губа, зубы, язык, челюсть.

12. Анализ занятия.

Ребята, вы очень внимательно меня слушали, рассматривали картинки и старались сами говорить. Молодцы!

Слайд 3

Дыхательный аппарат представляет собой:

а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами

б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло;

в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику.

В дыхании также принимают участие:

г) мышцы брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и

д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других – расширение и вдох.

Слайд 4

Диафрагма

В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.

Слайд 5

Гортань

  • Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой.
  • Она занимает переднюю часть шеи.
  • Состоит гортань из 5 хрящей и мышц.
  • Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань.
  • Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.
  • Слайд 6

    Связки