Фильм о настоящем человеке, о человеческих отношениях, о великой родине ссср! «два капитана». Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина Рассказ два капитана краткое содержание

«Два капитана» — пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества. Он многократно переиздавался, входил в знаменитую «Библиотеку приключений», был дважды экранизирован — в 1955 и в 1976 го--ду В 1992 году Сергей Дебижев снял абсурди---ст-скую музыкальную пародию «Два капи--тана — 2», в сюжете не имевшую ничего об-щего с ро-маном Каверина, но эксплуатиро-вавшую его название как общеизвестное. . Уже в XXI веке роман стал литературной основой мюзикла «Норд-Ост» и пред-метом специальной музейной экспозиции в Пскове, родном городе авто-ра.- Героям «Двух капитанов» ставят памятники и называют их именами пло-щади и улицы. В чем же секрет литературной удачи Каверина?

Приключенческий роман и документальное расследование

Обложка книги «Два капитана». Москва, 1940 год «Детиздат ЦК ВЛКСМ»

На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием неко-то-рых не слиш-ком привычных для соцреалистической литературы модернист-ских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа напи-саны от лица Кати). Это не так.--

К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский истори-ческий роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, нако-нец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литерату-роведении, возникшую вокруг Общества изу-чения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 го--ду и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла тео-ретиков и историков литературы, стиховедов, лин-гвистов. Самыми известными ее предста-ви--телями были Юрий Тынянов, Борис Эй-хен---баум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жан-ро-вое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно счи-тать результатом этих размышлений.


Киностудия «Мосфильм»

Сюжетную канву путешествия-расследования по следам писем капитана Тата-ринова, о судьбе экспедиции которого много лет никто ничего не знает, Каве-рин заимствовал из известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Как и у французского писателя, текст писем капитана сохранился не полно-стью и место последней стоянки его экспедиции становится загадкой, которую на протяжении долгого времени отгадывают герои. Каверин, однако, усиливает эту документальную линию. Теперь речь идет не об одном письме, по следам которого ведутся поиски, а о целой серии документов, которые постепенно попадают в руки к Сане Григорьеву В раннем детстве он по многу раз читает выброшенные на берег в 1913 году письма капитана и штурмана «Святой Марии» и бук-вально выучивает их наизусть, еще не зная, что письма, найденные на берегу в сумке уто-нувшего почтальона, рассказы-вают об одной и той же экспедиции. Потом Саня знакомится с семьей капитана Татари-нова, получает до-ступ к его книгам и разби-рает заметки на по-лях о перспективах поляр-ных исследо-ваний в России и мире. Во время учебы в Ленин-граде Григорьев тща-тельно штуди-рует прес-су 1912 года, чтобы узнать, что писали в это время об экспедиции «Свя-той Марии». Сле-дующий этап — находка и кро-потливая расшифровка дневника того самого штурма-на, которому принадлежало одно из энских писем. Наконец, в самых по-след-них главах главный герой становится облада-телем предсмертных писем капитана и вах-тен-ного журнала судна. .

«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, когда-то не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григо-рьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоно-вича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается дока-зать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к исто-рии принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожи-данный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поско-льку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потом-кам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Харак-тер-но, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести днев-ник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Тата-риновой.

Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.

Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистиче-ском романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего исто-рию как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смы-слом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причи-ной, по кото-рой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.

Роман воспитания


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Вторая жанровая модель, использованная в «Двух капитанах», — роман воспи-тания, жанр, возникший во второй половине XVIII века и бурно развивавшийся в XIX и XX столетии. В фокусе романа воспитания всегда история взросления героя, формирование его характера и мировоззрения. «Два капитана» примы-кают к той разновидности жанра, которая рассказывает о биографии героя-сиро-ты: образцами явно стали «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдин-га и, конечно, романы Чарльза Диккенса, прежде всего «Приключе-ния Оли-ве-ра Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфильда».

По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капита-нов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татари-нова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жиз-ни Дэвида Копперфильда». К роману Диккенса ведут и другие сюжет-ные парал-лели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махина-ций злодея.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен-ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле-ния немоты Из-за перенесенной в раннем детстве болез-ни Саня потерял способность гово-рить. Немота фактически становится причи-ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре-ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер-вые и самые главные упражнения для трени-ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль-нейший путь к обретению речи Саня проде-лывает сам. , а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи-нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.

Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи-тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа-ши---стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра-ща-ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб-лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб-лев, друг Петька — снова рядом.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздей-ствие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же воле-вом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаим-ствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться» В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описы-вают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они пре-вращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а за-канчивается в те же дни и месяцы, когда пишутся последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нами не только история жизни Сани Григорь-ева, но и история страны, проходящей те же стадии становления, что и герой. Каверин пытается показать, как после забитости и «немоты», хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны она начи--нает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое пред-стоит Григорь-еву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с та-ким же запа-сом воли и терпения.

В эксперименте Каверина не было ничего удивительного и особенно новатор-ского: революция и Гражданская война довольно рано стали предметом исто-ризирующих описаний в сложных синтетических жанрах, соединявших в себе, с одной стороны, черты исторической хроники, а с другой — семейной саги или даже квазифольклорного эпоса. Процесс включения событий конца 1910-х — на-чала 1920-х годов в исторические художественные повествования начался уже во второй половине 1920-х Например, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого (1927-1928), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (1921-1941) или «Тихий Дон» Шолохова (1926-1932). . Из жанра исторической семейной саги конца 1920-х Каверин заимствует, например, мотив разделения семьи по идеологи-чес-ким (или этическим) причинам.

Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, свя-зан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изо-бразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интерес-нее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.

Роман с ключом


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Этот старинный жанр, возникший еще во Франции XVI века для осмеяния при-дворных кланов и группировок, вдруг оказался востребованным в советской литературе 1920-30-х годов. Главный принцип roman à clef состоит в том, что реальные лица и события кодируются в нем и выводятся под другими (но часто узнаваемыми) именами, что позволяет сделать прозу одновременно и хрони-каль-ной, и памфлетной, но при этом привлечь внимание читателя к тому, какие трансформации переживает «реальная жизнь» в писа-тель-ском воображе-нии. Как правило, разгадать прототипы романа с ключом могут совсем немно-гие — те, кто очно или заочно знаком с этими реальными лицами.

«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильев-ском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслу-чайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их кол-леги-альному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется прие-мами из арсенала знакомого ему жанра.

Помните сцену свадьбы Пети и Саши (сестры Григорьева) в Ленинграде, где упоминается художник Филиппов, который «расчертил [корову] на маленькие квадратики и каждый квадратик пишет отдельно»? В Филиппове мы без труда узнаем и его «аналитический метод». Саша берет заказы в ле-нин-градском отделении «Детгиза» — это значит, что она сотрудничает с леген-дар-ной маршаковской редакцией, трагически разгромленной в 1937 году Каверин явно рисковал: он начал писать свой роман в 1938-м, уже после того, как редакция была распущена, а некоторые ее сотрудники арестованы. . Интересны и подтексты театральных сцен — с посещением разных (реальных и полувымышленных) спектаклей.

О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весь-ма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но пе-ре--не-сение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фраг-мен-ты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделе-ние чита-тель-ской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подо-брать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повество-ва-ние как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.

Производственный роман


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только ини-циа-лом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Алек-сандр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.

Кратко восстановим хронологию:

1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север-ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

1933-1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс-кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь-ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа-жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши-ро--кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково-дителей. . Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.

«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра-ждан-ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь-ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо-пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта-нием и для героев, и для антигероев.

Военная мелодрама


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Констан-тина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кино-фильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.

В самые первые дни войны самолет бывалого летчика сбивают, он оказывается на оккупированной территории, а потом при невыясненных обстоятельствах надолго пропадает. Его жена не хочет верить в то, что он погиб. Она меняет старую гражданскую профессию, связанную с интеллектуальной деятельно-стью, на простую тыловую и отказывается эвакуироваться. Бомбежки, рытье окопов на подступах к городу — все эти испытания она переживает с достоин-ством, не переставая надеяться, что ее муж жив, и в конце концов дожидает-ся его. Это описание вполне применимо и к фильму «Жди меня», и к роману «Два капитана» Конечно, есть и различия: Катя Татаринова в июне 1941-го живет не в Москве, как си-моновская Лиза, а в Ленинграде; ей прихо-дится пройти через все испытания блокады, и уже после ее эвакуации на Большую землю Григорьев не может выйти на ее след. .

Последние части романа Каверина, написанные попеременно то от лица Кати, то от лица Сани, успешно используют все приемы военной мелодрамы. И по-скольку этот жанр продолжал эксплуатироваться и в послевоенной литературе, театре и кино, «Два капитана» еще долгое время точно попадали в горизонт читательских и зрительских ожиданий Горизонт ожидания (нем. Erwartungs-horizont) — термин немецкого историка и тео-ре-тика литературы Ханса-Роберта Яусса, комплекс эстетических, социально-политиче-ских, психологических и прочих представле-ний, определяющих отношение автора к об-ще-ству, а также отношение читателя к про-из-ведению. . Юношеская любовь, зародившаяся в испытаниях и конфликтах 1920-30-х, прошла последнюю и самую серьезную проверку войной.

Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях…

Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену.

После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда - в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда - в школу-коммуну.

Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья - Валька Жуков и Ромашка. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых: его посылает туда за лактометром, прибором для проверки состава молока, Николай Антонович. Но лактометр взрывается. Катя собирается взять вину на себя, но гордый Саня не позволяет ей это сделать.

Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, - «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, - «загадка»; а «опасность» - Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича - двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии - тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович.

Прошло четыре года - Сане семнадцать лет. В школе идет представление инсцени­ро­ванного «суда над Евгением Онегиным», именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Св. Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк, где Саня вдруг сталкивается со своим отчимом. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке - с тяжелым чувством он уезжает в Энск.

В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру Сашу, он узнает, что Петька тоже живет в Москве и собирается стать художником. Еще раз Саня перечитывает старые письма - и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему.

Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. Последний раз увидевшись с Катей, он уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе в Ленинграде; в Академии художеств учатся и сестра Саша, и её муж Петя Сковородников. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Св. Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии.

От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате - он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Св. Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина.

В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но сначала выясняется, что Николай Антонович уже отчасти опередил его, напечатав статью об открытии капитана Татаринова, а затем тот же Николай Антонович со своим помощником Ромашкой публикуют в «Правде» клевету на Саню и тем самым добиваются отмены доклада. Иван Павлович Кораблев во многом помогает Сане и Кате. При его содействии в отношениях между молодыми людьми исчезает недоверие: Саня понимает, что Кате пытаются навязать брак с Ромашкой. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции.

Ничтожный, но теперь несколько «остепенившийся» Ромашка ведет двойную игру: он предлагает Сане доказательства вины Николая Антоновича, если тот откажется от Кати. Саня ставит об этом в известность Николая Антоновича, но тот уже не в силах противостоять ловкому «ассистенту». С помощью Героя Советского Союза летчика Ч. Саня все же получает разрешение на экспедицию, в «Правде» печатают его статью с выдержками из дневника штурмана. А пока он возвращается на Север.

Экспедицию вновь пытаются отменить, но Катя проявляет решительность - и вот весной они с Саней должны встретиться в Ленинграде, чтобы готовиться к поискам. Влюбленные счастливы - белыми ночами они гуляют по городу, все время занимаются подготовкой к экспедиции. Саша, Санина сестра, родила сына, но внезапно её состояние резко ухудшается - и она умирает. Экспедиция по непонятной причине отменяется - Сане дают совсем другое назначение.

Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде вместе с Петей, его сыном и Катиной бабушкой. Саня участвует в войне в Испании, а затем отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжелораненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати.

В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

Пересказала

1-я серия. Старые письма
Маленький городок Энск незадолго перед революцией... Два друга Петька Сковородников и Санька Григорьев во время рыбалки вытащили из реки сумку убитого почтальона. С тех пор каждый вечер соседка тётя Даша читала двум семьям высушенные обрывки писем, и многие из них Саня Григорьев выучил наизусть. В одном из них штурман дальнего плавания Климов - участник полярной экспедиции на землю Франца-Иосифа - сообщал некой Марии Васильевне о том, что Иван Ильич жив и продолжает двигаться с зажатой льдами шхуной "Святая Мария" из Карского моря на Север, и провианта ему должно хватить на несколько месяцев. В ту пору Саня, потерявший дар речи от болезни в детстве, ещё не умел говорить. Санин отец ошибочно был обвинен в убийстве и арестован, Мать Саши Аксинья уехала в Петербург хлопотать за мужа, оставив Саню и его сестрёнку Сашу одних. Несколько дней у них прожил некто Иван Иванович, представившийся доктором. Он начал учить Саню говорить, а потом внезапно исчез. А Саня постепенно начал говорить. Санин отец умер в тюрьме. Произошла революция. За Аксиньей стал ухаживать офицер "батальона смерти", Тимошкин, называвший себя Гаером Кулием. Но Аксинья вскоре умерла. Петька предложил Сане бежать в Туркестан - туда, где всегда тепло. Ребята дали друг другу клятву, которая заканчивалась словами из тех старых писем: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" На попутных поездах они добрались до Москвы, надеясь остановиться у Петькиного дяди. Но дядя был на фронте...

2-я серия. Татариновы
На вокзале Саня и Петя знакомятся с вором Голубом, который заставляет их на рынке сбывать краденое. Во время облавы Саня попадает в руки правоохранительных органов и оказывается в приёмнике-распределителе, откуда получает направление в специальную школу-интернат, где можно развивать свои способности в искусстве. Соседями Сани по общежитию стали Жуков и Ромашов, по прозвищу "Ромашка". Случайно, вызвавшись помочь старой женщине донести тяжёлую сумку, Саня знакомится с Ниной Капитоновной - матерью Марии Васильевны, жены полярника капитана Татаринова, и попадает в их квартиру, где проживают также дочь капитана Катя и его двоюродный брат Николай Антонович - заведующий Саниным интернатом. Саня узнал, что Катин отец пропал без вести в полярной экспедиции. В интернате под руководством Николая Антоновича зреет заговор против воспитателя Ивана Павловича Кораблёва - инициатора постановки детьми настоящего спектакля. Случайно узнав о заговоре, Саня рассказывает об этом Кораблёву, и на собрании педагогов Кораблёв даёт отпор всем своим оппонентам. Взбешенный Николай Антонович выгоняет Саню из своего дома, запретив там появляться. Думая, что его предал Кораблёв, Саня покидает интернат и отправляется на базар, чтобы продать куртку и добыть денег на дорогу в Туркестан. Но внезапно он заболевает и попадает в больницу к тому самому доктору, который когда-то научил его говорить. В больнице Саню навещает и не думавший его выдавать Кораблёв, а также... Катя Татаринова.

3-я серия. Катин отец
Саня долго не был у Татариновых, Николай Антонович по-прежнему ненавидел его. Пришёл последний год обучения в школе. И тут Саня неожиданно встретил Катю, и она пригласила его в театр, а потом и домой. Катя рассказала Сане об отце и его экспедиции. На школьном карнавале Катю с Саней увидел "Ромашка", и на следующее свидание Катя не пришла. Саня узнал, что её отправили в Энск. Это было делом рук "Ромашки", который доложил Николаю Антоновичу об опасном увлечении Кати. Саня собрался выехать за Катей в Энск. Он застал "Ромашку", роящимся в его чемодане и хорошо "врезал" тому по физиономии. В Энске Саня разыскал Сковородникова-отца. Там же оказались и его сестра Саша и тётя Даша. А Петька, оказывается, жил в Москве. В доме тёти Даши Саня обнаружил те старые письма, которые они читали в детстве, и, наконец, понял, что письма эти принадлежали Катиному отцу. Он нашёл Катю и передал ей письма. А содержание тех писем, которых не оказалось, Саня помнил наизусть. В своих письмах, Татаринов просил Марию Васильевну не доверять "этому" человеку. Имелся ввиду Николай Антонович, которому капитан Татаринов поручил подготовку экспедиции, и который своим вредительством нанёс этой экспедиции непоправимый урон... Приехав, Саня узнал, что его хотят отчислить за самовольную отлучку и за драку. На педсовете Саня рассказал всё о Ромашове - шпионе Николая Антоновича. Татаринову стало плохо, и заседание прервали. После того, как Катя познакомила мать с письмами отца, Мария Васильевна приехала в школу, и Саня рассказал ей о содержании недостающих писем...

4-я серия. Дневник штурмана Климова
Вскоре ушла из жизни Мария Васильевна Татаринова, и в её гибели все обвинили Саню, а Николай Антонович назвал его клеветником, убившим Марию. Против Сани был настроен даже Кораблёв, а Катя больше не захотела его видеть. Сане ничего не оставалось делать, как либо умереть, либо доказать свою правоту. И он поклялся найти экспедицию Татаринова. Он уехал в Ленинград и поступил в лётную школу. Параллельно он изучал все материалы о северных экспедициях и слушал лекции профессора Ванина. После окончания лётной школы Саня попросился работать на Север.Там он нашёл доктора Ивана Ивановича, который рассказал ему о штурмане "Святой Марии" Климове, которого лечил, и который умер, оставив доктору свои дневники. Прочитав дневники Климова, Саня понял, что Татаринов открыл Северную Землю и именно туда должен был направиться, если бы по каким-то причинам покинул шхуну. Вылетев с доктором в одно из северных селений, Саня обнаружил там обломок багра со "Святой Марии", и старый эвенк рассказал, что на побережье десять лет назад нашёл лодку, нарты, вещи и мёртвого человека. Саня всё рассказал профессору Ванину, и тот выдвинул проект поисковой экспедиции, в состав которой порекомендовал Григорьева. Приехав в Москву, Саня пришёл к Татариновым и рассказал Кате всё, что смог узнать. Но у Татариновых, как выяснилось, стал бывать Ромашов. "Ромашка" был ассистентом Николая Антоновича и активно ухаживал за Катей. А Николай Антонович опубликовал статью, в которой все несчастья экспедиции Татаринова свалил на некоего Вышемирского. Кораблёв нашёл этого Вышемирского, и тот согласился встретиться с Саней...

5-я серия. Бороться и искать
Вышемирский подтвердил предположения Сани о том, что именно Николай Антонович обворовал экспедицию Татаринова. При этом он подставил Вышемирского, и тому пришлось выплатить огромные деньги. У Вышемирского даже были документальные доказательства этого: накладные, чеки и т.п. Но всё это уже успел забрать Ромашов, пообещавший Вышемирскому похлопотать о жилплощади. Ромашов пришёл к Сане в номер гостиницы и показал все документы, изобличающие Николая Антоновича. Он был готов передать эти бумаги Сане в обмен на то, чтобы Саня оставил в покое Катю... Саня вызвал сюда же Николая Антоновича и устроил ему очную ставку с Ромашовым. Но Николай Антонович сказал, что только сам капитан Татаринов может быть ему судьёй. Уходя, Ромашов сказал, что Сане теперь всей жизни не хватит, чтобы смыть с себя обвинения в клевете и в смерти Марии Васильевны. Катя стала женой Сани. Профессор Ванин добился организации экспедиции по поискам следов капитана Татаринова. Саня и Катя были включены в состав экспедиции. Но началась война, и Саня был отправлен в отряд особого назначения. Он был ранен, и в газете ошибочно сообщили о его гибели. Ромашов был последним, видевшим Саню и бросившим его умирать в лесу. Найдя в Ленинграде Катю, работающую медсестрой, он вручил ей ту самую газету и сообщил, что Саня пропал без вести...

6-я серия. Найти и не сдаваться
Спрятавшийся от войны на должности интенданта, Ромашов продолжает обхаживать Катю, делая вид, что занят поисками Сани. Катя находит у Ромашова Санины документы и обвиняет "Ромашку" в убийстве мужа... Саня, пройдя курс лечения, приезжает в Ленинград и узнаёт, что Катя жива, но куда-то эвакуирована. Саня едет в Москву. Он приходит к Ромашову и требует у того свой пистолет и документы, напомнив "Ромашке", как тот бросил его раненого умирать в лесу без оружия и документов. Бурное объяснение заканчивается тем, что Ромашов приготовился убить Саню из его же пистолета, но подоспевшие чекисты арестовали обоих. После этого Саня навестил Кораблёва, но не застал его дома и оставил записку о том, что уезжает служить на Север. На Севере жена доктора Ивана Ивановича советует Сане встретиться с одним районным партийным начальником, который узнал от эвенков кое-что об экспедиции Татаринова. Поговорив с этим человеком, Саня составил точный маршрут, по которому двигался Татаринов. Это была 73-я параллель. Именно на этой параллели самолёт Сани был сбит во время боевого вылета. Катапультировавшись, Григорьев с напарником стали продвигаться к Енисею той же дорогой, которой когда-то шёл капитан Татаринов. И на этом пути Саня обнаружил палатку команды "Святой Марии", в которой среди вещей оказались и все документы экспедиции, полностью разоблачающие вредительскую деятельность Николая Антоновича. Катя, узнав от Кораблёва, где её муж, прилетела на Север и нашла своего Саню. Григорьев, вернувшись в Москву, навестил Николая Антоновича, чтобы выложить ему в лицо обвинения от самого капитана Татаринова... Перед огромной аудиторией Гидрографического общества Саня Григорьев выступил с рассказом о несгибаемом борце, удивительном человеке, замечательном первооткрывателе Севера капитане Иване Львовиче Татаринове....

Режиссер: Евгений Карелов
Сценаристы: Евгений Карелов, Вениамин Каверин
СССР. Производство: Мосфильм, 1976 г.

Шестисерийный приключенческий фильм режиссёра Евгения Карелова – экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина. Увлекательная картина повествует о судьбе Сани Григорьева, посвятившего свою жизнь поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Это фильм о героизме и отваге, любви и верности, чести и преданности идеалам.

Главные герои:
Александр Григорьев (Борис Токарев)
Саня Григорьев в детстве (Серёжа Кудрявцев)
Екатерина Татаринова (Елена Прудникова)
Катя Татаринова в детстве (Лена Лобкина)
Михаил Ромашов (Юрий Богатырёв)
Ромашов в детстве (Алёша Сенчев)
Николай Антонович Татаринов (Николай Гриценко)
Мария Васильевна Татаринова (Ирина Печерникова), мама Кати
Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), учитель Сани
Нина Капитоновна (Вера Кузнецова)
Иван Иваныч (Владимир Заманский), доктор

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Работу над своим знаменитым романом «Два капитана» писатель Вениамин Каверин завершил в 1944 году. Книга сразу же стала невероятно популярной среди молодежи. Неудивительно, ведь сюжет, взятый из современной жизни, был наполнен духом приключений и отваги, героизма и самоотверженности, высокой, чистой любви и преданности. И все это подавалось без грамма излишнего пафоса и фальши.


Первую попытку экранизировать «Двух капитанов» предпринял в 1955 году режиссер Владимир Венгеров. Фильм получился хорошим, однако в полной мере отразить дух книги он не смог. Сказались и недостаточный хронометраж, и типичные для 50-х годов штампы в изображении героев.

В 1976 году за новую экранизацию романа взялся режиссер Евгений Карелов. На главную роль Саши Григорьева он утвердил молодого, но уже популярного, а главное – обладающего положительной харизмой актера Бориса Токарева. К тому времени в активе Токарева уже было два десятка ролей, в том числе полюбившиеся зрителям лейтенант Осянин в военной драме «А зори здесь тихие…» и лейтенант Николай Кузнецов в военном фильме «Горячий снег».

Сам Борис Токарев признавался, что был рад этой роли, ведь и книга Каверина с детства была в числе его самых любимых, а картину Венгерова с участием Александра Михайлова и Евгения Лебедева он просмотрел не менее двух десятков раз и помнил ее покадрово. И вот такой случай самому сыграть в новой экранизации, да еще и главную роль!

Саня Григорьев в исполнении Бориса Токарева получился «по-каверински» мужественным и бескомпромиссным, возможно иногда через чур прямолинейным. Но эта прямолинейность шла от несгибаемого характера, чуждого малейшим проявлениям изворотливости и приспособленчества. При этом актеру, при создании своего героя, удалось не уйти в «монумент героизму», оставшись живым человеком.

Роль Сани Григорьева в детстве замечательно сыграл юный актер Сережа Кудрявцев, который очень органично существовал в кадре. Стоит отметить и то, что вместе с Борисом Токаревым им удалось создать единую убедительную линию своего персонажа. Образ Сани Григорьева не распадается на временные куски, он последователен в своем внутреннем мире, да и внешне чувствуется некоторое сходство между актерами.

Великолепным оказался выбор и остальных героев. Очаровательная, жизнелюбивая верная в своей любви Катя Татаринова в исполнении Елены Прудниковой – именно такой, наверное, и представляли себе героиню романа многочисленные его читатели. Так же как и маму Кати – красивую, грустную женщину трагической судьбы, как ее и сыграла Ирина Печерникова. А какой домашней, доброй, теплой получилась Нина Капитоновна в исполнении Веры Кузнецовой.

Ну и конечно особый блеск картине придали отрицательные герои просто гениально сыгранные мастерами отечественного и мирового кинематографа Николаем Гриценко и Юрием Богатыревым. Первый создал образ Николая Антоновича Татаринова, человека отправившего на смерть своего брата, а затем спекулирующего его памятью, создавая на его имени свою карьеру. Второй же сыграл роль лживого, хитрого и очень осторожного Михаила Ромашова по прозвищу Ромашка, который, обуреваемый страстью к Кате Татариновой, готов был пойти на любые подлости. Сыграть так, чтобы твоего персонажа буквально возненавидела вся страна! Именно это с блеском удалось Николаю Гриценко и Юрию Богатыреву. У зрителей в ярости сжимались кулаки при виде самодовольного и самоуверенного Николая Антоновича, а мерзавца Ромашку просто хотелось придушить!

Очень яркими получились персонажи второго плана. Это и мудрый учитель Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), и пытавшаяся найти свое счастье мама Сани Аксинья Федоровна (Зинаида Кириенко), и верный друг Сани Пётр Сковородников (Юрий Кузьменков), и жестокий отчим Сани Гаер Кулий (Михаил Пуговкин), и доктор Иван Иваныч (Владимир Заманский), сыгравший в судьбе Сани важнейшую роли. Каждый из персонажей выписан тщательно, потому и образы получились полнокровными.

Весомый вклад в общий успех фильма внесло музыкальное сопровождение. Отдельный поклон композитору Евгению Птичкину за феноменальную увертюру, предваряющую каждую серию, отражающую общий настрой картины, душевный порыв героев. Замечательны и песни на его музыку, звучащие в картине: «Письмо домой», «Север – северок» и «Финальная песня».

Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой, стала гимном мужества, преданности, самоотверженности, а ее девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» еще долго волновал сердца миллионов мальчишек на всем просторе Советского Союза. Борис Токарев так сформулировал рецепт успеха фильма:

«Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере».

Первая серия

Детство героя протекает в городе Энске — в маленьком убогом домике у реки.

Однажды в реке утонул почтальон. Письма из сумки взяла себе тетя Даша и читала их вслух всему двору.

Особенно запомнилось герою письмо, обращенное к некой Марии Васильевне. В нем говорилось о шхуне «Святая Мария», которая замерзла в Карском море. Адрес был размыт водой.

Мальчик, от лица которого ведется рассказ, живет с отцом, матерью и маленькой сестренкой. Постепенно выясняется, что мальчик немой — он не может говорить.

Однако он живет обычной мальчишеской жизнью: отправляется ночью ловить голубых раков. На реке он становится свидетелем страшного события: какой-то человек убил сторожа!

Убегая в страхе, мальчик (Саня) потерял отцовский нож, на котором была вырезана его фамилия — Григорьев.

Городовые (полиция) за убийство сторожа арестовали отца Сани. Неопровержимым доказательством для них был тот самый нож, который потерял мальчик. А он, свидетель, не мог ничего рассказать!

Оставшись без кормильца, семья стала голодать.

Мать отвезла детей в деревню, где они жили одни в маленькой избушке (наследство отца). Присматривала за ними бабка Петровна. Мальчик очень привязался к своей сестре — белоголовой смешливой и разговорчивой девчушке, которую тоже звали Саша. Как ловко хозяйничала она в свои семь лет!

Однажды ночью в страшный мороз дети впустили в избушку бородатого человека, который еле двигался от усталости. Звали его Иваном Иванычем. Он скрывался от полиции и просил никому о нем не рассказывать.

Это был необыкновенный человек: он показывал фокусы, часто говорил стихами, мастерил забавных зверюшек из подручного материала и к тому же оказался доктором.

Это был волшебный доктор! Он стал учить Саню говорить. А потом таинственно исчез. Мальчик продолжал учиться говорить сам. И выучился!

Но рассказывать, как он потерял нож, было уже ни к чему: отец умер в тюрьме.

Научившись говорить, Саня стал более общительным. Он подружился с соседом Петькой Сковородниковым, который приохотил его к чтению.

Мальчишки читают книги (выясняется, что у Сани очень хорошая память), торгуют папиросами, ловят раков...

Но в жизни Сани появляется страшный человек. Сам себя он называет: «я бедный Гаер Кулий».

Мать мальчика полюбила этого неприятного самодовольного типа, глупого и жестокого. Он учит Сашу жить и писать, причем только палочки: «пока они не будут «попиндикулярны», дальше двигаться ни в коем случае нельзя».

Мать выходит замуж, отчим настолько отвратителен мальчику, что тот мечтает его убить. Однажды «этот подлец Гаер избил ее (сестру Сашу) до полусмерти за то, что она пролила рюмку постного масла».

Саня спасается от ненавистного отчима у тети Даши, которая продолжает читать письма из сумки утонувшего почтальона. Одно письмо кажется мальчику чем-то связанным с письмом о замерзшей во льдах шхуне «Святая Мария».

Там есть такие строчки: «...Молю тебя об одном: не верь этому человеку! Можно смело сказать, что всеми нашими неудачами мы обязаны только ему. Достаточно, что из шестидесяти собак, которых он продал нам в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. Вот как дорого обошлась нам эта услуга. Не только я один — вся экспедиция шлет ему проклятия» .

Письмо, где упоминается девочка Катюшка, очевидно дочка писавшего, представляло подробный отчет о судне, продвигающемся на север.

Мать мальчика заболела и умерла — виной тому был отчим. Вдовая тетя Даша выходит замуж за вдовца «старика Сковородникова».

Все действия происходят во время революции. Выстрелы, пожары... Военно-революционный комитет объявил в городе советскую власть.

Брата и сестру — Саню и Сашу — решено отдать в приют. «Мы знали приютских. Это были бледные ребята в серых курточках, в измятых серых штанах. Они здорово били птиц из рогаток, а потом жарили их у себя в саду и ели. Вот как их кормили в приюте! Вообще они были «арестанты», и мы с ними дрались...»

Петька Сковородников и Саня решаются бежать — сначала в Москву, а потом в Ташкент. Мальчики дают друг другу клятву: «Кто изменит этому честному слову, — не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько листьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед — посылай назад, захочет идти налево — посылай направо. Как я ударяю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться» .

Беспризорничая, беглецы добрались до Москвы, но до Ташкента добираться было слишком сложно.

В Москве мальчики многого натерпелись. По случайности они расстались и не смогли найти друг друга.

Саня попал в школу-коммуну. Директором ее был Николай Антонович. Ему предстояло сыграть важную роль в жизни Сани Григорьева.

Саня в детском доме стал учиться. У него появились товарищи: Ромашов по кличке Ромашка и Валька Жуков, который очень любил животных, особенно собак.

Симпатии Сани вызывает учитель географии по фамилии Кораблев.

Однажды мальчик помог незнакомой старушке донести сумки до дому. Оказалось, что в квартире, где обитает старушка, живет Николай Антонович. Там мальчик познакомился со своей ровесницей Катень-кой — очень симпатичной, но страшной задавакой.

Оказывается, старушка — родом из Энска. Оттуда же, откуда и Саня! Дочь старушки — мама девочки — давно уже потеряла мужа. Он был капитаном корабля, отправился в экспедицию и пропал без вести. Николай Антонович Татаринов — двоюродный брат этого капитана.

Саня начинает часто навещать Татариновых. Он восхищен атмосферой дома, где много книг и картин.

Мальчик помогает Катиной бабушке по хозяйству: принести воды, нарубить дров. К Татариновым часто приходит учитель Кораблев. Заметно, что между географом и Катиной мамой существует сильная симпатия.

Кораблев устроил в детском доме театр. На главные роли он приглашал, как ни странно, хулиганов. И они после этого начинали вести себя гораздо лучше.

Географа в школе начинают уважать и любить. И это не нравится директору — Николаю Антоновичу, ведь он как бы отодвинут на второй план.

А тут еще Кораблев сделал Катиной маме, Марье Васильевне, предложение. Но та не согласилась стать женой учителя. А Николай Антонович после этого предпринял наступление на Ивана Павловича (Кораблева) — собрал совет с требованием выгнать географа из школы.

Саня подслушал заседание совета и рассказал об этом Кораблеву и некоторым своим друзьям.

Николай Антонович вызвал мальчика к себе, обозвал его доносчиком и запретил посещать дом. Саня ужасно расстроился: получается, Кораблев сообщил о разговоре директору школы?

Значит, нет смысла в дальнейшем пребывании в школе, раз даже любимый Иван Павлович — предатель!

Саня убежал из школы, попытался продать на базаре курточку... Тут его и свалила жестокая болезнь — грипп, потом менингит. Очнулся он в больнице, где над ним склонилось знакомое лицо — тот самый Иван Иванович, который когда-то учил его говорить!

Посещает Сашу в больнице и Кораблев — становится ясно, что учитель вовсе не предатель, как думал мальчик. После выписки герой возвращается в школу, ему тут же поручают нарисовать плакат для комсомольской ячейки (у мальчика хорошие художественные способности). Он с жаром принимается за работу. Плакат зовет всех вступать в «Общество друзей воздушного флота».

У Сани зарождается мечта стать летчиком.

Он начинает закалять волю. Делает гимнастику при открытом окне зимой, обливается ледяной водой, старается быть смелым и решительным, читает книги о покорении Севера — крепко засела у него в голове шхуна «Святая Мария».

Вот уже Сане семнадцать лет. Он давно не видел Катю (Николай Антонович запретил ему посещать свой дом). И вдруг на странном общественном мероприятии — «Суд над Евгением Онегиным» (такие были популярны в двадцатые годы) — Саня видит Катю. Она изменилась, повзрослела — но нос у нее по-прежнему такой же «решительный» и надо лбом — все те же колечки.

Катя и Саня возобновляют отношения, девушка рассказывает будущему летчику о своем отце — оказывается, он был капитаном судна «Святая Мария», которое погибло, затертое льдами. Какое невероятное совпадение!

Экспедицию снаряжал Николай Антонович — по его словам, все было организовано безупречно: и запасы, и собаки. А если его брат и погиб, то исключительно по своей вине: слишком уж был легкомыслен.

Саня мечтает о покорении полюса.

Во время школьного бала Катя и Саня уединяются в пустом классе. Саня делает то, чего ему давно уже хотелось: целует Катю.

Девушка сначала возмущается: дескать, ее старый товарищ сделал это под влиянием момента, а вовсе не потому, что любит ее. Но потом верит: чувства Григорьева — искренние. Неожиданно выясняется, что класс вовсе не пустой: за влюбленными подглядывал Ромашка — отвратительный, подлый тип.

На следующий день Саня ждет Катю на улице в страшный мороз. А она не приходит! Саня не сердится на Катю: он по-настоящему влюблен. Раньше он мог сказать: «Катька — дура», а теперь может думать о ней только с нежностью.

Саня звонит Кате, но неудачно попадает на Николая Антоновича. Тот отказывается звать девушку к телефону.

От Катиной бабушки, которую Саня встретил на рынке, он узнает, что ему запрещено появляться у них дома. Да в чем же дело? Школьный товарищ Валька рассказывает, что доносчиком был Ромашов. Он все «недозволенное» записывал в книжечку и докладывал Николаю Антоновичу.

Катю отправили в Энск — якобы к заболевшей тете.

Саня собирается тоже поехать в город своего детства, чтобы объясниться с Катей. Однако перед отъездом он совершает непоправимый поступок: застав Ромашку за тем, что этот «стукач» копается в его, Сани, ящике, Григорьев бьет его ногой по лицу.

Теперь возврата в школу нет. Герой в страшном волнении едет в поезде — и вот родной город! За столько лет произошло много перемен. «Старик Сковородников» стал судьей. Он живет в красивом доме со своей женой — тетей Дашей и Саниной сестрой (как вы помните, тоже Сашей).

Беленькая разговорчивая сестренка превратилась в смуглую хорошенькую девушку с черными волосами, расчесанными на прямой пробор. Брат и сестра встречаются радостно, о многом разговаривают. Петька Сковородников, оказывается, живет в Москве.

Саня Григорьев через сестру посылает Кате записку с просьбой о встрече.

В сундучке у тети Даши Саня находит старые письма от отца Кати из экспедиции — часть из них утрачена, но он вспоминает ключевые слова: «привет от Монтигомо Ястребиный Коготь... невероятно жалею, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю...» Так ведь это Николай Антонович сорвал экспедицию! И наверняка нарочно!

Письма эти, прочитанные Кате во время свидания, очень огорчают ее — и еще больше они бы огорчили Марию Васильевну. Для Сани оказывается неожиданностью, что Николай Антонович давно влюблен в Марию Васильевну, и недавно она стала его женой.

Одним поездом с Катей Саня возвращается в Москву. Кораблев ошеломляет юношу известием, что ему грозит исключение из школы: за избиение Ромашки и за побег на девять дней. Иван Павлович заступился за Саню, добился разбирательства его «дела» на педагогическом совете. Нужно будет извиниться перед Ромашкой!

Извиниться? Ни за что! Ромашов ведь доносчик! Он доносил не только на Саню, но и на всех остальных ребят! Стоит кому-то что-то сказать против Николая Антоновича — тут же в книжечку запишет и донесет.

На педагогическом совете Саня произносит обличительную речь против Ромашова и Николая Антоновича. У директора школы случился сердечный приступ.

Саню из школы не исключают, обходятся строгим выговором по комсомольской линии.

Григорьев становится героем школы. Его разыскивает Петька Сковородников — веселый, с пышной рыжей шевелюрой. Ему удалось побывать в Ташкенте, но он решил возвратиться в Москву. В отличие от Сани, Петька Энска не забывал. Он прекрасно рисует и собирается поступить в Академию художеств.

Катя сообщает Сане, что она отдала письма отца своей матери. Мария Васильевна пришла к Кораблеву и долго говорила с географом и Саней. Ей не хотелось верить, что она вышла замуж за фактического убийцу своего мужа.

Этот визит Марии Васильевны к Ивану Павловичу, который так любил ее, был прощальным: несчастная женщина отравилась и умерла в больнице. Катя не хочет разговаривать с Саней — это он подтолкнул ее мать к самоубийству!

Только мечта о летной школе поддерживает юношу — он прекрасно сдает выпускные экзамены.

Кораблев вызывает к себе Саню и говорит, что Николай Антонович предъявил географу доказательства своей невиновности: экспедицию подвел совсем другой Николай. Катя и ее бабушка отказываются общаться с Саней, в школе от него отворачиваются — он остается практически в одиночестве. Тем важнее для него цель: стать полярным летчиком и найти шхуну «Святая Мария», экспедицию капитана Татаринова, разобраться в том, кто действительно виноват.

Перед отъездом в летную школу Саня прощается с Катей — она считает его виноватым. Однако все-таки Саня и Катя любят друг друга, хотя прощаются, как им кажется, навсегда.

Проходят годы. Саня оканчивает летную школу и воплощает свою мечту в жизнь. Он не только становится полярным летчиком, но и занимается поисками пропавшей экспедиции. Ему удалось расшифровать дневники штурмана и найти багор со шхуны «Святая Мария».

Саня приезжает в Москву, чтобы предоставить доклад в «Главсевморпуть» и, конечно, для того, чтобы увидеть Катю. Глаза у Кати стали грустные. Она не позволяет плохо говорить о Николае Антоновиче и часто общается с Ромашовым. Встреча с Катей у Большого театра очень расстраивает Саню. Он думает, что Катя его разлюбила. Вот разве что приятная новость — Петька Сковородников стал театральным художником, его имя на афише.

Саня приехал с Крайнего Севера в Москву как раз к юбилею любимого учителя — Ивана Павловича Кораблева. Съехалось множество учеников, все несли букеты цветов, и сколько прекрасных слов прозвучало!

Однако для Сани вечер был испорчен встречей с Николаем Антоновичем и Ромашовым. Они тоже явились приветствовать юбиляра. Каким благообразным, каким преуспевающим стал Ромашов! Он пишет диссертацию под руководством Николая Антоновича и шантажирует его бумагами, которые он раздобыл путем обмана — бумагами, свидетельствующими о подлой роли Николая Антоновича в судьбе капитана Татаринова. Николай Антонович не только женился на вдове Татаринова (о чем давно мечтал), но и нагрел руки на поставке некачественных продуктов и негодных ездовых собак.

От Кораблева Саня узнает, что Катя любит его по-прежнему, он знает о его любви из переписки с сестрой Григорьева.

После серьезного разговора с Кораблевым Катя, не желая больше общаться с Николаем Антоновичем, переезжает к своей подруге Кире (Кирен), которая живет в Сивцевом Вражке (московская улица) вместе с мамой. Катя стала прекрасным специалистом-геологом (ездит в экспедиции), ее фотографии занимают первые места на выставках. Как мало в последние годы Саня знал о Кате!

Ромашов строит интриги — он знает много дурного о своем учителе. Но скрывает это, требуя одного: пусть Николай Антонович уговорит Катю выйти замуж за своего верного ученика.

Николай Антонович при помощи Ромашова чернит имя летчика Григорьева в прессе, подрывая к Сане доверие. Однако летчик Григорьев находит честных и смелых людей, которые готовы его понять и защитить. В газете «Правда» выходит статья Александра Григорьева о поисках экспедиции Татаринова.

Саня вновь улетает в Заполярье — и Катя обещает к нему приехать.

Катя и Саня стали мужем и женой. Жизнь у них была непростая. Летчику приходится перебираться с одного аэродрома на другой, менять место жительства, а жена должна ждать и волноваться. Бабушка Кати после долгих душевных колебаний оставляет Николая Антоновича и переезжает к внучке и ее молодому мужу.

Одна из частей произведения написана от лица Кати (все остальные — от лица Сани Григорьева). Молодая жена капитана рассказывает о смерти его сестры Саши — она вышла замуж за Петьку Сковороднико-ва, родила сынишку. И вдруг тяжело заболела воспалением легких. Долго врачи боролись за ее жизнь, но сестра Сани умирает. Мальчика Петеньку берется опекать Катя, она вывозит малыша на дачу под Ленинградом — и тут начинается война... Совсем маленького ребенка вывозят из Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны Саня и Катя потеряли друг друга. Изредка только доходили слухи: «Катя жива!»; «Саня жив!»

Капитан Григорьев служит на Севере и топит фашистские суда. Там он опять встречается с доктором Иваном Ивановичем, который все еще служит медицине и людям.

Дело жизни капитана Григорьева — поиски экспедиции капитана Татаринова — увенчалось успехом. Она найдена! Найдено и замерзшее во льдах тело самого Татаринова — в почтовой сумке сохранились письма. Некоторые из них адресованы дочери Кате — с верой, что она когда-либо прочтет их.

Александр доказал вину Николая Антоновича и разоблачил многие гнусные дела Ромашова.

Ромашова арестовали и осудили на десять лет.

А Сане и Кате удается наконец встретиться. Война окончена. Оставшиеся в живых могут соединиться: Катя, Петька Сковородников, его сын и стойкая Нина Капитоновна (бабушка Кати) будут теперь жить в одной квартире.

И ждать возвращения капитана Григорьева из дальних полетов...