Дальний Восток как нерешённая проблема России. Презентация на тему: Проблемы лесов в Приморском Крае Проблемы больших свалок в приморье

  • определить состав Дальневосточного экономического района и объяснить особенности экономико-географического положения;
  • дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности;
  • изучить проблемы и перспективы развития Дальнего Востока;
  • закрепить умение самостоятельно определять перспективы развития региона и специализации Дальнего Востока;
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами Дальнего Востока, особенностями взаимодействия общества и природы;
  • осуществлять экологическое воспитание учащихся на основе нефтяных катастроф и способов их устранения, вырабатывать умение оценивать экологическую обстановку наших дней;
  • воспитание ответственного отношения к природе;
  • развивать общеучебные навыки, умения работать с химическим оборудованием и знаний Т.Б., закрепить эффективность ликвидации нефтяных загрязнений.

Тип урока: интегрированный (география и биология).

Методы: использование компьютерных технологий (интерактивная доска), объяснение нового материала, беседа, диалог, практическая работа.

Оборудование: интерактивное пособие “Физическая карта”, “Уроки географии 6-10 класс”, “Политическая и физическая карта”,карта Дальнего Востока, видеоматериалы по географии и биологии “Дальний Восток”, инструктивные карточки для практической работы, 4 контейнера с водой, “населением” океана (креветки, водоросли, птичьи перья), нефть, вата, жидкое мыло, сода пищевая, уголь активированный.

Видеоролики можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Ход урока

1. Организационный момент

При изучение новой темы “Дальний Восток” будут использованы компьютерные технологии, видеоролики, лабораторные опыты и самостоятельные работы.

Ученики знакомятся с целями и задачами урока.

2. Повторение и закрепление пройденного материала

Учитель. Поработаем по пройденному материалу за 8 и 9 класс. Мы изучили 10 экономических районов и не будем нарушать последовательность знакомства и с Дальним Востоком.

Интерактивное пособие “Физическая карта”

Убираются все географические объекты, кроме градусной сетки.

1. Задание ученикам.

Повторим рельеф территории Дальневосточного экономического района

С помощью маркера нанесите на карту рельеф территории Дальнего Востока

Сделайте вывод о рельефе Дальнего Востока.

После задания дается дополнительный материал о Верхоянском хребте

Дополнение учителя.

Верхоянский хребет протянулся на вдоль реки Лена с севера на юг. Это гряда гор высотой до 3000 метров. Лежит в субарктическом климатическом поясе. Здесь берут начало много рек Дальнего Востока. Здесь берет начало и река Яна. Поэтому хребет назван Верхоянским.

На интерактивной доске активизируются “ реки”

2. Задание ученикам

Повторим внутренние воды данной территории. Нанесите на карту интерактивной доски реки:

Учитель. Какая река на ваш взгляд самая большая по площади? (Лена)

Лена имеет длину 4400 км. Берет начало на Байкальском хребте. Впадает в море Лаптевых. На Лене половодье начинается в июне месяце. В это время река становится шире почти в 2 раза, уровень воды поднимается в некоторых местах до 5 метров.

Дополнение учителя.

Дальний Восток – это сейсмически опасная территория, т к находится на стыке 2 литосферных плит – Евразийской и Тихоокеанской.

Здесь очень часты землетрясения . От Байкальских хребтов до полуострова Камчатка. Последнее было в 1995 году на острове Сахалин, когда с лица земли был стерт поселок нефтяников – Нефтегорск.

Кроме того – Дальний Восток – это место частых цунами . Землетрясения и вулканизм вызывают цунами. Скорость, которой достигает цунами до 1000 км. в час. Высота у побережья – 50 метров это 15 этажный дом

Камчатка (вулканы)

На Камчатке и Курильских островах более 1000 вулканов.

Только на Камчатке 180 вулканов , из них 30 действующих. Это Корякский вулкан, Вилючинский, Кроноцкая Сопка и, самый известный вулкан – Ключевская Сопка. Его конус возвышается почти на 5 тыс. метров. Диаметр кратера – 500 метров, на его нижней части находится еще 60 мелких вулканов. Извергается он 1 раз в 7 лет.

Сегодня вы увидите красоту природы полуострова Камчатка.

Включается видеоролик о Камчатке 1,5 минуты

В это время меняется компьютерный диск на “Политическая и физическая карта”

1. Учитель. Переходим от физической географии к экономической. Ребята, вспомните, по какому плану мы изучаем экономические районы?

Ответ ученика:

  • состав территории;
  • экономико-географическое положение территории;
  • население;
  • природные условия;
  • природные ресурсы;
  • хозяйство экономического района.
  • “Политическая и физическая карта”

Запуск – Дальний Восток (демонстрационный режим)

2. Учитель. Определите состав территории Дальневосточного экономического района

Учитель. А теперь проведем небольшое тестирование с использованием интерактивных технологий.

Выключить, еще раз Дальний Восток – самостоятельная работа Поменять компьютерный диск на “География 6-10 класс)

Выбор слайдов – 9 класс – регионы России – Дальний Восток – географическое положение

3. Учитель. Вспомните план характеристики ЭГП района

Ответ ученика:

  • положение по отношению к другим экономическим районам;
  • положение по отношению к морям и океанам;
  • положение по отношению к соседним государствам;
  • плюсы и минусы в данном положении.

Учитель. Определите без карты, – какими морями омывается территория Дальнего Востока?

Учитель. Ну что ж проверим ваши ответы с помощью карты на интерактивной доске и определяем экономико-географическое положение района

5. Учитель. Какими природными ресурсами богат Дальний Восток?

Ученик. Используя карту на интерактивной, показывает месторождения полезных ископаемых.

  • Золота
– Ягодное, Нежданинское, Сусуман
  • Олова
  • – Галимый, Дальнегорск
  • Каменного угля
  • – Анадырь, Нерюнгри
  • Нефти
  • – Оха, Ноглики

    6. Учитель. Каковы особенности населения Дальнего Востока?

    • численность населения;
    • плотность населения;
    • уровень урбанизации;
    • национальный состав.

    3. Изучение нового материала

    1. Учитель. Переходим к изучению хозяйства Дальневосточного экономического района.

    Структура хозяйства строится по 2 факторам: приморскому положению и природным ресурсам.

    Рассмотрим географию хозяйства.

    По причине большой протяженности района с севера на юг меняется и специализация хозяйства.

    Северные территории находятся в более суровом климате, вечной мерзлоте, со сложным горным рельефом, маленькой плотностью населения, не развитой инфраструктурой. Это сказывается на хозяйстве северной территории Дальнего Востока. Люди здесь занимаются охотой на морского зверя, рыболовством, разведением оленей. Удаленность от центра сказалась на образе жизни людей.

    Видеоролик №5 “Морская охота”

    Учитель. А теперь сместимся к югу.

    Мы знаем, что здесь проходят транспортные пути: речные (по Амуру), морские, железнодорожные и автомобильные. Где дороги – там жизнь. На юге хозяйство развито больше.

    Для развития хозяйства юга Дальнего Востока больше предпосылок – более мягкий климат, нет вечной мерзлоты, незамерзающие моря, наличие полезных ископаемых и лесных ресурсов.

    В хозяйстве Дальнего Востока большое место занимает добыча руд цветных металлов: олова, вольфрама, цинка, свинца и золота. Здесь добывают алмазы.

    Видеоролик “Горная добыча руд цветных металлов”

    Учитель. Важное место принадлежит лесной промышленности. Здесь развита лесозаготовка и переработка древесины, делают фанеру, картон, бумагу. Предприятия лесной промышленности разместились на Камчатке, в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске – на – Амуре, Южно-Сахалинске.

    В районе развита электроэнергетика. Электроэнергию получают на тепловых электростанциях:

    ГЭС: Зейская, Буреинская,

    АЭС: Билибинская

    Важное значениеимеет рыболовство и рыбная промышленность . Дальний Восток занимает 1 место по вылову рыбы и морепродуктов. Её базы созданы на Камчатке, Сахалине, Владивостоке. По всему побережью работают рыбные хозяйства. Перерабатывают рыбу и на плавучих рыбных заводах. Это дает возможность быстро переработать рыбу в полуфабрикаты, рыбные консервы. Такой способ переработке уменьшает её себестоимость.

    Видеоролик – “Вылов и переработка рыбы на Дальнем Востоке”

    В связи с тем, что район расположен близко к государственным границам, на его территории размещены производства выпускающие продукцию ВПК.

    Машиностроение:

    • в Хабаровске, Комсомольске-на – Амуре, Владивостоке – судостроение
    • в Арсеньеве – производство вертолетов – “Черная акула” “Ночной охотник”
    • в Комсомольске-на-Амуре – самолетостроение
    • в Комсомольск-на-Амуре – производство подводных лодок и передельная металлургия.
    • в Биробиджане – производство комбайнов

    Сельское хозяйство.

    Как вы уже знаете – на севере занимаются рыболовством и звероводством, разведением оленей.

    На юге, в более теплом климате, с более плодородными почвами занимаются растениеводством: выращивают пшеницу, сою, картофель, овощи.

    Животноводство: звероводство, оленеводство,

    Учитель. На дальнем Востоке нет городов миллионеров. В крупных городах численность населения не превышает 600 тыс. человек. Большое значение имеют и города – порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск – Камчатский. Здесь крупные города: Хабаровск, Магадан, Якутск.

    Ребята сделают небольшие сообщения по городам Владивосток и Якутск.

    Город Владивосток.

    Центр Приморского края. Находится почти в 10 тыс. км от Москвы. Расположен вокруг бухты Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского залива. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Основан в 1860 году как военный пост. Со временем развивался пост в большой населенный пункт и в 1880 году он превратился в город. Во Владивосток приходили суда из Китая, Японии, Кореи. Ввозили муку, рис, чай, сахар, ткани. Вывозили – крабы, рыбу, древесину.

    Сегодня Владивосток не только порт, но и промышленный центр. Здесь производят горно-шахтное оборудование, оборудование для рыбной промышленности, строят суда, занимаются производством рыбной продукции.

    Город Якутск:

    Город Якутск является столицей республики Якутия (Саха). Население около 200 тыс. человек. Город удален от Москвы на 8500 км. Город стоит на вечной мерзлоте. Дома строятся на сваях, чтобы холодный воздух не застаивался в подвалах, а продувался ветром. Температуры января опускаются ниже 50 градусов. Город основан казаками в 1632 году как якутский острог. Современный Якутск – промышленный центр. Здесь работают швейная и меховая фабрика, производят первичную обработку (сортировку) алмазо в и золота. Здесь работает единственный в стране институт мерзлоты.

    Город Оха.

    Находится на острове Сахалин. Население 40 тыс. человек. Это был небольшой поселок Охэ. Городом стал в 1938 году. В настоящее время Оха крупный центр нефтяной и газовой промышленности Сахалина. Здесь используют новейшие технологии нефтедобычи. Добывают нефть с глубины 500 метров наклонными скважинами. Построен нефтепровод – Оха – Комсомольск – на – Амуре. Отсюда нефть и газ экспортируются в Японию через пролив Лаперуза на современных супертанкерах. При этом регион получил сырье для развития химической промышленности. Не скажется ли это на уникальной природе Дальнего Востока? Ответ на этот вопрос мы получим на уроке биологии.

    Закрепление материала.

    Учитель. А сейчас подведем итог урока. Ребята, вспомните, каковы основные проблемы Дальнего Востока?

    • суровость климата, вечная мерзлота;
    • не освоенность территории;
    • маленькая плотность населения, т.е. недостаток трудовых ресурсов;
    • удаленность от центра;
    • опасные природные явления – землетрясение, вулканизм;
    • бездорожье на большей территории района.

    Учитель: Ребята, вы, как будущиеминистры и руководители предприятий и компаний предложите свои пути решения экономических проблем.

    Ответьте на вопрос: “Хотели бы вы жить на Дальнем Востоке или нет? Ответ аргументируйте.

    Ученики предлагают свои варианты ответов.

    Учитель оценивает работу учеников на уроке.

    Учитель биологии. На первом уроке вы познакомились с ЭГХ Дальнего Востока.

    На втором уроке мы должны будем оценить экологические проблемы, особенности взаимодействия общества и природы на Дальнем Востоке.

    Уникальные природные образования существуют в этом регионе. Здесь удивительным образом уживаются представители тропической флоры и фауны с жителями суровой восточносибирской тайги. Если в северной части произрастают мхи и лишайники, то в южной части своеобразные дальневосточные горные широколиственные леса, характерные для Китая и Японии. Здесь произрастают кедры, пихты, перевитые лианами, амурский бархат, лимонник и женьшень. Вот об этих растениях посмотрим видеоролик. “Уникальная природа Приморья”(4 мин.) №8

    Животный мир Дальнего Востока многолик и неповторимый, как и растительный мир. Рядом обитают белогрудый гималайский и бурый медведи, тигр и рысь, леопард и росомаха, пятнистый олень и изюбр. Об этих представителях следующий наш видеоролик “Животный мир Уссурийской тайги” (2 мин.) №9

    Но эти уникальные природные образования соседствуют с районами обостренных экологических проблем потому, что в этот мир вторгся человек – хозяин планеты, а развитие экономики: вылов рыбы, добыча нефти, заготовка древесины губительно повлияли на уникальную природу Приморья. Видеоролик №11 (1мин)

    Практически все пляжи Уссурийского и амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность представляют нефтесодержащие воды, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность портов очистными сооружениями крайне мала.

    Очень вредна для окружающей среды деятельность горнодобывающих предприятий, особенно угольная промышленность, потому, что происходит нарушение и загрязнение земель отходами добычи и переработки угля и сланцев.

    На Дальнем Востоке, а особенно на Камчатке производится незаконная вырубка девственных лесов главного богатства востока. А от лесной промышленности много отходов, например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, попадающих прямо в водоемы. Видеоролик №10 (1,5 мин.)

    На уроке географии вам говорили об открытии новых месторождений нефти на острове Сахалин. При добыче и ее транспортировке на нефтяных танкерах нефть разливается и попадает в Татарский залив, а оттуда в Охотское море и океан.

    Катастрофы, связанные с загрязнением вод мирового океана – одна из экологических проблем, которая все острее проявляется на протяжении последних десятилетий. Морская среда все более и более загрязняется.

    Практическая работа.

    Нефть – “масло из камня” – так переводится греческое слово “петролеум”.

    Сейчас мы с вами познакомимся с нефтью с помощью практической работы, которая будет состоять из двух частей. Учитель напоминает о технике безопасности. (Так как мы с вами будем работать нефтью руки, нос, язык) С нефтью обращаться аккуратно: не лить на руки, не пробовать на язык.

    Лабораторный опыт. Физические свойства нефти.

    Учащиеся делятся на группы. У каждой группы на столах находится оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая). Группы получили инструктивные карточки по которым они будут выполнять работу.

    И первое, что мы сейчас будем определять это запах, цвет, т.е. физические свойства нефти. Это задание №1. Полученные результаты вносим в таблицу.

    Опрос групп о физических свойствах нефти.

    Дополнение учителя. (Нефть маслянистая жидкость, цвет темно-коричневый с красноватым оттенком, имеет специфический запах). Учитель обращает внимание детей на то, что нефть может быть черной с зеленоватым оттенком, красной, синей, светлой, даже белой.

    Переходим ко второй части практической работы: “ Ликвидация нефтяного загрязнения”.

    Учитель биологии. В числе экологических проблем Дальнего Востока – это крушения нефтеналивных танкеров и аварии на нефтегазопромыслах. Таких разливов сегодня происходит достаточно много как на Сахалинском шельфе, так и во всех портах. Регулярно выносятся нефтепродукты на пляжи Приморья от проходящих судов. При этом следует отметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозов невозможно. Сейчас мы перенесем проблему загрязнения океана в рамки нашего класса. Смоделируем процесс нефтяной катастрофы и потерей нефтепродуктов.

    Ученики выполняют задания 2-3. Заселяем наш океан. Создаем нефтяную аварию.

    Учитель биологии. Выполнив задание №3, что вы увидели (если нефть нанести на воду, то она расплывается, образуя на поверхности тончайшую пленку). В море нефтяное загрязнение имеет различные формы: тонкая пленка или комочки? Чем опасна эта пленка

    Пленка не пропускает кислород, и живые организмы гибнут от удушья. Комочки мазута прилипают к мелким животным, которыми питаются рыбы и усатые киты. От такого “обеда” одни рыбы гибнут от отравления, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодными в пищу человека из-за неприятного запаха и вкуса. Обратим внимание на наши креветки, они тоже пропитались нефтью и стали непригодными для употребления в пищу.

    Во время выбросов нефти особенно страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья, лишая их как водоотталкивающих, так и теплоизоляционных свойств. Птицы оказываются неспособными ни плавать, ни поддерживать нужную температуру тела. Когда птицы пытаются выбраться из нефти, она облепляет их с головы до ног, лишая возможности видеть и отравляя весь организм.

    Теперь приступаем к ликвидации последствий нашей аварии (выполняем задания №4-5). Первое. Что мы должны сделать это попытаться собрать нефть подручными средствами; второе очищаем природные объекты.

    Результаты вашей работы представьте в виде ответов на вопросы в задание №5.

    Подведение итогов практической работы.

    1. Смогли ли вы полностью собрать всю нефть с поверхности воды при помощи ложек, угля и ватных дисков?

    2. Получилось у вас очистить природные объекты?

    3. Реально в морском бассейне собрать несколько тысяч тонн нефти, которая выливаясь из танкеров, разносится морскими течениями и волнами на большие расстояния?

    В мире существуют достаточно эффективные способы борьбы с разливами нефти.

    Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать на своей поверхности нефть, например уголь. Его наносят на нефтяную пленку в размельченном виде. После адсорбции собирают и обжигают в печах.

    Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную пленку. То через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий. Но как бактерии повлияют на живые организмы, пока неизвестно.

    Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня чаще ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас.

    Выводы. Подведем итог нашему уроку.

    1. Добыча нефти на Сахалине принесло благо или зло?

    2. Какое влияние оказывают разливы нефти при добыче и перевозке?

    3. Почему птицы не выживают, искупавшись в воде с нефтью?

    4. В чем уникальность природы Дальнего Востока. Предложите способы сохранения природы.

    Домашнее задание: география: повторить весь материал по Дальнему Востоку. Параграфы 54-58;

    биология: предложите пути решения проблем Дальнего Востока.

    Инструктивная карта.

    Цель работы: определить физические свойства нефти, ликвидация последствий аварии (очистка поверхности от нефти, спасение природных объектов).

    Оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая).

    Ход работы

    Определить запах, цвет нефти. На столах учащихся находятся пробирки с нефтью. Встряхните пробирку и обратите внимание на запах, цвет. Полученные результаты занесите в таблицу.

    “Заселите” океан.

    Нефтяная авария (предложите свой вариант катастрофы). Что образуется на поверхности воды?

    Приступите к ликвидации аварии, четко распределив между собой обязанности:

    а) попытайтесь собрать нефть с помощью ложек, ватных тампонов, активированного угля;

    б) очистите природные объекты от нефти с помощью жидкого мыла, соды (для этого используйте тарелки с ватными тампонами).

    Ответьте на вопросы:

    а) какой способ вы считаете наиболее эффективным при ликвидации нефтяного пятна;

    б) какие еще способы очистки вы можете предложить;

    в) кто, по вашему мнению, должен быть ответственным за ликвидацию аварий?

    Использованные материалы

    1. Библиотека электронных наглядных пособий “География 6-10”, 2003 г.
    2. Интерактивное пособие “Политическая и физическая карта России”, 2009 г.
    3. Видеофрагменты телевизионных передач.
    4. Учебник В.П.Дронов, И.И. Баринова и др. “География России 9 класс”, издательство “Дрофа”.
    5. Академический школьный учебник под редакцией А.И.Алексеева “География России 9 класс”, издательство М. “Просвещение” 2009 г.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Экологическая ситуация на Дальнем Востоке

    дальний восток экологический природопользование

    Дальний Восток - самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион. Уже этот факт создает довольно серьезные проблемы, учитывая размеры государства. В советское время прилагалось немало усилий для освоения Дальнего Востока - повышения плотности населения, развития инфраструктуры, строительства военно-морских баз, освоения ресурсов. В результате распада СССР Дальний Восток оказался в весьма уязвленном положении: местное русское население стало покидать регион, промышленность деградировала, остро ощущается нехватка рабочих мест.

    Ввиду своего географического положения и экономической ситуации в стране Дальний Восток существует в условиях целого ряда негативных факторов. Это прежде всего сложные, в том числе экстремальные природно-климатические условия, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно-развитых районов страны, бездорожье, нестабильность и отток населения. В этой ситуации большую роль играют Транссибирская магистраль и БАМ, хотя сейчас Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, строительство которой потребовало огромных государственных капитальных вложений и осуществлялось всеми республиками бывшего СССР, загружена менее чем наполовину своих провозных мощностей.

    Хроническое отставание производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта и энергетики, отразилось и дополнилось тяжелым положением в отраслях специализации. В депрессивном состоянии находится золотодобывающая отрасль, где из-за резкого сокращения ассигнований свертываются геологоразведочные работы, наблюдаются массовый уход работников с предприятий и значительное падение добычи в основных ее районах - Магаданской области и Якутии.

    Не удалось стабилизировать обстановку в топливно-энергетическом комплексе. Значительное число предприятий Забайкалья и Дальнего Востока работают в режиме жестких ограничений поставок энергоресурсов из-за дефицита финансовых средств для их оплаты. Крайне сложная ситуация сложилась в горнорудной промышленности, которая усугубляется отставанием прироста разведанных запасов минерального сырья, резким снижением темпов геологоразведочных работ. По существу, нарушен процесс воспроизводства минерально-ресурсного потенциала региона. В кризисном состоянии находятся лесной и рыбопромышленный комплексы.

    Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. Все это особенно болезненно сказывается на дальневосточных территориях с ресурсной специализацией, где из-за слабых инвестиционных возможностей предприятий основная тяжесть финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты. Но местные органы управления, конечно, не могут справляться с огромным числом проблем, существующих в регионе, в том числе и экологических.

    Многие из экологических проблем Дальнего Востока связаны с экономическими проблемами. Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах.

    Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов России устойчивость дальневосточных экосистем. Неустойчивость возрастает с юга на север, что можно видеть хотя бы на примере климата.

    Иногда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т. д. Эти примеры типичны для Дальневосточного региона, т. к. моря и реки имеют для него очень большое значение.

    Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне неудовлетворительная, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны.

    Серьезное загрязнение происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают свой нормативный срок эксплуатации. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных морских судов. В устаревших и переполненных базах военно-морского флота хранится большое количество радиоактивных отходов.

    На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов - главного богатства региона, а древесина, попадая в водоем, выделяет высокотоксичные фенольные соединения.

    В числе экологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что лишь 75% участков могут быть рекультивированы. Одна из основных демографических характеристик Дальнего Востока - это незначительная численность населения в сравнении с ее площадью (36,4% площади РФ). В связи с этим начиная с XIX в. правительство царской России привлекало туда население для поднятия целины и создания инфраструктуры. Советское правительство привлекало население на Дальний Восток при помощи высоких заработков и лучших условий жизни. Однако после распада СССР государственная поддержка прекратилась, и регион потерял привлекательность для населения.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности. Потепление климата, его причины и последствия. Гибель и вырубка лесов. Экологическая проблема озонового слоя. Загрязнение воды отходами производства. Проблемы вымирания видов.

      презентация , добавлен 19.02.2012

      Основные проблемы экономической оценки водных ресурсов. Анализ существующих подходов в экономической оценке водных ресурсов, а также проблем, связанных с их применением. Замыкающие затраты на воду, их расчет. Экономическая оценка водных биоресурсов.

      статья , добавлен 17.08.2017

      История появления экологических проблем в процессе природопользования в Енисейском промышленном регионе. Экологические проблемы в процессе промышленного использования водных ресурсов Енисея. Снижение уровня техногенного воздействия на водную среду.

      реферат , добавлен 19.10.2012

      Анализ экологических проблем, падение плодородия почвенных ресурсов, загрязнение земли бытовыми, промышленными, сельскохозяйственными отходами. Экологические проблемы крупных городов, паспортизация предприятий производственной и непроизводственной сферы.

      реферат , добавлен 09.11.2010

      Водообеспеченность планеты и основные водные проблемы мира. Изъятие речного стока. Малые реки, их значение и основные особенности. Загрязнение и изменение качества природных вод. Оценка и анализ последствий влияния изменений климата на водные ресурсы.

      реферат , добавлен 20.11.2010

      Понятие современной экологической ситуации и причины ее обострения. Характеристика водных, земельных и биологических ресурсов, воздушного бассейна и ресурсов недр Донецкого региона. Основные направления улучшения экологической ситуации области.

      курсовая работа , добавлен 14.03.2009

      Экологическая ситуация в начале XXI века. Главные экологические проблемы. Общемировые проблемы атмосферы. Важнейшие экологические проблемы гидросферы. Причины экологической ситуации. Экологические проблемы в современном мире (анализ философского текста).

      контрольная работа , добавлен 28.07.2010

      Загрязнение и самоочищение морей и океанов. Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг). Экологические проблемы Каспийского, Азовского и Черного морей. Охрана морей и океанов. Экологические проблемы пресных вод. Методики очистки сточных вод.

      реферат , добавлен 08.11.2009

      Проблемы экологии: невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Современная экологическая ситуация на планете. Экологическая характеристика и загрязнение среды в Новомалыклинском районе.

      контрольная работа , добавлен 02.03.2014

      Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Россия является одной из наиболее загрязненных в экологическом плане стран в мире. Этому способствуют в первую очередь техногенные факторы, такие как вырубка лесов, загрязнение водоемов, почвы и атмосферы отходами заводского производства. Это беда не только отдельных стран, но и всей планеты в целом. Давайте рассмотрим какие экологические проблемы существуют в России, глобальные и основные.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Вырубка лесов. В России осуществляется бесконтрольная и беззаконная вырубка лесных массивов. Это глобальные экологические проблемы целых регионов России. Больше всего таковых отмечается на Дальнем Востоке и северо-западе страны. Помимо того, что браконьерами вырубаются ценные породы деревьев, которых и без того остается все меньше и меньше, остро встает проблема скорого обезлесения сибирских районов. Также ведется расчистка земель под сельскохозяйственные угодья и для добычи полезных ископаемых.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Вырубка лесных массивов влечет за собой такие последствия: *Вытеснение животных и птиц с их исконных мест обитания. *Нарушение устоявшихся экосистем, увеличение парникового эффекта на планете. Вследствие этого происходит глобальное потепление, которое в той или иной степени ведет к изменению практически всех экосистем Земли. В частности, нарушается круговорот воды, что приводит к установлению более засушливого климата на планете. *Ускоренное разрушение верхних слоев почвы и их выветривание. Особенно опасно обезлесение территорий с горным и холмистым рельефом, поскольку это вызывает оползни и затопления.

    5 слайд

    Описание слайда:

    ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Проблема загрязнения в наши дни является одной из самых актуальных. Рассмотрим более подробно основные виды загрязнения.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Загрязнение воды и водоемов. Эта проблема наиболее остро стоит в промышленных и густонаселенных районах страны. Специалисты утверждают, что большинство заболеваний у жителей крупных населенных пунктов связано как раз с проблемой загрязненной воды. При таких темпах загрязнения достаточно скоро может возникнуть дефицит питьевой воды, поскольку химические отходы попадают в почву, отравляя тем самым грунтовые воды. Во многих источниках по всей России вода уже стала непригодной для питья из-за загрязнения почвы.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Загрязнение воздуха. Загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Изменение климата вследствие загрязнения воздуха и глобального потепления значительно влияет на жизнь человека и имеет гораздо более серьезные последствия, чем мы можем себе представить. К примеру, приводит к сокращению пригодных для возделывания земель, уменьшая тем самым площадь сельскохозяйственных угодий. Что, в свою очередь, грозит сокращением возможного количества продовольствия и наступлением всеобщего голода.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Радиоактивные загрязнения. Основная опасность радиоактивного излучения кроется в том, что радиоактивные изотопы вызывают гибель или мутации клеток, в которые они проникают. Радиоактивные вещества могут попадать в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, водой и пищей, а также оседая на незащищенных участках кожи.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Наряду с вышеупомянутой не менее актуальна в России проблема утилизации бытовых отходов и загрязнения ими окружающей среды. В настоящее время она является одной из наиболее серьезных экологических проблем в стране: за год на одного жителя России образуется около 400 кг бытовых твердых отходов. А эффективных способов утилизации неорганики пока еще не придумано. Проблема бытовых отходов в России.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Какие меры необходимо предпринять для улучшения нашей планеты? Для того чтобы решить экологические проблемы лесов России и уменьшить их вырубку, потребуется: *установить менее выгодные условия экспорта древесины, в особенности ценных ее пород; *улучшить условия труда лесников; *усилить контроль вырубки деревьев непосредственно в лесах. Для очистки воды необходимы: *реорганизация очистных сооружений, большинство из которых не справляется со своими функциями ввиду устаревшего и во многом неисправного оборудования; *пересмотр технологий переработки и утилизации отходов производства; *усовершенствование процессов утилизации бытовых неорганических отходов. Для очистки воздуха нужно следующее: *применение более современных и экологичных видов топлива, которые давали бы возможность существенно сократить выброс вредных веществ в атмосферу; * усовершенствование фильтров на предприятиях тяжелой промышленности.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Проводятся комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию и смягчение экологической обстановки в промышленных регионах Сибири и Урала, в которых зачастую используются инновационные технологии. Внедряются энергосберегающие программы на территории страны. Усиливается надзор за гидротехническими сооружениями. Ниже показана карта экологических проблем России, обозначены города и регионы комфортного проживания. Несмотря на то что карта выполнена в 2000 годах, это актуально и сегодня. Решение экологических проблем в России.

    1 слайд

    Проблема загрязнения Амура. Проект подготовили: Гороховская Анастасия, Борисова Анна ученицы 10 класса «А». Руководитель проекта: Уфимцева И.В. ©

    3 слайд

    Цели и задачи. Сформировать представление о степени загрязнения реки Амур. Проанализировать статистические данные по загрязнению Амура Что является основной причиной загрязнения Как жители нашего города относятся к этой проблеме.

    4 слайд

    Актуальность темы. Привлечение внимания жителей города к проблеме загрязнения реки Амур.

    5 слайд

    Дети 55% - нельзя купаться 41% - проблема питьевой воды 17.4% - нельзя есть рыбу 13% - нельзя ловить рыбу 14.5% - страдает флора и фауна 10% - негативное влияние на здоровье. Взрослые 63% - негативное влияние на здоровье 47% - проблема питьевой воды 23% - нельзя есть и ловить рыбу

    6 слайд

    На вопрос: «Мусорите ли вы на берегу Амура?» - мы получили следующие ответы: Дети 56% - нет 41% да Взрослые 91% - нет 9% да

    7 слайд

    Введение. В последние годы возникла озабоченность бедственным состоянием вод Амура: ни пить, ни купаться в нем уже нельзя. А он - настоящее море движущейся воды.

    8 слайд

    Воды Амура протекают не только по российской территории, а также омывают берега Китая и Монголии. На берегу Амура стоят такие российские города как Амурск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, а также китайский город Хэйхэ.

    9 слайд

    Таблица 1:Использование свежей воды на 1 жителя Использование воды на хозяйственно бытовые нужды, млн.куб.м. Расход воды на 1 жителя 2005 2006 2005 2006 Всего по краю 153,4 153,2 297,5 298,7 Хабаровск 82,4 86,6 390,4 410,7 Комсомольск 320,6

    10 слайд

    Водные ресурсы: Водные ресурсы, их количественное и качественное состояние играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. Основным источником централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения для жителей Хабаровского края является открытый водоем – река Амур в нижней трети ее течения, которая подвержена антропогенному и техногенному воздействию

    11 слайд

    Значительным фактором, ухудшающим экологическую обстановку в крае является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты.

    12 слайд

    Таблица 2: Динамика поступления загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы 2002 2003 2004 2005 2006 Объём сброса сточных вод млн.куб. 393,45 392,01 357,25 353,96 324,88 В составе сточных вод выброшено: Сульфатов тыс.тонн 3,87 3,69 3,93 3,24 3,83 Хлоридов тыс. тонн 8,52 7,55 5,67 5,70 9,96 Азота аммонийного тонн 894,75 938,33 713,4 663,26 528,41 Фосфора тонн 362,87 405,36 216,9 295,52 328,30 Нефтепродуктов тыс.тонн. 0,06 0,07 0,98 0,07 0,05 Фенола тонн 0,78 1,13 1,39 1,17 1,08 Свинца тонн 0,08 0,44 0,31 0,21 0,13

    13 слайд

    По данным гидрохимических наблюдений за поверхностными водами обнаружено 94 случая высокого и 22 случая экстремально высокого загрязнения поверхностных вод на территории края. Основными загрязнителями бассейна Амура являются береговые объекты речного флота, золото и угледобывающие предприятия, железнодорожный транспорт, предприятия по производству электроэнергии, сбору, очистке и распределению воды.

    14 слайд

    Весомый вклад в загрязнение р.Амур вносит река Сунгари сопредельной территории КНР (провинция Хейлунцзян) где проживает более 50 млн. человек и "расположено значительное количество заводов по производству химических удобрений, синтетического каучука, пластика и т.д. 13 ноября 2005 года произошла авария на химическом заводе в провинции Цзилинь (КНР), в результате которой в Сунгари были сброшены токсичные вещества, о чем Правительство КНР официально проинформировало российскую сторону 24 ноября 2005 года. По информации китайской стороны в реку было сброшено порядка 100 тонн нитратов, бензола, анилина, ксилола, толуола.

    15 слайд

    Ситуация с аварийным трансграничным загрязнением р. Амур позволила выявить следующие проблемы: отсутствует эффективное межправительственное соглашение с КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, нет взаимной ответственности за состояние Амура; ведущийся мониторинг загрязнения Амура недостаточен для принятия мер по охране, многие токсические вещества не контролируются; устарелость базы российских лабораторий;

    16 слайд

    научные исследования проблемы самостоятельны и разрознены; отсутствуют методики определения многих токсичных веществ в рыбе, а также нормативы их количества отсутствует альтернативный водный источник, производительность которого закрывала бы потребности теплоэнергетики и населения городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре.

    Экология Хабаровска

    Короткова Г.И. Учитель географии первой категории МБОУ СОШ № 55

    Экология – наше общее дело. « Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и ни какой пищи ни глазу, ни слуху, ни человеческой мысли. Только исследуя какой- клочок нашей страны, можно понять. Как хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги» /К.Г. Паустовский Таким родным и милым нашему сердцу уголком является город Хабаровск столица Д.В., центр Хабаровского края, расположен город на крупнейшей реке Дальнего Востока - Амур. Численность населения Г. Хабаровска. по переписи на 2010 г. Составила - 580 700 человек. Сам город раскинулся вдоль побережья Амура на 50 км, а в ширину на 10 км (в районе аэропорта - на 18,7 км). Это не только крупный административный центр, но и промышленный город, поэтому проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и с/х проблемы – это проблемы всех крупных городов. Экологическая обстановка

    • Атмосферный воздух в Хабаровске больше всего загрязнён бензпиреном и диоксидом азота. Среднегодовые концентрации бензпирена превышают допустимую норму в 3 раза, что соответствует высокому уровню загрязнения; концентрации диоксида азота - в 1,7 раза.
    • Зарегистрировано более 2-х тысяч объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Наибольший вклад вносит транспорт, предприятия тепло, электроэнергетики (72,4), по переработке нефтепродуктов (5,4%). За последние пять лет выбросы уменьшились на 24%.
    Отходы

    Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления в крае продолжает оставаться одной из актуальных. Свыше 23млн.тонн отходов зарегистрировано на территории края. Практически в каждом населенном пункте выявляются несанкционирован –ные свалки

    Экологические проблемы отраслей промышленности Промышленность

    • ОАО «Дальхимфарм»
    • ОАО «Дальмостстрой»
    • ОАО «ДГК»
    • ОАО «Амурское Пароходство»
    • ОАО «Хабаровский НПЗ»
    • ОАО «Амурский кабельный завод»
    • ФГУП «Хабаровский судостроительный завод»
    • ОАО «Ликеро-водочный завод „Хабаровский“»
    • ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения»
    • ОАО «Дальэнергомонтаж», входящее в состав ОАО «Группа Е4»
    • Энергетика Электрическую и тепловую энергию для города вырабатывают Хабаровские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. На данный момент все тепловые станции подключены к газовому снабжению (газопровод «Сахалин-Хабаровск»).
    Загрязнение окружающей среды выбросы в атмосферу, г /кВт ∙ч

    Твердые частицы

    Природный газ

    Бурый уголь

    Каменный уголь

    Виды топлива

    Загрязните-ли

    Аэрофотосъемка ОАО «Корфовский каменный карьер» Добыча гранодеаритов близ Хабаровска:

    • нерудных строительных материалов;
    • лесоэксплуатации;
    • водопроводы.
    Негативные изменения в среде при освоении недр Оценка воздействия карьера на растительность Животный и растительный мир:
      • Животный и растительный мир:
    • Вырождение растительности;
    • Гибель рыбы из-за ухудшения качества поверхностных вод;
    • Нарушение растительного покрова;
    • Захоронение травяного покрова под отвалами, терриконами;
    • Вырубка лесов.
    Законы экологии: Закон РФ « О недрах»:
    • Все связано со всем
    • Все должно куда-то деваться
    • Ничто не даётся даром
    • Природа знает лучше
    • (Б.Коммонер)
    • Обеспечивать комплексное и полное изучение недр;
    • Установленный порядок пользования недрами;
    • Полное извлечение и рациональное использование запасов полезных ископаемых;
    • Охранять месторождения от затопления, обводнения;
    • Запрещена застройка площадей залегания полезных ископаемых;
    • Предупреждать загрязнение при хранении нефти, газа, захоронении отходов.
    Рекультивация нарушенных территорий
    • ГОСТ 17.5.3.04 -83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации»
    • -комплекс работ с целью восстановления нарушенных земель.
    • Объекты рекультивации
    • - земли, нарушенные при строительстве; - вследствие загрязнения отходами; - карьерные выемки, отвалы; - полигоны твердых отходов.
    Этапы рекультивации:

    Результат рекультивации природной среды на дробильно-сортировочном участке

    Основные виды воздействий человека на биосферу (по Б.Коммонеру,1974)

    • Упрощение экосистемы и разрыв биологических циклов
    • Концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения
    • Рост количества ядовитых отходов от производств
    • Введение в экосистему новых видов (интродукция)
    • Появление генетических изменений в организмах растений и животных
    Ответные реакции природы
      • Потепление климата
      • Эвтрофикация водоемов
      • Снижение продуктивности экосистем
      • Накопление химических токсикантов в биоте
      • Мутагенез и канцерогенез
    Экология Амура. Амур – одна из крупнейших рек мира, занимает 10 – е место по S бассейна, 8 – е место по длине и 17 – е место по стоку воды. Самая большая глубина Амура у с. Тыр. Здесь почти весь поток собирается в одно русло шириной 900 метров. Глубина реки достигает 56 метров. При этом около 50 метров её находится ниже уровня моря, но самая морская вода сюда не заходит, т.к. мощное течение Амура её не пускает. Наибольшая ширина реки в одном русле 5 км. у с. Троицкого. Жители Хабаровска используют в основном поверхностные и подземные источники для водоснабжения. Общая минерализация питьевой воды не превышает 100 мг/л., при норме 1000 мг/л. Анализ качества питьевой воды подаваемый водопроводом свидетельствует о её ухудшении: по микробиологическим показаниям на 30 %, по санитарно - химическим 24,2 %.
    • Жители Хабаровска используют в основном поверхностные и подземные источники для водоснабжения. Общая минерализация питьевой воды не превышает 100 мг/л., при норме 1000 мг/л. Анализ качества питьевой воды подаваемый водопроводом свидетельствует о её ухудшении: по микробиологическим показаниям на 30 %, по санитарно - химическим 24,2 %.
    • Хозяйственная деятельность человека оказывает сильное влияние на качество воды в реках и их водный режим. В местах разработок россыпей месторождений полезных ископаемых мутность воды увеличивается в десятки раз, происходит заиливание нерестилищ, загрязнение прибрежных акваторий. Промышленность и с/х (Некрасовский свинокомплекс поставляет в реку с её притоками многие вредные вещества, среди которых органические вещества и тяжелые металлы).
    • Среднегодовые концентрации нефтепродуктов в Амуре превысили предельно допустимую концентрацию (ПДК) от 1,5 до 5,2 раз. Вся речная акватория загрязнена нефтепродуктами, фенолом и соединениями ртути, идущими из Китая.
    Охрана водно-биологических ресурсов от браконьерства – приоритетная задача. Леса Хабаровского Края

    Край имеет огромные лесные ресурсы. Общая площадь земель края составляет 78,8млн.га, из непосредственно покрытых лесом земель 52,5 млн.га., то есть лесистость края составляет 66,6 %, что почти в полтора раза выше средней лесистости по России. Площадь земель лесного фонда составляет 73,7 млн.га. По целевому назначению защитные леса составляют 9,3 млн.га (12,6%), эксплуатационные 30,4 млн.га (39,7%) и резервные леса 34 млн.га (46,1%)

    …Произрастает более 300видов деревьев и кустарников.Основными лесообразующими породами являются лиственница даурская и ель аянская.

    Проблема пожарной опасности лесов Важнейшим фактором, влияющим на состояние лесных ресурсов, являются лесные пожары. Пожароопасный сезон 20 апреля по 16 ноября. С 2005 года 2510 пожаров, сгорело леса на корню 13 млн. м. куб. Площадь пройденная пожарами за 5 лет увеличилась на 158%.Причина плохо неурегулированное бесконтрольное лесопользование, человеческий фактор. Браконьерство

    Потери от незаконного лесопользования составляют в мировом масштабе порядка 15 млрд.долларов ежегодно. Вовлечение значительной части жителей в криминальную деятельность, подрыв моральных устоев. Опросы показывают, что 1/3 населения относится к рубкам толерантно.

    Мы являемся свидетелями широкомасштабного столкновения цивилизации с природой. Наше воздействие на природу оказалось гораздо сильнее и это накладывает на нас моральное обязательство: всеми силами улучшать экологическую ситуацию. МБОУ СОШ №55 В нашей школе экологическому образованию учащихся уделяется серьёзное внимание, на протяжении всех школьных лет формируется экологическая культура. Культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности, поведения и общения, это способность взаимодействия человека с природой. С 1 класса ученики и их родители озеленяют школьный двор и закреплённые за школой территории города. , Благоустраивают спортивную и игровую площадку. Они точно знают- экология и здоровье не разделимые понятия. Природа - это Здоровый и полезный отдых

    Ежегодно учащиеся школы, выезжают на туристический слет в пригород г.Хабаровска.

    Экологический десант в действии

    Важное место в охране природы занимают вопросы чистоты города.

    Десант. Экологическая тропа на «Воронеж». Место отдыха хабаровчан.

    Результатом такой работы в школе, наши дети стали победителями всероссийского конкурса рисунков «Экология в цифре», конкурс листовок «Спасем лес - сохраним тигра» и победители городского фотоконкурса «любимый уголок родного края»

    Совместно со студентами ДГГУ, учащиеся 6 – 7 – х классов, участвовали в проектирование и защите проектов «Хабаровск – город будущего».

    Итогом работы по данной теме прошла научно –практическая конференция «Шаг в науку», в которой приняли участие учащиеся 7 – 11 – х классов.

    Природа идеальный мир! Так было, есть и должно быть всегда. Мы желаем тебе Земля: цвести, расти и ПРОСТИ!