Классный час "заповедники нашего края". Классный час "заповедники нашего края" Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным рабо

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

города Ноябрьска

Тема: Заповедники России

учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

Аннотация

Разработка урока «Заповедники России» предназначена для использования на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана природы», для проведения классных часов с использованием комплекта плакатов Этнокалендарь России, 2013.

Основные цели и задачи: ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях, способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

Тема: Заповедники России

Цель:

1.Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.

2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, толковый словарь, материалы о заповедниках России, своего края, комплект плакатов Этнокалендарь России 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ, ЗАО «Фрегат» , журналы «Ямальский меридиан», статьи с Интернета.

Основные слова и понятия: заповедники, заказники.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Ход урока.

Охранять природу -
Значит охранять Родину.

М.М.Пришвин

I . Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель: Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли (слайды 2-5).

II . Формулирование проблемы.

Учитель: Какой возник вопрос?

Дети: Почему им угрожает опасность? (слайд 6)

В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы , мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными .

- Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?

(Поиск значения слова в толковом словаре) (слайд 7)

Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

- Что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске).

- Зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете?

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

III.«Открытие новых знаний».

1. Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? (предоставляется слово учащимся с исторической справкой об истории создания заповедников).

Историческая справка.

Экологические проблемы встали перед человеком наиболее остро во второй половине XX века, когда его разрушительная деятельность приобрела глобальные масштабы. Сегодня происходит осознание человечеством того, что сохранение природы - условие его выживания на Земле. Однако, история охраны природы уходит своими корнями еще в доисторические времена.

Практически у всех народностей в древности существовали священные леса и рощи, где, по поверьям, обитали боги леса. Например, у бурятов такие священные леса были неприкосновенными, заповедными, и строго охранялись от всякого рода разрушения, загрязнения и осквернения. Здесь не полагалось рубить деревья, ломать веточки, нарушать дерн, косить траву. В неположенное время буряты в эти рощи боялись заходить.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI - начало XII века) В период царствования царя Алексея Михайловича Романова, к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала "Кунцевская местность" - заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот.

Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру 1. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 - от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале. Для охраны лесов Петр 1 создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания (вплоть до смертной казни). Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Первый в России заповедник, Баргузинский, был создан 11 января 1916 г. в Бурятии. Сейчас в России 11 января считается Днем заповедников и национальных парков (показ плаката Этнокалендаря). В России этот День стал отмечаться в 1997 г., как ответ на инициативу международных общественных организаций: Центра охраны дикой природы, основанного в ноябре 1992 г., и Всемирного фонда дикой природы, действующего с 1961 г.

2. Работа в группах .

- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам (слайд 8 - карта). На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 101 заповедник, но мы сможем посетить только некоторые из них.

Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа, вопросы).

Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике.

3. Выступления групп .

Экспедиция вернулась. Все дружно поработали.

Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации, которая заранее подготовлена одним из ребят из группы.

1 группа. Баргузинский заповедник (слайд 9).

2 группа. Кологривский лес (слайд 10).

3 группа. Утриш (слайд 11).

4 группа. Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» (слайд 12).

5 группа. Государственный природный заповедник «Гыданский» (слайд 13).

6 группа. Надымский заказник (слайд 14).

7 группа. Нижне-Обский заказник (слайд 15).

8 группа. Куноватовский заказник (слайд 16).

4. Обобщение выступлений.

Учитель: Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

(Ребята отвечают на вопрос, учитель показывает на слайде 17:

Сохранение живых организмов.

Охрана окружающей среды.

Предупреждение развития разрушительных процессов.

IV . Итог урока.

- Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники?

Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира (слайд 18). Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении и восстановлении численности отдельных видов животных и растений.

Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра.

Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра.

У Михаила Дудина есть хорошие слова:

Учащийся класса читает стихотворение:

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…

Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?

- Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. А что вы сейчас можете сделать для сохранения природы? (слайд 20)

Литература.

1.Комплект плакатов Этнокалендарь России 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ, ЗАО «Фрегат».

2. Журналы «Ямальский меридиан».

Интернет-ресурсы.

1. Интернет сайт – ru.wikipedia.org;

2. Интернет сайт – www.nparks.ru; 7 . - история заповедников России.

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

  1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнение знаний учащихся по экологии.

Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители - болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие - Флора и Фауна).

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Тур “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  6. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  7. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  8. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  9. Всемирный день туризма (27 сентября)
  10. Всемирный День животных (4 октября).

Тур “Разгадай кроссворд”

  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу - символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?
  10. Какие птицы едят грибы?
  11. Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?

Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!

Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

Тур “Отгадай загадки”

Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти - он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу - кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Тур “Зеленая аптека”

Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в Хакасии и рассказать об их влиянии на человеческий организм.

  • Подорожник
  • Боярышник
  • Брусника
  • Тысячелистник

Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас - “Игра со зрителями”.

Лето - чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

Тур “Красная книга”

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга - предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.

Красная книга - Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  • Кувшинка
  • Ветреница
  • Лебедь
  • Журавль-красавица
  • Баран-аргали
  • Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
  • Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения - конец апреля - начало мая, совпадает с ветреной погодой.
  • Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
  • Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
  • Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
  • Животное - обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Тур “Экологические знаки”

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы - я не поверю и воздуху. Лес без зверей - не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало - а она одна!

(В. Шефнер)

Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

100 лет назад, 11 января 1917 года, на берегу озера Байкал был основан первый в истории России государственный заповедник – Баргузинский. Он был создан благодаря усилиям членов Постоянной Природоохранительной комиссии ИРГО с целью охраны баргузинского соболя, численность которого в начале ХХ века катастрофически снизилась.

30 мая (17 мая по старому стилю) 1916 года иркутский генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) этот документ был утверждён Правительством России. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1917 года закон был опубликован.

000000041.jpg

00000005_21.jpg



Заповедник расположен на северо-восточном побережье озера Байкал, на западных склонах Баргузинского хребта. Площадь заповедника составляет 366 870 га и включает биосферный полигон – 111 146 га и 3-километровую полосу у прибрежной акватории озера Байкал площадью 15 000 га. Фауна Баргузинского заповедника типично таежная, но с некоторыми особенностями, вызванными горным рельефом и непосредственной близостью Байкала. Она включает 41 вид млекопитающих, 281 вид птиц, 6 видов рептилий, 3 вида амфибий, 46 видов рыб и свыше 800 видов насекомых.

С момента основания Баргузинского заповедника началось формирование современной российской системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которая в 2017 году отмечает вековой юбилей. К торжественной дате приурочен Год особо охраняемых природных территорий в России. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

На сайте Электронной библиотеки Общества размещен буклет, подготовленный Комиссией по развитию туризма Русского географического общества, – . На страницах иллюстрированного издания представлены интересные факты о Баргузинском заповеднике, о его природных и рукотворных достопримечательностях.

Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли, наиболее важные для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

За сто лет заповедным сообществом было сделано очень много: восстановлены популяции исчезающих видов животных, таких как зубры, соболи, каланы; внедрены современные технологии, позволяющие эффективно изучать и охранять природу, не причиняя беспокойства обитателям заповедных территорий; открыты уникальные географические объекты, выявлены новые виды животных и растений. Ежегодно, начиная с 1997 года, 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Сотрудники особо охраняемых природных территорий проводят этот день на работе – охраняют, изучают и популяризируют дикую природу.

На сегодняшний день в нашей стране всего существует более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий разных уровней (от федерального до муниципального) и категорий (заповедники, национальные и природные парки, заказники федерального и регионального значения, памятники природы и другие). Федеральная система ООПТ, которая формировалась на протяжении столетия, на данном этапе включает 103 государственных природных заповедника, 48 национальных парков, 64 государственных природных заказника федерального значения. Совокупная площадь всех федеральных ООПТ составляет почти 3% территории России, а ООПТ всех категорий – 12%.

Министерство образования и науки республики Бурятия

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 17"

Классный час

по теме " Заповедники нашего края"

к 100-тию заповедной системы в России

Составил:

учитель начальных классов

МАОУ "СОШ № 17"

Будажапова Сэсэг Викторовна

Улан-Удэ,2017

Классный час

по теме " Заповедники нашего края"

Цели занятия : познакомить детей с заповедниками Бурятии, растениями и животными, занесёнными в Красную книгу

Задачи : рассказать детям о том, что делается в нашей стране для охраны природы; создать обстановку, в которой дети сами высказывают свои мнения о том, что они сами могут сделать конкретно для охраны природы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: плакаты, запись с голосами птиц, книги, открытки, различные иллюстрации, Красная книга Республики Бурятии..

Ход занятия :

1. Сообщение темы и целей :

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. (слайд 2)

А может вы сами скажете, о чём у нас сегодня будет идти речь? Кто догадался?(Ответы детей)

Учитель: Ребята, вы любите природу?

Конечно, да и как не любить, солнце и воду и небо, цветы и бабочек. Зимой и летом, весной и осенью, в солнечный или пасмурный дождливый день красива наша природа. Природа нас успокаивает, радует, волнует. (слайды 3-4)

Вся наша жизнь тесно связана с природой. Природа даёт нам жилище...

Что ещё даёт нам природа?(Ответы детей)(слайд 5)

Природа нашей Родины богата, но её богатства не бесконечны. Природа нам даёт всё необходимое для жизни, поэтому её нужно охранять и беречь. Охрана природы - это одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. В нашем государстве многое делается для охраны воздуха, водоёмов, почвы, растений и животных. Особо охраняемые территории - государственные заповедники.

Ребята, кто-либо из вас знает, что такое заповедник?(ответы)

Заповедник - это такое место, где заповедано, запрещено охотиться, рубить деревья, косить траву и даже ловить бабочек.(слайд 6)

-Что можно делать в заповедниках?

-Чего нельзя делать?(слайд).

В этом году заповедная система России отмечает 100 лет.

И сегодня ребята мы с вами узнаем какие заповедники есть в нашей республике Бурятия, побываем в удивительном мире природы, который живёт рядом с нами. Побываем в гостях у животных, птиц, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.(слайд 8)

Что изображено на карте?(ответы) (слайд 9)

Правильно.Что выделено зелёным цветом?

Белым цветом?

Мы хотим стихами поздравить заповедники России со 100-летием.(стихи читают дети)

А для начала разделимся на команды"Защитники леса", "Чистый родничок", "Экологи".

2)Знакомство с Байкальским заповедником

Для того, что бы узнать чтобы узнать название этого заповедника, давайте попробуем отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним

Поправляют прически.

И месяц и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

Назовите самое глубокое и чистое озеро на планете? (Байкал)

Правильно, вокруг самого глубокого на нашей планете озера Байкал - одного из крупнейших источников пресной воды в мире - раскинулся сказочно красивый Байкальский заповедник . В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. Основная часть охраняемой территории находится на южном побережье озера в центральной части хребта Хамар-Дабан. (слайд 10)

Что вы знаете об озере Байкал?

Это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

Вокруг озера раскинулись леса, в которых живет много разных животных.

Мы на 1станции - "Царство животных"(слайд 11)

Давайте угадаем, кто живет в этих лесах. За правильный ответ команда получает 1 балл. Начнём с 1 команды.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка) (слайд 12)

В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь) (слайд13)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной....... (Лиса) (слайд 14)

А теперь очень сложная загадка.

Хищный маленький зверек,

Но не норка, не хорек.

Белочка в дупле боится

Что найдет ее……………. (Куница)(слайд 15)

Вы когда -нибудь слышали про такое животное?

Куница – это красивый, ловкий и хищный зверь. Шубка у него пушистая, теплая, густая. Куница славится своим замечательным мехом.

В снежном логове родится.

Простудится не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет-

Лет 50 он проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами. (нерпа)

Это уникальное животное – Байкальская нерпа . Она живет рядом с водой, питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут – белёк за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку.(слайд 16)

Слово «Байкал» не простое, оно переводится как «богатое озеро».

А как вы думаете, чем богато это озеро? Кто живет в озерах? (Рыбы)(слайд 17)

Назовите названия рыб? (Ответы детей)

В озере Байкал очень много рыбы: щука, карась, осетр, налим. Так же как и в любом другом озере. Но не только рыбы там живут. Есть несколько обитателей, которые живут только на Байкале и нигде больше. Но прежде, чем мы о них узнаем, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

- Мы сейчас немножко разомнемся, повторяйте движения за мной.

Быстро к озеру спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны)

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

3)Беседа о защите природы . Мы узнали с вами, кто живет на Байкале, познакомились с удивительными животными. Скажите мне пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Вода, солнце, тепло)

А какой должна быть вода? А воздух? (Чистыми)

Всем этим животным угрожала и сейчас угрожает опасность. Долгое время озеро Байкал загрязнялось, потому что на его берегах был построен завод. Грязную, ядовитую воду с завода сливали прямо в озеро.

А ведь такие заводы есть не только на Байкале, но и по всему миру.

Еще одна опасность для животных – это браконьеры . Вы знаете кто такие браконьеры? Люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, а точнее за ее детенышами, потом что у них очень ценный мех.

А как вы думаете, браконьеры охотятся только на Байкале? (нет, они есть везде)

А как защитить животных от браконьеров? (ответы детей)

Браконьерство запрещено законом и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму.

4)Знакомство с Баргузинским заповедником .А сейчас мы познакомимся с самым первым заповедником в России и Бурятии- Баргузинский заповедник (слайд 18)

Баргузинский заповедник богат не только животными, но и растениями.

Назовите этих животных.(соболь, лось, кабарга, заяц, медведь)(слайды 20-23)

В реках Баргузинского заповедника разные виды рыб. Назовите их.(слайды 24-25)

Баргузинский заповедник охраняется ЮНЕСКО.(слайд 26)

Станция «Царство РАСТЕНИЙ» .(слайд 27)

1-й конкурс . Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. На каких деревьях растут шишки? (На елке, сосне.)

2. У ёлки шишки (еловые), а у сосны (сосновые).

3. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).

4. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

5. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина)

6. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

7. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

10. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

11. Как называется растение которое жжётся?

12. Загадка: много рук, а ног одна? (Дерево.)

5)Знакомство с Джергинским заповедником.

-«Джергинский» заповедник расположен в верховьях реки Баргузин. Для заповедника характерны горные ландшафты, высокие хребты, узкие и глубокие речные долины.(слайды 27-30)

Разнообразен животный мир заповедника(слайды 31-32)

Учитель : Ребята, давайте вспомним, кто живет в лесу? (Животные, птицы и насекомые.)

О птицах много знаем мы

И в то же время мало.

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

личинки насекомых.

И поредеют все сады.

Без наших птиц знакомых!

Станция "Царство Птиц" (слайд 33)

Конкурс « Четвертый лишний »( слайды 34-36)

1. «Чистый родничок» Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Грач , дятел, синица, снегирь.)

2. «Защитники леса» Три птицы дикие, одна домашняя. Укажите её. (Воробей, голубь, синица, петух. )

3. «Экологи" Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, воробей.)

6)Тункинский национальный заповедник (слайды 37-39)

Чтение стихотворения "Защитники полей".

В долинах, на пригорках,

Шумят они весёлою листвой.

Стоят они в зелёных гимнастёрках,

Как-будто на поверке боевой,

Спроси их, путник, чем они богаты,

Они ответят - верностью своей.

В зелёных гимнастёрках, как солдаты,

Стоят они, защитники полей.

Кого называют "защитниками" полей?

Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину, необходимую для народного хозяйства. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Леса украшают землю и очищают воздух. Вот почему его надо так охранять и беречь. И хоть лесов на Земле много, надо помнить: ни одно деревце нельзя срубить зря, тем более ломать его просто так:

У взрослых деревьев - большие стволы

И крон облака величавы.

Товарищи, люди, не нужно пилы

Для зелени, счастья и славы.

Самый опасный враг для леса - это пожар!

ПОМНИТЕ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев!

Будьте осторожны с огнём!

Берегите лес от пожара!

Станция "Лесные загадки"

Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).

7) Знакомство с Алтачейским заказником .

Алтачейский заказник создан в 1966 году и является старейшим заказником в Республике Бурятия. Расположен в пределах Мухоршибирского района. Флора заказника насчитывает порядка 520 видов высших растений, в том числе редких для Бурятии и России. 3 вида занесены в Красную книгу Бурятии, 2 из них – в Красную Книгу РФ: надбородник без-листный и гнездоцветка кло-бучковая. В заказнике охраняются и такие редкие животные как изюбрь, волк, косуля, кабан, кабарга, лисица, заяц-беляк, соболь и т. д. (слайд 40)

Станция "Царство грибов"

Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

1. Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

8) О Красной книге

- Хотя в нашей стране очень многое делается для охраны природы, но тем не менее, некоторых видов растений и животных становится всё меньше и меньше. Из-за небрежного отношения к природе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений записаны в особую книгу.

Ребята, кто знает как называется эта книга? (Красная книга.)

- Красная книга - это документ совести человека, документ тревоги, документ предупреждения. На страницах этой книги собраны самые редкие звери и птицы, рыбы и змеи, насекомые и растения.. Порой нам кажется, что их очень много, а на самом деле их количество с каждым днём всё уменьшается и уменьшается и, если мы с вами не задумаемся, то они могут совсем исчезнуть с лица Земли. Это случилось уже со многими видами растений и животных. Все они записаны в "Международной Красной книге".(слайд 40)

9).Правила поведения на природе

Какие правила поведения на природе вы знаете?

«Лесные правила» : Животные страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и причиняют вред природе.

Вот послушайте один рассказ:

Дело было летом. Как –то группа школьников отправилась отдыхать на озеро. И шли они через лес. По дороге им попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал с корнем. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Они отдохнули, а мусор - консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала – им подмигивали догорающие угольки. На полянке они нашли маленького ежика, школьники решили что мама его бросила – забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив что это гадюка. А это оказался безобидный уж.

Правила поведения на природе(знаки)

Наше занятие подходит к концу, в заключении давайте с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Молчанка». Слушайте внимательно, если вы согласны с утверждением – кивайте «да», если не согласны – «нет».

Мы природу охраняем? (да)

Всех зверей оберегаем? (да)

Мусор мы кругом бросаем? (нет)

И деревья мы ломаем? (нет)

Птицам делаем кормушки? (да)

Ловим разных мы зверушек? (нет)

Речки чистим берега? (да)

Мы природе ведь друзья? (да)

Скажите, какие ошибки совершили школьники? (ответы детей)

_Правила поведения на природе (знаки)(слайды)

Ребята, мы с вами много говорили о том, как охраняют природу у нас в стране, что для этого делается, но всего этого мало. Нужна ваша помощь, ребята.

Ну, а прежде всего надо начинать с заботы о животных, живущих рядом с нами. Никогда не обижайте собак, кошек. Старайтесь найти для бездомных животных надёжных хозяев, помните о правилах поведения на природе.

10)Рефлексия

Учитель: Напоследок мне хочется вам сказать такие слова:

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Ты тоже часть ее чудес.

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Рефлексия: - О чём мы сегодня говорили? Какие заповедники и заказники есть в республике Бурятия? Какие правила поведения в природе вы знаете?