Упражнения на развитие креативного мышления. А что, если бы. Упражнения для развития творческого мышления

Сколько различных способов применения скрепки вы сможете придумать за три минуты? Если ваши результаты соотносятся с показателями большинства, то ответ будет где-то между 10 и 20.

Этот знаменитый тест был придуман в 1967 году Джо Полом Гилфордом (J.P. Guilford), американским психологом и профессором ряда ведущих университетов. Тест использовался для оценки дивергентного мышления.

Подобные испытания, также известные как «тесты альтернативного использования», очень популярны в современном мире — наверняка вы хоть раз сталкивались с ними на тренингах или собеседованиях.

На изображении выше вы увидели две странные фигуры — это часть другого интересного теста, в рамках которого предлагается дорисовать картинку в каждом окне. Это еще один тест на дивергентное мышление — чем креативнее испытуемые, тем более интересные изображения получаются в результате.

Творческое мышление часто рассматривается как данность — либо оно есть, либо увы. Но в последнее время такая позиция теряет свою прочность: по результатам исследования в Гарварде, успехи в творчестве на 85% определяются навыками мастерства. Это означает, что каждый из нас может развить творческое мышление.

Вопрос в том, как это сделать?

Что такое творчество?

Творческое мышление — нематериальный предмет для обсуждения. Невозможно положить креативность на обеденный стол и рассмотреть ее под лупой. В большинстве случаев, встречаясь с настоящим искусством и творческими людьми, вы просто это чувствуете. Мария Попова, креативный гений BrainPickings.org, говорит что творчество — это искусство соединять несоединимое, преобразуя существующие знания в совершенно новый способ видения мира.

Это определение, кажется, предельно точно описывает все сферы творческого процесса — но мы заглянем еще глубже.

Ассоциации

Эта практика позволяет проводить линии между, казалось бы, абсолютно чуждыми друг другу вещами и идеями. Сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) считает, что на этом методе выстроена вся его корпорация Virgin Group.

Вопросы

Любопытство — частое качество у людей творческих профессий. Многие новаторы постоянно интересуются всем происходящим — их не устраивает текущее положение вещей в мире.

Леонардо да Винчи был убежден в сильном влиянии любопытства на творческий процесс. В одном из его эскизов сохранилась надпись: «Я бродил по окрестностям в надежде найти ответы на вещи, которые не мог понять ».

Наблюдение

Мария Конникова в своей книге «Думай как Шерлок Холмс» (How to Think Like Sherlock Holmes) подчеркивает важность постоянного и глубокого наблюдения за окружающей средой. Для иллюстрации этого тезиса Мария приводит отрывок из книги: Шерлок спрашивает у Ватсона, сколько ступеней на лестнице в доме Холмса, по которой каждый из героев проходил сотни раз. Ватсон не смог ответить, на что Шерлок сказал:

«Вы не наблюдательны. Каждый день вы поднимались по лестнице, и наверняка подсознательно считали свои шаги, но не помните этого. Я же знаю, что на лестнице 17 ступеней, так как видел и наблюдал».

Нетворкинг

Речь идет не просто о расширении списка контактов на LinkedIn. Нетворкинг заключается в увеличении количества ваших социальных связей и привлечении идей из всех слоев общества. Поистине творческие личности не сидят в скорлупе своего круга общения — они постоянно пробуют что-то новое.

Эксперименты

Чтобы увидеть свежие пути и возможности, вы должны выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать с новыми идеями и методами работы. Google первая внедрила в рабочий процесс принцип 80/20, что позволило сотрудникам корпорации активно трудиться только 20% от стандартного рабочего времени.

С тех пор концепция успела прижиться в Apple и LinkedIn. Эти компании понимают, что творчество — не шутка или развлечение, а тяжелый труд. Одного желания быть творческим недостаточно для успеха — вы должны приложить усилия.

План по развитию творческого мышления

Теперь мы выяснили компоненты творческой работы, но как развить креативность? Существует пять простых методов, которые стимулируют мышление к выходу из зоны комфорта и могут подарить вам больше идей, чем вы думаете.

Разомните свою творческую мускулатуру

«Идеи похожи на кроликов — сначала у вас их несколько, но начав возиться с ними, вы и не заметите, как получите целый выводок» . Джон Стейнбек

Так же, как укрепление мышц в тренажерном зале, развитие творческого потенциала требует времени и энергии — для успеха необходимы ежедневные усилия. Возьмите на себя обязательство регулярно упражнять свой ум.

Например, Джеймс Алтучер развил привычку, которая помогает ему создавать 3650 уникальных идей в год. Все очень просто: каждый вечер Джеймс садится и придумывает 10 идей, от бизнес-планов до книжных концепций.

Регулярный процесс генерации свежих идей приучает мозг постоянно искать новые пути решения проблем. Такой подход не только создает питательную среду для творчества, но и укрепляет ваш ум.

Когда мы делаем нечто новое, в нервной системе возникает сигнал о том, что мы учимся, и это вызывает выброс порции дофамина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее моральное самочувствие и являющегося ключевым компонентом процесса обучения. Это — приятная награда за умственные усилия, которая может служить мотивацией для освоения непредставимых ранее творческих резервов.

Прерывайтесь чаще

Все люди разные, и у каждого есть свой способ генерации идей. Кому-то свежие мысли приходят за ужином: бокал вина, спокойная атмосфера, думать о работе уже не нужно — вот тут-то мозг переключается и может выдать нечто интересное.

Кто-то использует для аналогичных целей бег по утрам, шопинг, утренний кофе — что угодно, вплоть до ежедневного часа в пробке у дома. Каждый может вспомнить ситуацию, в которой чаще всего приходят хорошие мысли, что неслучайно.

Когда мы немного отвлекаемся от ежедневных проблем, наше сознание чуть разгружается, что может послужить причиной для свежего взгляда на вещи. Шелли Н. Карсон (Shelley H. Carson) утверждает: «Отвлечение может дать мозгу перерыв, необходимый на то, чтобы отвлечься от неэффективного решения проблемы».

Слишком большое внимание, уделяемое проблемам, как правило, задействует все ваши когнитивные ресурсы. Сделайте шаг назад, займитесь домашними делами, отправьтесь на прогулку — словом, остановитесь на минуту и дайте передышку мозгу, очистив его от ежедневного мусора. Так вы и освободите пространство для творчества.

Измените среду

Вы, вероятно, никогда не бывали на кухне элитного ресторана. Аналогично, вы вряд ли видели схему канализации, что идет от вашего офиса за несколько километров. Но при просмотре мультфильмов «Рататуй» и «В поисках Немо» сцены в подобных местах казались вам вполне подлинными. Знаете, как появились эти произведения?

Для создания реалистичного эффекта режиссеры Pixar сами погружались в среду, которую хотели выстроить. При съемках «Рататуй» создатели отправились на двухнедельную командировку во Францию, где исследовали местную кухню. В случае с Немо, группа провела некоторое время в городской канализации Сан-Франциско, для изучения дренажной системы города.

Никто не заставляет вас завтра ехать во Францию — а уж тем более лезть в канализацию. Но выйти из привычного круга иногда просто необходимо, чтобы дать толчок творческому мышлению.

Например, ряд исследований среди эмигрантов показал, что люди, проживающие в чужой для себя стране, часто быстрее находят неочевидные связи и показывают высокие успехи в творчестве. Адаптация к жизни в обществе с новым языком, культурой и укладом вынуждает трансформировать старые представления и менять привычные модели поведения.

Опять же, не стоит эмигрировать только потому, что вам необходимо развить творческое мышление. Просто поезжайте в путешествие — так вы освободите мозг от рутинных, рабочих задач и заодно дадите ему свежие впечатления от новых стран и культур. Хорошее путешествие, как ничто другое, меняет представления о мире и внутренние установки, одновременно обогащая кругозор.

Измените свой график

По недавним исследованиям, мы могли бы работать эффективнее, привнеся в свой привычный распорядок дня некоторые новшества. Речь идет о следующем — в периоды, когда активность снижается, наша способность к концентрации уменьшается соответственно. Потеря во внимании дает возможность охватить более широкий спектр информации. В состоянии низкой активности наш мозг генерирует больше альтернатив и различных интерпретаций, которые способствуют всяческим инновационным идеям и инсайтам. В периоды сниженной активности ваше сознание чуть менее организовано. Вместо линейного мышления мысли будто разбегаются в разные стороны, одна цепляет другую, тут же уступая место третьей и т. д. В подобном состоянии вы можете подсознательно находить неочевидные связи между идеями.

Конечно, «сове» не стоит насильно обращаться в «жаворонка» и наоборот. Просто иногда бывает полезно нарушить привычный ход вещей.

Сознание новичка

Мозг человека, впервые сталкивающегося с темой, способен подсказать множество путей решения. Эксперт же знает только одну дорогу, по которой и ходит много-много лет подряд, даже не представляя, что можно свернуть.

В дзен-будизме это называется «Shoshin», или чувство начинающего. Суть в том, чтобы снова почувствовать себя новичком, не знающим границ и разочарований — равно как и всех ответов. Здесь кроется два преимущества. Во-первых, новички более открыты для новых идей и альтернативных путей решения проблемы. Во-вторых, желание исследовать новое очень важно для творческого мышления. Исследования показали, что люди с богатым опытом приключений, как правило, мыслят менее шаблонно, чем остальные.


Творческое мышление необходимо для разных профессий. Оно позволяет по-иному смотреть на решение даже самых обычных задач. Для успеха во многих областях жизни важно знать, как развить креативное мышление, но прежде надо дать ему определение. В общем смысле – это способность создавать новые, неординарные решения, отличные от традиционных. Это умение выходить за рамки системы и постоянно находиться в поиске оригинальных идей.

В этой статье мы поговорим о способах развития креативного мышления. Они помогут научиться думать не только по-другому, но и посмотреть на себя и окружающий мир с иной стороны. Представленные упражнения просты в исполнении, но они заставят мозг заработать и развивать образное мышление.

Посмотри на мир по-иному


Это очень простое упражнение поможет раскрыть то, на что вы никогда не обращали внимания. Выйдите на улицу. Посмотрите на нее не так, как вы смотрите обычно, а разглядите каждый предмет, каждое здание, объект, который встречается на пути.

Замечайте детали, на которые раньше не обращали внимания. У этой крыши необычный карниз, а здесь цвета не сочетаются, а форма этого дома говорит о том, что он построен очень давно. Посмотрите, как оформлены окна в домах, и представьте, почему люди решили это сделать именно так.


Каждый день, проходя по одному и тому же маршруту, мы перестаем обращать внимание на окружающую обстановку. Но если вас спросить, какой цвет ворот у дома номер 8, то вы наверняка не вспомните, а может, и не знаете, что там есть ворота.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь


Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять. Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта.

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.


Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Новое применение для обычного предмета


Это упражнение часто используется в тренингах по мозговому штурму и креативному мышлению. Возьмите любой предмет, который стоит перед вами. Придумайте для него самые необычные способы использования. Фиксируете всё, что приходит в голову.

Дополнительно можно придумать, как использовать этот предмет с другими вещами. Например, из фруктовой вазы можно сделать кормушку для птиц, место для хранения канцелярии, домик для кукол.


Чем необычнее будет задумка, ярче и оригинальнее результат, тем сильнее вы будете развивать образное мышление.

Разрушайте стереотипы


Мы привыкли реагировать на события определенным образом. Наши слова, мысли, рефлексы одинаковы и повторяются во многих ситуациях. Такие повторяющиеся действия приводят к тому, что творческое мышление угасает, а нам всё сложнее придумать нечто новое. Попробуйте в следующий раз отреагировать по-другому.

Представьте, какими словами вы могли бы заменить ваши обычные фразы.

Это даст дополнительную нагрузку на мозг и поможет развить речь. Изменяйте ваши обычные действия.

Разрушение стереотипов не только поможет развить абстрактное мышление, но и удивит окружающих новизной вашего поведения.


Решайте головоломки


Начните с совсем простых, чтобы привыкнуть к новой задаче. Головоломки отлично развивают абстрактное мышление, помогают искать логику в самых необычных сочетаниях.

Поначалу отгадать даже самый простой ребус покажется непосильной задачей, но с каждой новой загадкой вы открываете интересные свойства своего мозга, помогающие вам видеть предметы совершенно с другой стороны.


От этапа разгадывания переходите на создание головоломок, развивайте образное мышление, заставляя себя придумать что-то новое.

Медитируйте

Этот способ развить образное мышление может показаться странным, однако, его с успехом использую представители самых разных профессий. Для начала надо найти удобное место и расслабиться. Полностью отключаемся от любых мыслей, они сами придут позже.

Теперь представляем простую линию. Начинаем мысленно вращать ее вокруг своей оси. Линия начинает расширяться и превращается в прямоугольник. Затем он приобретает форму объемного куба.

Куб крутится и становится шаром, шар превращается в конус. Представьте фигуры в одном цвете или в меняющихся цветах, меняйте их форму. Такое упражнение отлично развивает абстрактное мышление, улучшает воображение и способность сосредоточиться на конкретном объекте.


Больше впечатлений


Творчество не берется из ниоткуда, его надо подпитывать, давать мозгу нагрузку, получать впечатления.

Образное мышление поможет развить посещение музеев и выставок народного творчества. Посмотрите, какие интересные вещи изобретают люди своими руками, возможно, среди них есть идеи, которые можно взять за основу. Взбодрить интеллектуальную деятельность может и обычная прогулка на свежем воздухе, но это не должно быть бесцельное блуждание.

Посмотрите вокруг – что необычного вы видите, обращайте внимание на изменение теней и света, представьте, как тот или иной объект смотрелся бы у вас дом, в офисе или на бумаге. Постоянно тренируйте свое воображение, ведь творческое мышление – это движение.

Пишите стихи и прозу


Вы можете сказать: у меня нет способностей. Это совершенно неважно, ведь поначалу ваши произведения увидите только вы.

Подбирайте рифму к самым простым словам, чем больше тренируетесь, тем легче становится это делать. Попробуйте создавать необычные стихи, например, состоящие из существительных, это так же отлично помогает развивать абстрактное мышление.

Пишите короткие заметки о том, что видели сегодня, какие впечатления возникли. Творческое мышление не берется из ниоткуда, его надо постоянно заставлять работать, подпитывая новыми идеями.


Рисуйте

Это упражнение не требует каких-либо развитых навыков рисования, но оно полезно для развития моторики рук, а та в свою очередь, действует на работу мозга.

Возьмите карандаш или ручку. Рисуйте то, что приходит в голову. Дополните их необычными деталями, это поможет развить абстрактное мышление. Изобразите то, что не существует в реальности, но вы можете создать это в вашем воображении. Перестаньте обращать внимание на качество, важна сама суть процесса.

Творческое мышление доступно каждому, надо всего лишь заставлять свой мозг работать, подпитывать его новой информацией и уметь находить интересное и необычное в окружающем мире. Люди творческих профессий никогда не стоят на месте, они творят, изменяются и получают от этого удовольствие. Именно удовольствие от творчества поможет развить его и сделать частью вашей жизни.

ФОТО GettyImages

1. Ограничьте выбор

Исследования показывают, что ограничение выбора может стимулировать творчество. Если мы специально закрываем для себя часть возможностей, то можем лучше сосредоточиться на оставшихся.

2. Не ждите вдохновения

Многие считающие себя творческими личностями люди подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.

3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения

Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы следить за поворотами на дороге, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко вы не уйдете. Нередко мы слишком увлечены мыслями о «шедевре», который собираемся создать, при этом даже не думая, что конкретно нужно для этого сделать.

4. Дистанцируйтесь от творческого проекта

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

5. Работайте в кофейне

Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.

6. Займитесь интенсивными физическими упражнениями

Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям, всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

7. Делайте повседневные дела другой рукой

Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активно обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.

8. Начните с конца истории

Писательница Роксана Робинсон (Roxana Robinson) рассказывает, что попробовала писать рассказы, сначала придумав финал. Это помогло ей преодолевать творческие кризисы.

9. Цените случайные мысли

Картинки или идеи, которые время от времени всплывают в голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать фундаментом творческого прорыва. Полезно всегда иметь с собой блокнот или диктофон.

10. Меньше знайте, больше угадывайте

Сегодня мы со всех сторон окружены информацией. Полезно на время отложить телефон, ноутбук, планшет и позвольте своему разуму блуждать там, как ему вздумается. Не подглядывайте ответы на возникающие вопросы в интернете. Отрезанный от привычных источников информации, ваш мозг может придумать что-то очень необычное.

Постоянная погоня за эффективностью и постановка четких целей может помешать возникновению творческих идей. Попробуйте, шагая по улице по своим делам, каждую минуту останавливаться и внимательно разглядывать все, что вас окружает. Неожиданные звуки или виды могут дать свежий взгляд на вещи и помочь активизировать мысли, прячущиеся глубоко внутри.

ФОТО GettyImages

12. Громко смейтесь

Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга – эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

13. Делайте что-то осознанно

Медитация – надежный способ очистить разум, сосредочить внимание и побыть в текущем моменте. Она стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько разных путей решения), что помогает решению творческих задач

14. ...или неосознанно

Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно раздумывать над решением. Иногда это создает много ненужного шума в голове, что только повышает наше недовольство, не давая четких решений. Перерыв может быть не менее полезен, чем короткая передышка во время физических упражнений. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Можно, например, взять карты и разложить пасьянс – это занятие занимает мозг, но не требует чрезвычайной сосредоточенности.

Подробнее «14 Surprising Ways To Boost Creativity», dailygood.org

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».