Профессиональный и личностный рост педагога презентация на тему. "образование" в профессиональном развитии педагога Презентация на тему профессионального роста педагога

Профессиональное становление педагога (профессионально-личностный рост)

«Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним»

(В. Франкл).


Актуальность темы

Общий контекст : существенно расширяется пространство педагогической деятельности (Профессиональный стандарт педагога,

Е.А. Ямбург)

Противоречие между современными требованиями к профессионально-личностной компетентности педагога и актуальным уровнем этой компетентности

Проблема профессионально-личностного роста педагога (в том числе, в процессе получения профессионального образования)


Проф.-личн. рост педагога (этапы, кризисы)

Профессиональные нормы и требования

Цель проф.-личн. роста (идеальный уровень проф.-личн. компет.)

Препятствия роста

Проблемы роста

Поле возможностей (объективных ресурсов) проф.-личн. роста педагога

Ресурсы роста

Актуальный уровень развития проф.-личн. компетентности педагога


1. Личность педагога

В современных условиях образование требует полноценных личностей педагогов , поскольку основное «орудие» труда учителя – его собственная личность , профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной ситуации»» (К.М. Левитан).


  • Профессиональное самосознание («Я-концепция» как система представлений о себе и отношений к себе);
  • Профессиональная направленность (система ведущих мотивов и ценностных ориентаций);
  • Профессиональные способности (проектировочные, организаторские, коммуникативные и др.);
  • Саморегуляция психо-эмоционального состояния и профессионального поведения;
  • и др.

Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.

Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.


2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста

Полифункциональность педагогической деятельности:

  • Воспитательно-развивающая
  • Обучающая
  • Методическая
  • Управленческая
  • Научно-исследовательская
  • Коммуникативная
  • Социально-коммуникативная
  • И др.

Образовательная среда как система возможностей для…

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) –

УКЛАД ЖИЗНИ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


  • Пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
  • Социальный - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
  • Психодидактический - содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

  • Среда может позитивно влиять на личность;
  • Среда может негативно влиять на личность;
  • Среда может быть нейтральной (то есть не оказывать на личность значимого влияния)

3. Профессионально-личностный рост

Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности


  • Количественный (экстенсивный) - «наращивание» личности через расширение опыта и освоение ролей (проблема «Я и маска», «Самость и Персона» …)
  • Качественный (интенсивный) - изменения в личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

  • Рост – актуализация внутренних ресурсов человека.
  • Рост – мера «использования» человеком своих личностных свойств в целях развития личности (мера владения своей личностью как психологическим инструментом решения социальных, профессиональных, личностных задач).
  • Рост – формирование своего «лица» в деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.

Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

Этапы

Кризисы

1. Профессиональный выбор

Кризис профессионального выбора

2. Профессиональное образование

Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора

3. Профессиональная адаптация

Кризис профессиональных экспектаций

4.Первичная профессионализация

Кризис профессионального роста

5.Вторичная профессионализация

Кризис профессиональной карьеры

6. Мастерство

Кризис профессиональной самоактуализации

7. Подведение итогов («время собирать камни»)

Кризис утраты профессии


Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).

В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.


Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста

Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)


Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности

(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)


Ресурсы профессионально-личностного роста-

субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности


  • Одиночество (позитивное одиночество, уединение)
  • Свобода и ответственность
  • Творчество
  • Смыслы
  • Способ отношения к другому человеку
  • И др.

  • От личности педагога
  • От характера связи (взаимодействия) личности с образовательной средой (И.Н. Емельянова)

  • Адаптация (пассивное подчинение обстоятельствам)
  • Реализация в непрофессиональной сфере
  • Защита («уход в себя», агрессия, профессиональная дезориентация и нравственная деградация)
  • Активное взаимодействие (целенаправленность действий, ответственность)
  • Творчество (продуктивное взаимодействие, «обогащение» среды, И.Н. Емельянова)

Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога

Отразить в модели следующие основные параметры:

  • Компоненты образовательной среды (возможности для профессионально-личностного роста)
  • Личность педагога (профессионально-личностные компетенции)
  • Механизм(ы) связи личности педагога с образовательной средой

Профессиональный рост учителя- это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.


Профессиональный рост учителя – это самостоятельное или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) или интуитивном уровнях «зарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.Профессиональный рост учителя – это самостоятельное или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) или интуитивном уровнях «зарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. А.В. Мудрик, профессор, член-корреспондент РАО А.В. Мудрик, профессор, член-корреспондент РАО


Профессиональный рост учителя- это с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско - личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из: - внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности(внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей; - внешних источников путем выбора из предлагаемого: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др. к.п.н. М.В. Левит




Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями: - посредством самообразования; - за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях, которые объединяются совокупным названием «методическая работа».




Расширение культурного кругозора, развития интеллекта; мировоззренческая подготовка учителей; дефектологическая подготовка учителей; частнометодическая подготовка учителей; развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства; дидактическая подготовка учителей; воспитательная подготовка учителей; психологическая подготовка учителей; подготовка учителей в сфере информационных и коммуникационных технологий.




Мировоззренческая подготовка учителей совершенно необходима современному учителю, чтобы отвечать и себе, и детям на сложные вопросы, связанные с вызовами времени. Без мировоззренческой аксиологической подготовки учителю невозможно выработать в себе взвешенное, корректное, цивилизованное отношение к религии, к национальному вопросу, к толерантности, к неприкосновенности частной собственности, к богатству, к социальной и уравнительной справедливости и др.






Развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства Учителя, боящиеся «актерства», обречены на прозябание на обочине педагогики. Надо научиться актерским приемам: входить в класс, двигаться по классу, подавать реплики, уходить из класса, уметь держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами, взглядом, красиво садиться, вставать, поворачиваться, менять интонацию голоса и т.д.


Дидактическая подготовка учителей Теория обучения- область научно-педагогического знания, называемая дидактикой. Рекомендуем начать с книг А.В.Хуторского: 1)Современная дидактика. - М.,2001,) Методика личностно-ориентированного обучения (как обучать всех по-разному). -М., 2005.
Психологическая подготовка учителей: -внешний облик учителя; -яркая, орфоэпически грамотная, образная речь, обогащенная разнообразием интонаций, мимика, жесты, манеры, походка, чувство юмора и т.п.- слагаемые имиджа. -эмоции; -талант коммуникатора; -обаяние; -умение писать и читать стихи; -петь, рисовать, танцевать; -знание науки и искусства и т.д.
Используемая литература: 1) М.М.Поташник «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» 2) Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок» 3) Поташник М.М. «Требования к современному уроку» 4) Хуторский А.В. Современная дидактика. - М.,2001,) Методика личностно-ориентированного обучения (как обучать всех по-разному). -М., 2005.



Статья о соотношении непрерывного обучения на протяжении всей жизни и эффективности преподавания.

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,

что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

  • Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
  • Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
  • Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности
  • Становление нового культурного типа личности (характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности).
  • Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни).

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Однако если в ряде стран мира остро стоят такие проблемы, как обеспечение доступа населения к образованию, вовлечение в систему начального образования, обеспечение качественного образования для женщин, то в России цели реализации программы «Образование для всех» имеют определенную специфику, а именно: обеспечение равенства населения соответствующего возраста в возможности получения качественного образования вне зависимости от социального положения, материальных доходов семьи, уровня обученности, места жительства (имеется ввиду в первую очередь разница в возможностях городских и сельских школ) и пр.

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы не всегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечения качества образования - потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам - знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего - умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).

Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.

Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования,
  • формулирование цели и задач самообразования,
  • определение круга источников информации,
  • выбор формы самообразования,
  • составление плана самообразования,
  • определение результата самообразования.
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.

Личность педагога, его образование, развитие и саморазвитие, профессиональная деятельность. Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Совместно с администрацией в помощь педагогу работает и городской (районный) методический центр (кабинет).

Личностный и профессиональный рост педагога.doc

Картинками

Профессиональный и личностный рост педагогов как цель и как результат педагогического процесса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №51» Дегтярёв Анатолий Иванович 16.03.1951г.р. преподаватель­организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани «СОШ№51», майор в отставке, ветеран военной службы, ветеран труда, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, награждён Почётным знаком ликвидатора аварии на ЧАЭС, пятью государственными наградами – медалями за службу в Вооружённых Силах СССР, юбилейной медалью 90 лет ДОСААФ, учитель высшей категории, общий педагогический стаж 48 лет, в т. ч. ­ 21 год в общеобразовательных организациях(с1996г.), имеет более шестидесяти поощрений от Губернатора Астраханской обл., Министра образования Астраханской области, Управления по образованию и науке, военного комиссариата, Управления ГОЧС, Совета Ветеранов, Управления по Физической культуре и спорту, Агентства по делам молодёжи, Регионального Управления ДОСААФ Астраханской области. Дегтярёв А.И. работает в МБОУ «СОШ № 51» с 06.09.2006 г. по настоящее время. Характеризуется по своим профессиональным качествам педагога­организатора только с положительной стороны. Занятия по предмету ОБЖ педагог проводит 1

увлечённо с использованием различных инновационных технологий, что положительно влияло на формирование культуры безопасности обучающихся. Постоянно работает над своим самосовершенствованием, принимает участие в международных профессиональных педагогических конкурсах. Уделяет большое внимание занятиям во внеурочное время по военно­патриотическому воспитанию обучающихся. Школьные команды юнармейцев на протяжении нескольких лет занимают призовые места на районных и городских военно­спортивных соревнованиях, обучающиеся неоднократно принимали участие во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах по предмету ОБЖ и являлись победителями и призёрами в них. Дегтярёв А.И. участвует в планировании и проведении мероприятий по гражданской обороне и антитеррористической защищённости обучающихся и педагогических работников школы. Директор МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51» О.Н. Сидорина Введение. Личность педагога, его образование, развитие и саморазвитие, профессиональная деятельность. Личностно­профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно­профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом ­ личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне. Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога в системе повышения квалификации? В качестве предпосылок обеспечения личностно­профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений. Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов­мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя­наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней. Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах (написал ли тему на доске, сколько минут ведется опрос и так далее), не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Разбор урока при этом превращается в унизительную пытку (если таковой вообще проводится). У некоторых заведующих учебной частью есть «правило»: не беседовать с преподавателем после посещения урока. Посетил урок, подметил ошибки ­ молчит, а при случае обрушится на преподавателя на заседании педагогического совета. «Благодаря» таким «молчунам» у молодого педагога может сложиться как неправильная самооценка, так и негативное отношение к процессу самосовершенствования вообще: зачем совершенствоваться, если все равно дельного совета не дадут, а при случае упрекнут. Значит, помощь должна быть реальной и тактичной. 2

Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Совместно с администрацией в помощь педагогу работает и городской (районный) методический центр (кабинет). Однако помимо оказания методической помощи консультативной методический центр (кабинет) должен отслеживать темы по самообразованию педагогов, объединять учителей в творческие группы по смежности тем работ, по самообразованию, разрабатывать рекомендации по работе в межкурсовой период. Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле ­ как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком ­ как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути. Каковы же функции самообразования? М. Князева выделяет несколько таких функций: ­ экстенсивная ­ накопление, приобретение новых знаний; ­ ориентировочная ­ определение себя в культуре и своего места в обществе; ­ компенсаторная ­ преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; ­ саморазвития ­ совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; ­ методологическая ­ преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; ­ коммуникативная ­ установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; ­ сотворческая ­ сопутствие, содействие творческой работе, ее непременное дополнение; ­ омолаживания ­ преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося); ­ психологическая (и даже психотерапевтическая) ­ сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; ­ геронтологическая ­ поддержание связей с миром и через них ­ жизнеспособности организма. Таким образом, самообразование ­ необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие (Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. ­ М.: «Академия», 2000). К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления педагога, можно отнести прежде всего кризисы (по Р. Ахмерову): нереализованности, опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с 3

серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация ОО. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и психологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, к сожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя ОО). Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно­методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт как российских, так и педагогов ближнего зарубежья. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства. «Главное ­ делайте все с увлечением: это страшно украшает жизнь», ­ говорил Лев Ландау. К этим словам, пожалуй, больше нечего добавить. мышления, эмпатийность, толерантность, Следующим понятием, которое необходимо раскрыть, говоря о профессиональном росте педагога, является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства образовательную компетентность, отражающую особую отточенность методов и приёмов применения психолого­ педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно­воспитательного процесса. Главным условием развития педагогического мастерства является мотивация педагога к саморазвитию, включающему в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные, необходимые в период обновления процесса образования. Среди основных психологических требований к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, выделяют следующие: критичность коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств, способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность к нововведениям ­ это такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором сочетаются личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности, т.е. мы наблюдаем своеобразное «сочетание» психологической, теоретической и практической готовности. Высшим уровнем квалификации педагога называют педагогическое творчество. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности­новаторстве ­ педагог выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания. Педагог­новатор – является автором новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Такой учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. А готовность педагога к созданию авторской технологии, согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности ­ один из важнейших показателей личностного развития педагога. характеризующейся 4

Таким образом, осуществляемая учителем в образовательной организации, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально­личностного развития. инновационная деятельность, Список литературы: 1. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. ­ Волгоград, 2007. 2. Разина Н.А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48­51. Повышение профессионального и личностного роста педагогов Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов администрация школы определяет следующим образом: ­ выработать и осуществлять единые подходы в научно­методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся. Профессия педагога особая – от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни? Конечно, педагог должен быть Мастером. В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается сумма разных умений педагога: ­ решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; ­ привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом; ­ учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход; ­ строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе; ­ не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся; ­ сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета; ­ грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики; ­ разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации; ­ в совершенстве владеть своим орудием труда – речью, словом; ­ критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела. Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями – это только первая ступень профессионализма. В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого­педагогической компетентности учителя без связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием и средством достижения психолого­педагогического результата в образовании. Профессиональный и личностный рост педагога предполагает ревизию структурных компонентов его личности, ревизию ценностных и смысловых составляющих, новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций, и самое главное – жизнелюбие и позитив. В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть 5

«человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. В результате проведенного анкетирования всех участников образовательного процесса были определены ценностно значимые качества педагогов. В соответствии с этим администрацией школы была поставлена задача развития аналитико­оценочной функции педагогических работников в ходе самостоятельного повышения квалификации. Педагог, обучая учеников, развивается и в профессиональном и в личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. Одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование. Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. В практике работы школы сложилась определенная система форм такой учебы. Это курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания методических объединений, школы передового опыта, семинары, творческие группы и т.д. Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста. Успех самостоятельной работы педагога в нашей школе в решающей степени зависит от его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Вот почему так важно иметь перспективный план индивидуальной научно­методической работы на межкурсовой период и календарные планы на определенные промежутки учебного года. Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких­то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства. Разрабатывая в школе форму индивидуального перспективного плана научно­методической работы педагогов, 6

уровня индивидуальных способностей и ­ информационно­библиотечная среда школы как условие развития информационно­ максимально учтены виды методической деятельности, которые осуществляет педагог в течение учебного года: работа с литературой, знакомство с опытом коллег, практическая работа по определенной теме исследования, анализ и самооценка эффективности выполненной работы, обобщение и оформление результатов работы в виде методических материалов, выступления и сообщения, психолого­педагогические диагностические исследования достижений учащихся в образовательном процессе. На основе системного анализа результатов образовательного процесса в динамике за последние три учебных года была сформулирована общешкольная методическая тема «Система выявления и поддержки одаренных (талантливых) учащихся в условиях информационно­образовательной среды школы». Понимание педагогическим коллективом школы того, что каждый ребенок имеет от природы какие­либо особые способности и предрасположенность к определенному виду деятельности, позволило выделить четыре основных направления инновационной научно­методической работы: ­ формирование и развитие универсальных учебных действий как средство повышения качества образования; образовательных потребностей учащихся; ­ разработка и внедрение контрольно­измерительных материалов как средство оценки современного качества образования; ­ разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Все педагоги нашей школы разработали перспективные планы индивидуальной научно­ методической работы по общепринятой форме. Для реализации перспективных планов осуществляется более конкретное планирование научно­методической деятельности педагога по учебным четвертям или полугодиям учебного года. Организация научно­ методической работы педагогов в обязательном порядке должна предусматривать развитие аналитико­оценочной функции. С этой целью в школе используются разработанные формы: анализа учебного занятия, анализа мероприятий предметной недели, оценочного листа показателей результатов работы учителя и классного руководителя. При подведении итогов работы школы за определенные периоды вместе с аналитическими отчетами администрацией используются приемы рефлексии педагогов. Самоанализ педагогов позволяет оценить наличие и сформированность дидактических средств по предметам, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: контрольно­измерительные материалы, рабочие программы, банки разноуровневых развивающих заданий, подборки эффективных приемов рефлексии, использование данных психолого­педагогической диагностики учащихся, подборки вариативных форм отчетности учащихся, разработки уроков и внеклассных мероприятий в форме технологических карт, индивидуальные образовательные маршруты для учащихся разных типологических групп, осуществление комплексного мониторинга результатов обучения, развития и здоровья учащихся, участие в профессиональных конкурсах. Вывод: В целом организация научно­методической работы в школе способствует формированию и развитию у педагогов современных профессиональных компетенций, а также необходимых личностных качеств, которые влияют на повышение уровня образования обучающихся. 7

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Презентацию на тему "Профессиональное развитие педагогов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ -

развитие их ценностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, а также профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.

Слайд 3

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагога

Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства

Подбор форм методической работы

Формы работы фронтальные подгрупповые Индивидуальные

Курсы повышения квалификации Педсоветы Семинары Педчасы Консультации Смотры конкурсы Деловые игры Тренинги Педагогические дискуссии Открытые занятия «Образовательный салон»

Городские конкурсы Творческие объединения «Школа молодого педагога» ПМПк Экспертный совет Методический совет Аттестационная комиссия Обмен опытом работы Методические объединения специалистов.

Областные конкурсы Обучение в учебных заведениях Аттестация Обобщение опыта работы Самообразование Выступление перед аудиторией Наставничество

Слайд 4

СМОТРЫ – КОНКУРСЫ

Планируются ДОУ согласно годовым задачам, реализуемым в ДОУ. Разрабатываются критерии конкурса методическим советом, творческой группой педагогов или выбирается жюри. После проведения конкурса и подведения итогов администрация ДОУ награждает победителей.

Слайд 5

«Образовательный салон»

Эту форму работы можно назвать «Педагогической гостиной». Её цель: повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Тема встреч в «Образовательном салоне» определяется результатами анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагоги в анкете указывает тему своего выступления в «салоне».

Слайд 6

Школа молодого педагога

Слайд 7

Творческие группы педагогов

Это объединения небольшого числа педагогов (в зависимости от цели объединения) с целью профессионального роста и обмена опытом. Основное условие работы педагогов – равенство возможностей. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, возникшей в образовательном процессе, которую можно решить, модернизируя план работы или разработав новую технологию. Для данной формы работы характерно объединение опытных педагогов. Длительность существования микрогруппы зависит от выполнения цели. Рекомендуемая категория педагогов для этой группы – педагоги-новаторы, опытные педагоги.

Слайд 8

Методические объединения специалистов

Специалисты ДОУ повышают свой уровень мастерства создавая и посещая методические объединения. Руководителем методобъединения составляется план работы. На своих заседаниях специалисты делятся опытом работы и решают проблемы, связанные с особенностями их работы.

Слайд 9

Обобщение опыта работы

Тема опыта работы обычно определяется интересом педагога к видам деятельности детей. Педагог выбирает приоритетное направление в работе с детьми и проводит диагностику. Потом подбирается соответствующая литература, составляются перспективные планы по углубленной работе с детьми в этом направлении и строится соответствующая развивающая среда в группе. Затем накапливается материал по данной проблеме, включая работу с детьми, родителями, взаимодействие с социумом. Последний этап работы – оформление своего опыта, к которому предъявляются определенные требования.

Слайд 10

Требования к оформлению опыта работы педагога

Пояснительная записка, объясняющая актуальность. Цель и задачи опыта работы, его этапы. Результат опыта. Диагностический материал. Перспективное планирование. Конспекты занятий. Материал по работе с родителями. Материал по взаимодействию с о специалистами ДОУ. Фотоматериал. Список используемой литературы. Опыт работы может стать впоследствии и авторской программой или технологией, разработанной педагогом. Он может послужить основанием для повышения квалификации категории педагога.

Слайд 11

Экспертный совет

Это объединение педагогов с высоким уровнем квалификации. Экспертиза – исследование и разрешение какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. Создается по инициативе администрации для разработки фундаментального документа (программа развития ДОУ или положений ДОУ). Поэтому члены экспертного совета должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения. Работа в экспертном совете требует хорошей подготовки его участников, умения формировать цели и задачи. Совет создается на время разрешения поставленной задачи.

Слайд 12

ПМПк - это психолого-медико-педагогический консилиум. Он создается в ДОУ с целью обеспечения диагностико-коррекционного психолго-медико-педагогического сопровождения обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. В состав ПМПк входят: руководитель ДОУ, который возглавляет его работу, старший воспитатель, психолог, медсестра, специалисты ДОУ и воспитатели с большим опытом работы. Члены этого консилиума должны хорошо владеть возрастной психологией и коррекционной педагогикой, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии ребенка и составить программу его индивидуального развития.

Слайд 13

Аттестационная комиссия

В состав аттестационной комиссии, возглавляемой руководителем учреждения, входят опытные педагоги. Они принимают участие в заседаниях комиссии по аттестации педагогов на вторую квалификационную категорию. Педагоги изучают опыт работы аттестуемого, помогают в его оформлении, посещают занятия кандидатов на аттестацию.

Слайд 14

Педагогические часы

Педагогический час – одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические. На информационных педчасах сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения. Тематический педчас посвящается какой-то определенной теме. Обычно на таких педчасах идет подготовка к тематическому педсовету.

Слайд 15

Курсы повышения квалификации

Это одна из традиционных форм работы по повышению профессионального мастерства. Организуется Управлением образования, которое заключает договор с институтом повышения квалификации. Каждый педагог раз в пять лет проходит такие курсы. В конце курсов сдается экзамен или защищается творческая работа. Педагог получает удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.