Презентация на тему "Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных. презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Правописание окончаний имён прилагательных обозначает признак предмета

Cлайд 1

Cлайд 2

ЧИСТОПИСАНИЕ ая ое ой Баню задать. Русский обычай часами засиживаться в бане всегда удивлял европейцев. Действительно, человек, проведя там долгое время, выглядит утомленно, его лицо становится красным, а глаза застилает пот. Складывается впечатление, будто его кто-то испугал или пристыдил. Скорее всего, именно по этой причине фраза «задать баню» означает «отчитать», «отругать». В русском языке есть ряд очень похожих выражений, имеющих сходный смысл, например: «намылить голову» или «задать головомойку».

Cлайд 3

Что общего у этих слов? Шапка Платье Сарафан Это имена существительные, т. к. обозначают предмет, в единственном числе, неодушевлённые, это одежда. А чем различаются эти существительные? Определите род имён существительных. Эти существительные разного рода: шапка женского рода, платье – среднего, сарафан – мужского.

Cлайд 4

Можно ли имена существительные изменять по родам? Почему? Род для имён существительных – это постоянный признак Опишите данные предметы, используя имена прилагательные: СИНИЙ, БОЛЬШОЙ, КРАСИВЫЙ. А помогут вам вопросы. ж. р. Шапка (Какая?) ср. р. Платье (Какое?) м. р. Сарафан (Какой?)

Cлайд 5

Запишите вопросы и прилагательные в тетрадь ж. р. Шапка (Какая?) синяя,большая, красивая. ср. р. Платье (Какое?) синее, большое, красивое. м. р. Сарафан (Какой?) синий, большой, красивый.) Прилагательные разного рода. Связаны с им. Существительными. Какой род у существительного, такой и у прилагательного.

Cлайд 6

Род для имён прилагательных признак изменяемый или неизменяемый? Почему? Изменяемый признак, потому что одно и тоже прилагательное может быть и мужского, и женского, и среднего рода. Как же могут изменяться имена прилагательные и как определить род имён прилагательных? Имена прилагательные могут изменяться по родам. А чтобы определить род имён прилагательных надо определить род имени существительного, с которым оно связано.

Cлайд 7

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? Какая? -ая, - яя На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? Какое? -ое, -ее На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? Какой? -ий, -ой, -ый.

Cлайд 8

М.р. Как ой? Ср.р. Как ое? Ж.р. Как ая? - ой - ый (- ий) - ое (- ее) - ая (- яя) Мн.ч. Как ие? - ие (- ые)

Cлайд 9

Как проверить безударные окончания им. прилагательного? Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Р.п. какого? родного, красивого (края, села) Д.п. какому? родному, красивому (краю, селу) Т.п. каким? родным, красивым (краем, селом) П.п. каком? родном, красивом (крае, селе)

Cлайд 10

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание им. Прилагательного нужно: 1. Найти в предложении им. существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж. 2. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. 3.Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает. Город Севастополь находится на берегу Чёрного моря. На берегу (чего?) моря (Р.п.) Моря (какого?) Чёрного (Р.п.)

Cлайд 11

И.п. Какой? Зелен ый (лес, жук) Р.п. Какого? Зелен ого (леса, жука) Д.п. Какому? Зелен ому (лесу, жуку) В.п. Какой? Какого? Зелен ый (лес), Зелен ого (жука) Т.п. Каким? Зелен ым (жуком) П.п. О каком? О зелен ом (лесе, жуке)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык». К.Д.Паустовский

Как изменяются имена прилагательные? Какая морфема изменяется? Что является показателем грамматической формы у имени прилагательного? Почему в правописании окончаний имен прилагательных можно ошибиться?

Правописание безударных окончаний имён прилагательных Цель: О бобщить знания об имени прилагательном как части речи Задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных.

весенний веснушки веснянка

инт.. рес д.. журство гор..(т/ д) су [б] ота Интере сн ый, интере сн ая, интере сн ое, интере сн ые. Д е журн ый, д е журн ая, д е журн ое, д е журн ый. Горо дс кой, горо дс кая, горо дс кое, горо дс кие. Су бб отн ий, су бб отн яя, су бб отн ее, су бб отн ие. Почему у одного и того же слова разные окончания? Как проверить написание безударного окончания?

Первый способ- подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ - …

Пробудилась з … мля от сна. Забл …стела тра … ка. Разлилась в… лна тумана по лугу. Ст… ят вечера. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это зв …. нит? Вот ск … тилась капля сока с ветки. Она упала на поверхность пруда. Возвратились из края журавли. Они важно осм …трели б…лото. Вес… ло зазвучала их песня. В эти дни мы всюду слыш …м музыку природы.

Пробудилась з е мля от долг ого зимн его сна. Забл е стела молод ая тра в ка. Разлилась в о лна зелен ого тумана по лугу. Ст о ят тепл ые и тих ие вечера. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот ск а тилась капля сладк ого сока с березов ой ветки. Она упала на поверхность пруда. Возвратились из тепл ого края журавли. Они важно осм о трели родн ое б о лото. Вес е ло зазвучала их радостн ая песня. В эти дни мы всюду слыш и м музыку природы.

Второй способ – от существительного ставим вопрос к прилагательному. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе

Открытый урок- презентация по теме "Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе." 4 класса. По программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе" УМК "Школа России"

Сегодня у нас не вполне обычный урок. Мы совершим очередное путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?- Наш лайнер ждёт нас. Приобрет...

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родителном и дательном падежах единственного числа....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных"

Урок закрепления материала по теме "Правописание безударных окончаний имён прилагательных" в 4 классе, автор учебника Бунеев Р.Н....

«Правописание безударных окончаний прилагательных» - Дорога. В.п. Т.п. Россия. У тихого о приветливом перед ясным в синие по узкому синее. Р.п. Московский. П.п. На какую дорожку вышли ребята? Российский. Где плыли белые облака? Москва. Прил. «Расставить окончания (№193792)». Проверить по? И.п. Вокзальный. Правописание безударных окончаний имен прилагательных единственного числа.

«Родовые окончания имён прилагательных» - Гостиница, волнение, загрязнение, безграничный. На какие вопросы отвечает? По родам по числам по падежам. К дальним селам, городам Что идет по проводам? Говори правильно! Словарная работа. Я украшаю вашу речь, Меня вам нужно знать, беречь! Чудесный, счастливый, известный, тростниковый. Овощной книжный цветочный хлебный игрушечный обувной.

«Правописание падежных окончаний прилагательных» - Падежные окончания. Вставить пропущенные окончания. Игра «Ералаш». Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Работа в группах. Найди лишнее слово. Шишкин. Записать как можно больше имен прилагательных. Групповая работа. Правописание.

«Падежные окончания прилагательных» - Спиши предложение. Фонетический разбор слова. Сражение. Совершенствовать знания. Из каких слогов можно составить пары. Словарные слова. Море. Правописание падежных окончаний прилагательных. Словарная работа. Мониторинг настроения. Знания об имени прилагательном. Подходящие по смыслу прилагательные. Карточка.

«Окончания прилагательных» - В вопросе всегда. Ал… розу. В букете (каком?) красив… Розу (какую?) красн… Окончание. Окончания имён прилагательных. Зимн… вечером. Какое? Запомни! Ярк… солнце. Безударные окончания прилагательных проверяются вопросом. Утро (какое?) ярк... Каким? Какую? Синий. Большой. Листом (каким?) осенн… Обрати внимание.

«Окончания имён прилагательных» - Проверка знаний. Основная часть урока. - 6 мин. Чистописание. - 3 мин. Разбор предложения по членам. - 6 мин. Вступление. - 1 мин. Подведение итогов. - 4 мин. Закрепление. Блок – схема урока с указанием времени на каждый этап. Краткое описание деятельности учащихся на уроке. Деление класса на группы. - 3 мин.

Всего в теме 10 презентаций

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных

Цель:

Закрепить:

  1. - знания об имени прилагательном как части речи;
  2. - умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
  3. - умение правильно писать окончания имён прилагательных.
  4. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
  5. Прививать любовь к русскому языку, к родной природе

Оборудование:

  1. Мультимедийная доска, карточки с названиями падежей и частей речи: им.сущ. и им. прил.

1 . Организационный момент.

Учитель. Пусть этот урок принесет нам радость познания .

Я желаю вам успеха.

Учитель. На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете безотрывное написание буквосочетания оро (Слайд 1)

Учитель. Вспомните словарные слова с сочетанием оро.

Корова, сорока, воробей, ворона, горох, город

2. Определение темы и постановка целей урока.

Учитель. О чем же мы будем говорить на уроке (Слайд 2)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь .

Учитель. Что же это такое?

Ученик. Имена прилагательные

Учитель. Что же такое имя прилагательное? (Слайд 3)

Учитель. Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Ученики. Безударные падежные окончания имен прилагательных. (Слайд 4)

Учитель: Какие цели мы поставим на уроке-закреплении? (Слайд 5)

3. Закрепление, обобщение знаний

Учитель. Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. (Слайд 6):

Ученик.

  1. Найти имя существительное, которое командует именем прилагательным
  2. Задать вопрос от имени существительного.
  3. По ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.
  4. Помни о возможных несовпадениях.

Учитель. О каких несовпадениях идет речь?

Ученик. 1. В именах прилагательных мужского рода И.п. окончания

Ый, - ий, -ой под ударением

2. В именах прилагательных м.р. и ср. р. в Р.п. окончания

Ого,-его.

3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не

Твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:

Какую? – зимнюю

Определение окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).

у родн… дома дальн… пути

от Черн… моря у весен… солнца

Работа с фразеологизмами

(На доске. Слайд 8). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Фразеологизмы

Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы).

Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).

- Объяснить написание окончаний.

Зарядка для глаз (Слайд 9).

Определение падежей

(Работа со всем классом. Все на карточках показывают падеж имен существительных и прилагательных)).

Проклюнулся тоненький росток – В.п.

Освещен ярким светом – Т.п.

В русской народной сказке – П.п.

О скользкой тропинке – Д.п.

Об интересной книге – П.п.

У зимнего пальто – Р.п.

Через заснеженные улицы – В.п.

Работа у доски (4 человека).

Записать в два столбика окончания имен прилагательных и существительных из следующих словосочетаний:

Синей полоской, в праздничном наряде, в новой тетради, голосистый соловей, за дальней рощей, белый иней, у Черного моря, нет синего шарфа

Работа у доски выглядит так:

Окончание прилаг.

Окончание существ.

Ей

Ой

Ом

Ой

Ый

Ей

Ей

Ый

Ого

Его

Взаимопроверка в парах и у доски. Оценивание себя по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

Физкультминутка

Работа по печатной тетради (упр.267 стр.64) (Слайд 11).

Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).

Работа на доске и в тетради выглядит так:

С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.

Деревьев (каких?) могучих - Р.п.

Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.

В стороны (какие?) разные – В.п.

Пыли (какой?) снежной – Р.п.

Проверка написанного.

Оценивание по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

Групповая работа

- Определи слово. (Слайд 12).

Корень от слова водитель

Суффикс от слова весенний

Приставка от слова подкрасить

Окончание от слова удивительный

Получилось слово подводный

Определение частей речи следующих слов:

(класс показывает карточки: им.сущ . или им.прил .)

Столовая посуда – им.прил.

Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил.

Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил.

Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу – им.сущ.

Дежурный полицейский – им.прил.

4. Итог урока:

Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).

Я активно работал на уроке.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Подписи к слайдам:

Минута чистописания оро

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П. Имя прилагательное Отвечает на вопросы: к акой? какая? какое? к акие? Часть речи Дает описание предмета, делает речь красочной Обозначает признак предмета

Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных

Цель: Закрепить: знания об имени прилагательном как части речи. умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж. умение правильно писать окончания имён прилагательных и существительных Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимопроверки.

Алгоритм работы: Чтобы правильно писать безударные окончания Имен прилагательных, надо: (Помни о возможных несовпадениях.) Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное 2. Нужно задать вопрос от имени существительного. 3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву.

Ого у родн дома от Чёрн моря - его дальн пути у весенн солнца Родительный падеж м ужского и среднего рода ого ого его его Как ого?

Принять за монету Принять за правду вымысел, преувеличение Разозлили до предела, до бешенства. Опоздать, явиться, когда уже всё закончилось чист Довести до _________ каления бел Явиться к __________ разбору шапочн ую ого ому Фразеологические обороты

Зарядка для глаз

Упр. 267 (тетрадь) Измени прилагательное по команде главного слова; з адай вопрос, у кажи падеж С ________ ветвей __________ деревьев _________ хлоп. . ми падал снег. Тогда в _________ стороны разл. т ались клубы _________ пыл. . Справочное бюро: тяжелые, мохнатые, могучие; снежная, разные.

Удивительный окончание Водитель корень Весенний суффикс Групповая работа - Определи слово Подкрасить приставка

1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки