Презентация «Интерактивная игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Играем со словами. Интерактивная презентация «Звукарик» (игры со звучащим словом) “Салат из сказок”

Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Практическая значимость.

В интерактивной презентации «Звукарик» (игры со звучащим словом) представлен комплекс игровых заданий на развитие у дошкольников 4 - 6 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова. Система гиперссылок обеспечивает произвольный переход от одного задания к другому в зависимости от задачи, поставленной педагогом. Представленные в презентации игры со звучащим словом будут полезны и родителям для индивидуальной работы с ребенком.

  • Слайд № 1: титульный
  • Слайд № 2 содержит перечень игр со Звукариком (переход к играм осуществляется по гиперссылкам). Гиперссылка «Нотка» предназначена для прослушивания песенки «Какие бывают слова» (для закрепления у детей понятия «слово»).
  • Слайд № 3: описание игры «Найди слова с заданным звуком» (дидактическая задача, система навигации в игре).
  • Слайды № 4 - 8: игра «Найди слова с заданным звуком»; гиперссылка «Нотка» предназначена для прослушивания «Логопедических распевок» на звуки «Ж», «Ш», «Ц», «Щ», «Ч».
  • Слайд № 9: описание игры «Твёрдый-мягкий» (дидактическая задача, система навигации в игре).
  • Слайды № 10 - 25: игра «Твёрдый-мягкий» на различение твёрдых и мягких согласных звуков.
  • Слайд № 26: описание игры «Измерь слово» (дидактическая задача, система навигации).
  • Слайды № 27 - 30: игра «Измерь слово» на изучение слогового состава.
  • Слайд № 31: описание игры «Гусеница» (дидактическая задача, система навигации).
  • Слайды № 32 - 37: игра «Гусеница» на определение первого и последнего звука в слове.
  • Слайд № 38: описание игры «Подбери слова» (дидактическая задача, система навигации).
  • Слайды № 39 - 43: игра «Подбери слова» на освоение звукового анализа слова.

Выбор правильных ответов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки (система триггеров). Правильные и неправильные ответы сопровождаются анимацией и звуком.

Приложение 1: Презентация «Звукарик» .

Елена Меркулова
Презентация «Интерактивная игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Играем со словами»

Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска - Меркулова Елена Анатольевна.

Уважаемые, коллеги.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте . Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику.

Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения.

Первоначальная работа по формированию звукобуквенного анализа и синтеза должна проводится с опорой на вспомогательные средства : графическую схему слова и фишки . По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Это практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове .

На занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза , но и развивающие познавательную деятельность воспитанников (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации, а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей .

В этих целях изготавливаю дидактические электронные продукты. Хочу предложить вашему вниманию интерактивную дидактическую игру по речевому развитию детей "Играем со словами ".

Цель игры : закрепление фонематического слуха, навыков чтения и звукобуквенного анализа слова .

Задачи : совершенствовать навык слогового анализа слова с опорой на гласные , слогового синтеза ; закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа; развивать внимание , память и логическое мышление.

Правила игры : Предложить детям прочитать слово по первым буквам картинок, разделить его на слоги, определить ударный слог и провести звукобуквенный анализ слова .

Публикации по теме:

«Путешествие будущих первоклассников». Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по использованию «Электронного учебно-методического материала» «Путешествие будущих первоклассников» УММ «Путешествие будущих.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» для детей старшего дошкольного возраста Интерактивная дидактическая игра ««Четвёртый лишний» для детей старшего возраста. Цель игры: развивать умение классифицировать предметы.

Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Безопасно или опасно» Интерактивная игра «Безопасно или опасно» Адресат: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители Цель игры – привить ребенку.

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок» Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель, г. Белореченск.

Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у звуков» Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у звуков" Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель,.

Интерактивная игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Моя Кубань» Интерактивная игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста "Моя Кубань" Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель, г. Белореченск.

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы" Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель, г. Белореченск.

Интерактивная мультимедийная викторина «Своя игра» для детей старшего дошкольного возраста Цель – создание условий для развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы.

«ЗВУКАРИК» (игры со звучащим словом) Рогова Ирина Валерьевна воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад «Кораблик» г. Удомля Тверской обл. Рогова Ирина Валерьевна воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад «Кораблик» г. Удомля Тверской обл. Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ» Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» «М» «Мь» Портал «О детстве»




«Найди слова с заданным звуком» «Найди слова с заданным звуком» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» «Твёрдый-мягкий» «Измерь слово» (слоговый состав) «Измерь слово» (слоговый состав) «Гусеница» «Подбери слова» (звуковой анализ) «Подбери слова» (звуковой анализ) «Ж»«Ж» «Ж» Портал «О детстве»


«Найди слова с заданным звуком» Дидактическая задача: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, освоение способа интонационного выделения заданного звука в слове. Навигация: - для перехода к заданиям в произвольном порядке используйте гиперссылки - последовательный переход к следующему слайду осуществляется по стрелке; - для возврата к перечню игр используйте управляющую кнопку, а к описанию игры - - значок на слайдах с заданиями для прослушивания «логопедической распевки» на заданный звук. Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» «Ж» «Ш» «Ц» «Щ» «Ч»


«Ж» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Ж» «Ш» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Ж» «Ц» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Ж» «Щ» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Ж» «Ч» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Твёрдый – мягкий»» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» Дидактическая задача: развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове. Навигация: - для перехода к заданиям в произвольном порядке используйте гиперссылки - последовательный переход к следующему слайду осуществляется по стрелке; - для возврата к перечню игр используйте управляющую кнопку, а к описанию игры - Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! «М» «Мь»«С»«З» «Л» «Н» «К» «Д» «Р» «Сь» «Зь»«Ль» «Нь» «Кь» «Дь» «Рь»


«М» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Мь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«С» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Сь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«З» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Зь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Л» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Ль» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«К» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Кь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Д» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Дь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Р» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Рь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Н» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Нь» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Измерь слово» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» Дидактическая задача: развивать у детей понятие «слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов в слове. Навигация: - для перехода к заданиям в произвольном порядке используйте гиперссылки - последовательный переход к следующему слайду осуществляется по стрелке; - для возврата к перечню игр используйте управляющую кнопку, а к описанию игры - Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в правой части слайда. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!




Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Гусеница» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» Дидактическая задача: упражнять в определении первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове. Навигация: - последовательный переход к следующему слайду осуществляется по стрелке. - для возврата к перечню игр используйте управляющую кнопку, а к описанию игры - Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в нижней части слайда. Последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово. ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»
38 Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


«Подбери слова» Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» Дидактическая задача: развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные. Навигация: - последовательный переход к следующему слайду осуществляется по стрелке; - для возврата к перечню игр используйте управляющую кнопку, а к описанию игры - Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. ЖЕЛАЮ УСПЕХА! 42 Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»


Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» 45 Портал «О детстве» III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий» Список использованных источников: 1.Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко Программа «Развитие» (для старшей группы детского сада). 2.А. Арушанова, Е. Рычагова «Игры со звучащим словом». 3.Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки» (музыкальное приложение). – Изд-во КАРО, 2009 г














1 из 13

Презентация на тему: Игры со словами

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Знаешь ли ты что… Знаешь ли ты что… Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов. В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни". Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.). Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. Первое слово над чайником тает, Второе - у папы растет над губой. А целое - ветер морской надувает И в плаванье нас приглашает с тобой. Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первое - нота. Второе - тоже. А в целом - На горох похоже. Первое - нота. Второе - тоже. А в целом - На горох похоже. Фасоль Часть первая на земле остается, Когда по ней кто-то пройдет. Вторая - дается Ошибками в долгом труде. А словом охотник зовется, Что зверя отыщет в тайге. Следопыт Философ - первый слог шарады, К нему союз прибавить надо, Последний слог - местоимение. Все - в музыке произведение. Кантата Мой первый слог - на дереве, Второй мой слог - союз. А в целом я - материя, И на костюм гожусь. сукно Первый слог - местоименье, Второй - весенний месяц яркий, В конце частица для смягченья, В целом - остров очень жаркий. ямайка

№ слайда 4

Описание слайда:

Анаграммы Изобретателем анаграммы (ana - пере, gramma - буква) считают Ликофрона из Древней Греции (III век до н.э.). Анаграмма была модной во Франции (XV - XVII века), особенно выделялся этим поэт Ф. Вийон. В России впервые использовал свойства анаграммы поэт и дипломат А. Д. Кантемир (XVIII век). Повесть "Нос" Н. В. Гоголя сперва именовалась наоборот - "Сон". У В. В. Маяковского имеется перестановочное название - "Схема смеха". Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, упоминаемый выше известный русский писатель, поэт и дипломат XVIII века Антиох Кантемир подписывался как "Харитон Макетин". Анаграмма - это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: "липа - пила", "актер - терка", "зола - лоза", "соль - лось"), а также при чтении справа налево (например: "колесо - оселок", "кот - ток", "Милан - налим") слово приобретает новое значение.

№ слайда 5

Описание слайда:

Под тенью у меня Вы летом отдыхаете. Но коль согласные Местами поменяете, Превращусь в один момент Я в столярный инструмент. Липа-пила Случайно, может быть, катались Когда-нибудь во мне и вы. Мои колеса быстро мчались По улицам былой Москвы... Но если бы двум буквам место Переменили вы во мне, То я бы полетела с треском В ночной небесной тишине! Карета-ракета Меня разыскивают все, Когда дефект есть в колесе. Шоферу каждому в дороге Могу я пользу принести. Но поменяй местами слоги - И буду я в лесу расти. Насос-сосна

№ слайда 6

Описание слайда:

Логогрифы Логогрифы Логогриф (logos - слово, grifos - сеть) появился еще в Древнем мире. Характерно начало из старой латинской поговорки: «Amore, more, ore, re...». Здесь последовательно снимается по одной букве. В российской поэзии он встречается с XIX века: у Л. Н. Трефолёва («Победоносцев - Обедоносцев - Бедоносцев - Доносцев»), В. В. Каменского («лучистая - чистая - истая - стая - тая»). Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».

№ слайда 7

Описание слайда:

В планету поместите меру, И ветер всколыхнёт всю атмосферу, -Такой, которого сильнее не найти: Он всё сметает на пути. Уран-ураган Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь «Э» - и тогда В кинотеатре он найдется. Кран-экран Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях. Спорт-порт-спор Кто части мотоцикла знает, Тот это слово разгадает. А если букву «Д» прибавить, На сцене можно будет ставить. Рама-драма

№ слайда 8

Описание слайда:

Метаграммы. Метаграммы. Первую метаграмму (meta - между, gramma - буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье». Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский. Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

№ слайда 9

Описание слайда:

С буквой «К» - для тенниса я нужен, С «Т» - я сладок и красив снаружи Корт-торт С буквой «Т» - его прочтём, С буквой «Д» - мы в нём живём. Том-дом По реке по горной С «Ю» проплывём всегда мы, С буквой «Я» меня ищи На голове у дамы. Шлюпка-шляпка Когда меня ты открываешь, Обычно воду наливаешь. Но «Н» на «Б» смени скорей - И обитатель я морей. Кран-краб С «Р» меня тянули из земли, Но достать без мышки не могли. С буквой «Щ», хочу иль не хочу, Рубят лес - я в сторону лечу. Репка-щепка 6. С буквой «Щ» - на самом деле Я на службе у Емели. «М» поставь на это место: Без меня не будет теста. Щука-мука

Описание слайда:

Кто сделал - отказался, Кто взял - не догадался, А кто имеет - очень сожалеет (Фальшивая купюра) Первую в школе все изучают. Ну, а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют ее рьяно (Дробь) Первую утром девчонки плетут, Сено косить все вторую берут, Третья у речек песчаной бывает. Кто ж это слово быстрей отгадает (Коса) Семь братьев: Годами равные, Именами разные. (Дни недели) На свету к нам так и льнет, Без нас и шагу не шагнет. Но лишь настанет темный час - Сразу покидает нас. (Тень)

№ слайда 12

Описание слайда:

Подумай и ответь. Подумай и ответь. 1.Как большой город превратить в маленький? 2.Бывают ли слова без окончаний? 3. Как из рыбы сделать рыбака? Из стола-столяра? 4.Может ли в одном слове быть два суффикса? 5.Какое слово появилось раньше: самолет или вертолет? Пароход или атомоход? 6.Какой город с птицы начинается, зверьком кончается? 7.Какой город состоит из минерала и дерева? 8.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имен?

№ слайда 13

Описание слайда:

Перемена. Б.Заходер «Перемена, перемена!»- Заливается звонок. Первый Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог, Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним бо-ль-ша-я перемена. В каком значении употреблено слово перемена в этом стихотворении?

Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра .

Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.

Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

О

бразцы творческих речевых игр

1. Игры с буквами

Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

“Буквы вокруг меня”

Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

“Картина”

Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.

“Портреты букв”

Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.

Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.

“Цепочка”

Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.

Первый ученик называет слово: снегирь.

Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.

Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.

“Замените букву”

Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.

“Спрячь слова в букву”

Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):

Спрятать имена в букву “А”:

В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.

“Вычитание букв”

Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.

Варианты для игры:

Коля – Оля – ля – я

Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.

С одним из слов можно сочинить сказку.

“Волшебный домик”

Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

Например:

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).

о, с, а, к (оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

“Сказка про буквы”

После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.

Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.

2. Игры со словами

Дидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

“Собери словечко”

Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).

“Добавь букву”

К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.

М г з н (магазин)
П с д (посуда)
Р б т (работа).

“Конструктор”

1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

2. Слова разбить на слоги. Из слогов составить новые слова.

“Составь слова”

  • Учитель называет ученикам и записывает на доске какое – либо слово, из букв которого нужно как можно больше составить новых слов. Например: топор.
  • Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…

    Слова для игры: комар, человек, полька.

  • Используя все предложенные буквы, составь как можно больше слов:
  • Т, у, ш, а, к.

  • К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова (имена существительные в единственном числе).
  • Из каждой строки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать два слова.
  • В с о р н в о р е г (снег)
    И а ж м м ж а н е й (иней).

    “Снежно-звуковой ком”

    Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно “слепить”ком из звуков и назвать его снежно – звуковым. Сначала договариваемся с детьми, из каких звуков гласных или согласных будем “лепить” наш ком.

    Например, лепим ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных.

    Я
    Я – е.
    Я – е – ё.
    Я – е – ё – ю.
    Я – е – ё– ю – и.

    “Лепим” ком из звуков согласных твердых.

    Т
    Т – р.
    Т – р – н.
    Т – р – н – д и т. д.

    “Слоговые цепочки”

    Учитель произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО – МИ – МУ…).

    Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.

    Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…

    “Только веселые слова”

    Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

    “Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.

    “Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…

    “Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…

    “Ручеёк”

    Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды вынимают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.

    1 коробка: ромашка, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.

    2 коробка: букашка, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.

    “Продолжи пару”

    Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:

    “Слова – мячики”

    Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

    Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

    “Слово – сказка”

    Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

    Ц – царевна
    В – весна
    Е – ель
    Т – тепло
    О – ожерелье
    К – красавица.

    3. Игры с предложениями

    Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

    “Общее предложение”

    Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

    Например: “В красивом лесу…”
    “На школьном празднике…”
    “Морозным зимним…”

    “Телеграмма”

    Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

    Например, Сумка .

    Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

    “Узнай меня”

    Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

    Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

    “Что такое хорошо и что такое плохо”

    Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

    Например: Стакан.

    Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

    Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

    “Продолжи пословицу”

    Учитель читает начало пословицы, ученики подбирают продолжение.

    Например:

    Век живи…
    Не в свои сани…
    В гостях хорошо…
    Без труда…

    “Аукцион народных мудростей”

    Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет.

    “Шкатулка сказок”

    В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

    Сказки “наизнанку”

    Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.

    Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а Коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.

    “Салат из сказок”

    Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

    Например:

    Карлсон и Мальвина.
    Незнайка и Чебурашка.
    Кот в сапогах и Серый волк.

    “Если вдруг…”

    Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

    Примеры ситуаций:

    Если вдруг на Земле исчезнут.

    – все пуговицы.

    – все учебники и т. д.

    Что тогда произойдет?

    Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

    “Что было бы, если…”

    Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

    Что было бы, если:

    – дельфины могли разговаривать?
    – солнце стало синим?
    – у мальчишек не было карманов?
    – исчезли все кнопки?
    – люди перестали разговаривать?
    – не было ручек и карандашей?
    – дневник умел разговаривать?
    – сбежали все учебники?
    – каникулы длились 9 месяцев в году?
    – футбольный мяч научился говорить?
    – боксерские перчатки сделали из шоколада?

    “Если бы, да кабы…”

    Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.

    Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…

    Например:

    – Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.

    – Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”.

    Продолжите:

    – Если бы я был(а) Улицей, то я…

    – Если бы я был(а) Волшебником, то…

    Другая тематика:

    – Я хотел(а) бы узнать…

    – Я радуюсь, когда…

    – Я грущу, когда…

    – Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…

    – Я думаю, что мое имя означает

    Список литературы

    1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
    2. Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
    3. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
    4. Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.