Презентация "Биография Николай Алексеевич Некрасов" по литературе – проект, доклад. Презентация "Биография Николай Алексеевич Некрасов" по литературе – проект, доклад Поэт Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов

Биография

Выполнила: Гессель Т.И.

Слайд 2

Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847г.)

Усадьба в Грешнёве

Ярославль. Общий вид и река Волга.

Карабиха

Слайд 4

Детство. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

Слайд 5

Грешнёво.

Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.

Дом-музей в Карабихе

Дом-усадьба в Грешнёво

Слайд 8

Слайд 9

Дружба с крестьянскими детьми. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Слайд 12

Слайд 13

Ярославско-Костромская дорога.. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды - Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"- а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

Слайд 15

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе…

Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:

Слайд 16

Река Волга в жизни поэта. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

Слайд 19

Слайд 20

Взаимоотношения в семье. Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный, Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом.

Слайд 22

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме запечатлела ты.

Слайд 24

Любовь к матери описана во многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

Слайд 25

Ярославская гимназия. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.

Слайд 26

«Петербургские мытарства». В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием». В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы.. Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.

Слайд 27

Встреча с В.Г.Белинским.

В.Г.Белинский И.И.Панаев

Редакция журнала «Современник»

Слайд 2

Николай Алексеевич Некрасов

Поэт, прозаик, критик, издатель

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове Подольской области. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) – поручик егерского полка; мать – Елена Андреевна (ум. 1841), урождённая Закревская.

Детство Некрасов провёл в селе Грешнево Подольской области, в родовом имении отца, куда семья переезжает в 1824г. (с выходом отца в отставку).

Слайд 3

  • 1832-37 – учёба в Ярославской гимназии.
  • Музей-квартира в Петербурге
  • 1838 – отъезд в Петербург
  • Слайд 4

    1839-40 – посещение занятий в университете в качестве вольнослушателя

    В Петербург Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них публикуются в «Сыне отечества».

    Слайд 5

    Первый сборник «Мечты и звуки»

    1840 – первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское благословение» имеют успех на сцене.

    Слайд 6

    Критические статьи и рецензии

    1841 – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические статьи и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина, «Драматические сочинения» Н.Полевого).

    Слайд 7

    Издательская деятельность

    1843 – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846), которые становятся литературным манифестом натуральной школы. В сборниках принимают участие В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль, И.И.Панаев и др.

    Слайд 8

    "Современник"

    1847-66 – Некрасов вместе с И.И.Панаевым издаёт и редактирует «Современник», журнал, основанный А.С.Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П.А.Плетнёва.

    В 1863г., уже после ареста Чернышевского (1862), Некрасов на станицах «Современника» публикует его роман «Что делать?». В июне 1866г. «Современник» запрещается навсегда.

    Слайд 9

    «Стихотворения Н.Некрасова»

    1856 – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».

    Слайд 10

    «Кому на Руси жить хорошо»

    1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок».

    По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский.

    В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.

    Слайд 11

    1875 – болезнь Некрасова

  • Слайд 12

    Завершение творческого пути

    27 декабря 1877 (8 января 1878) (Петербург) – Николай Алексеевич Некрасов умер. На похоронах Ф.М.Достоевский произнёс знаменательную речь, в которой он творчество Некрасова оценил наравне с творчеством А.С.Пушкина.

    Слайд 13

    Усадьба Некрасова

    Университете имени Н.А.Некрасова

    Слайд 14

    Памятник Некрасову

  • Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Стихотворение Н.А. Некрасова «Горящие письма»

  • Слайд 18

    «Горящие письма»

    Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала?

    Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала... Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала!

    Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!..

    Безумный шаг!.. быть может, роковой... ........................................................

    Слайд 19

    Стихотворение «Горящие письма» входят в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.

    В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно... решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.

  • Слайд 20

    Домашнее задание

    1. Анализ стихотворения «Горящие письма»
    2. Выучить стихотворение наизусть
  • Посмотреть все слайды

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:

    Николай Алексеевич Некрасов

    Поэт, прозаик, критик, издатель

    Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове Подольской области. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) – поручик егерского полка; мать – Елена Андреевна (ум. 1841), урождённая Закревская.

    Детство Некрасов провёл в селе Грешнево Подольской области, в родовом имении отца, куда семья переезжает в 1824г. (с выходом отца в отставку).

    1832-37 – учёба в Ярославской гимназии.

    Музей-квартира в Петербурге

    1838 – отъезд в Петербург

    1839-40 – посещение занятий в университете в качестве вольнослушателя.

    В Петербург Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них публикуются в «Сыне отечества».

    1840 – первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское благословение» имеют успех на сцене.

    1841 – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические статьи и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина, «Драматические сочинения» Н.Полевого).

    1843 – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846), которые становятся литературным манифестом натуральной школы. В сборниках принимают участие В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль,

    И.И.Панаев и др.

    1847-66 – Некрасов вместе с И.И.Панаевым издаёт и редактирует «Современник», журнал, основанный А.С.Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П.А.Плетнёва.

    В 1863г., уже после ареста Чернышевского (1862), Некрасов на станицах «Современника» публикует его роман «Что делать?». В июне 1866г. «Современник» запрещается навсегда.

    1856 – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».

    1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок».

    По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин,

    А.Н.Островский, Г.И.Успенский.

    В эти годы Некрасов работает

    над поэмой «Кому на Руси

    жить хорошо» (1866-76),

    оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.

    1875 – болезнь Некрасова.

    27 декабря 1877 (8 января 1878) (Петербург) – Николай Алексеевич Некрасов умер. На похоронах Ф.М.Достоевский произнёс знаменательную речь, в которой он творчество Некрасова оценил наравне с творчеством А.С.Пушкина.

    Усадьба Некрасова

    Университете имени Н.А.Некрасова

    Стихотворение

    Н.А. Некрасова «Горящие письма»

    Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала... Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой... ........................................................ Стихотворение «Горящие письма» входят в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.

    • Стихотворение «Горящие письма» входят в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.
    • В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно... решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.
    Домашнее задание Домашнее задание
    • Анализ стихотворения «Горящие письма»
    • Выучить стихотворение наизусть

    Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова Геймур Виктория Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 47» г. Оренбурга

    Слайд 2

    Детство Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.) 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье.

    Слайд 3

    Уголок старого парка в Немирове

    Слайд 4

    Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние).

    Слайд 5

    Усадьба в Грешнёве Карабиха Ярославль. Река Волга. Мать - Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой среды. В целом ряде стихотворений («Последние песни», поэма «Мать», «Рыцарь на час») Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

    Слайд 6

    Грешнёво Поздней осенью 1824 года, когда будущему поэту было всего три года, он вместе с отцом, который к тому времени ушел в отставку майором, и матерью впервые приехал в родовое имение Грешнево (ныне Некрасово). Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. Дом-усадьба в Грешнёво

    Слайд 7

    Река Самарка на окраине Грешнева

    Слайд 8

    Дорога на Ярославль Грешнево расположено неподалёку от Волги. На правой ее стороне видны золотые купола Бабайского монастыря.

    Слайд 9

    Вниз по Волге – крахмально-паточные заводы, затапливаемая в весеннее половодье Костромская низина, Кострома, Ипатьевский монастырь – величественный памятник древней архитектуры…

    Слайд 10

    Скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта.

    Слайд 11

    С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи: Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе…

    Слайд 12

    Волге он посвятил свои лучшие строки. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

    Слайд 13

    Именно из Грешнёва Некрасовпоэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.

    Слайд 14

    Дружба с крестьянскими детьми При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.

    Слайд 15

    Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми оказал влияние на его творчество.

    Слайд 16

    Народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства Барский дом стоял у Ярославо-Костромской дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды - Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.

    Слайд 17

    Река Волга – река страданий Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы. О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

    Слайд 18

    Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

    Слайд 19

    Взаимоотношения в семье Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный, Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом. Е. А. Некрасова

    Слайд 20

    Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме запечатлела ты.

    Слайд 21

    Любовь к матери описана во многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям. Орина, мать солдатская. Иллюстрация к поэме Н. Некрасова. 1970

    Слайд 22

    Ярославская гимназия Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.

    Слайд 23

    «Петербургские мытарства» В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».

    Слайд 24

    В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. «Ровно три года, - вспоминал позже Некрасов, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».

    Слайд 25

    Работа в «Современнике» В.Г.Белински й И.И.Панаев Редакция журнала

    Слайд 26

    А с 1847 г. В руки Н.А.Некрасова и И.И.Панаева переходит журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. В «Современнике» расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов. Писатели - сотрудники журнала. "Современник".

    Слайд 27

    Встреча с Белинским В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским, страстно увлечённым передовыми французскими идеями, клеймящим существующее в России общественное неравенство. Он говорил: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? Горе, тяжёлое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника». Эти идеи нашли живой отклик в душе Некрасова: горькую долю бедняка он испытал на собственном опыте.

    Слайд 28

    Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. Так в середине 40-х годов поэт собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга»(1845) и «Петербургский сборник»(1846). Некрасов в кругу сотрудников «Современника»...

    Слайд 29

    Авдотья Яковлевна Панаев В 1843 году Некрасов познакомился с А.Я. Панаевой. Женщина замечательной красоты и обаяния, умная и интересная собеседница, гостеприимная хозяйка. В течение 18 лет её жизнь была связана с Некрасовым. Они вместе делили радости и невзгоды, успехи и неудачи. Это был трудный и всё же прекрасный союз. О своём отношении к Авдотье Яковлевне поэт поведал в целом ряде стихотворений, условно объединённых в так называемый «панаевский цикл» (1847-1866гг).

    Слайд 30

    поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

    Слайд 31

    Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога". Клейтминхель – управляющий строительными

    Слайд 32

    Иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

    Слайд 33

    В период общественного подъема 1850 - 60-х и крестьянской реформы поэт пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

    Слайд 34

    В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. Дом-музей в Карабихе

    Слайд 35

    Зинаида Николаевна Некрасова Настоящее имя жены Некрасова было Фёкла Анисимовна Викторова (1851 – 1915). Зина была «голубоглазая блондинка с очаровательным цветом лица, красиво очерченным ртом и жемчужными зубами. Она была стройно сложена, ловка, находчива, хорошо стреляла и ездила верхом…» С Зиной Некрасов состоял в гражданском браке с начала 1870-х гг. и обвенчался за несколько месяцев до смерти. Поэт был вполне счастлив с ней. Она была человеком предельно бескорыстным, любила мужа преданно и искренне. С особой силой это проявилось во время предсмертной болезни Некрасова.

    Слайд 36

    После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76).

    Слайд 37

    Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова "Русские женщины". Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка» Также пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

    Слайд 38

    Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 цикл стихов "Последние песни".

    Слайд 39

    В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

    Слайд 40

    Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: не бойся горького забвенья: Уж я держу в руке моей Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой…

    Слайд 41

    Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

    Слайд 42

    Государственный литературномемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова Музей находится в 15 км от Ярославля по старому Московскому шоссе. Заповедник расположен на территории "Карабиха" старинной русской усадьбы, в комплекс Усадьба Н.А. Некрасова в Карабихе которой входят жилые и хозяйственные постройки, регулярный и пейзажный парки. Музей находится в 15 км от Ярославля по старому Московскому шоссе. Заповедник расположен на территории старинной русской усадьбы, в комплекс которой входят жилые и хозяйственные постройки, регулярный и пейзажный парки. Первыми владельцами усадьбы были князья Голицины. В начале 1860-х годов усадьбу покупает Николай Алексеевич Некрасов. Он провел здесь десять летних сезонов (1861-1875), написал поэмы "Русские женщины", "Современники", стихотворения "Орина, мать солдатская", "Каллистрат" и другие, работал над "Кому на Руси жить хорошо".

    Слайд 43

    Музей-квартира Н. А. Некрасова Санкт-Петербург. Дом на Литейном Современный Санкт-Петербург. Среди полутора десятков отличных литературных музеев Петербурга мемориальная квартира Н. А. Некрасова на Литейном проспекте в доме № 36 выделяется своей «сохранностью». Как писал современник, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики». В этом доме Некрасов прожил двадцать лет, здесь он и умер 27 декабря 1877 года на руках у жены Зинаиды Николаевны и сестры Анны Алексеевны Буткевич. Все это время в квартире, арендованной поэтом, размещалась редакция возглавляемых им журналов «Современник» и «Отечественные записки». Здесь неоднократно бывали Тургенев и Толстой, Островский и Гончаров, Белинский и Салтыков-Щедрин, Чернышевский и Добролюбов, Писемский и Успенский, Достоевский и Шевченко, Маковский и Горбунов, Щепкин и Садовский...

    Слайд 46

    «Я лиру посвятил народу

    Слайд 47

    Использованные источники              http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1842/bio http://www.rulex.ru/01140068.htm http://pointart.ru/index.php? p=gallerypic&img_id=940&galid=193&area=1&ascdesc=desc http://www.ozon.ru/context/detail/id/3255609/ http://www.museum.murom.ru/wwwmus/afisha/Mkrai/glava_5/par_42 /petryshka.htm http://www.nekrasow.org.ru/lib/sa/author/100004 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BD %D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE %D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE %D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&img_url=s 006.radikal.ru %2Fi213%2F1008%2F62%2F67a162439908.jpg&rpt=simage&p=28 2 http://infa.ws/jivopis/painter/187/index.php http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198&cr=4&p=1 http://www.hclokomotiv.ru/tickets/yaroslavl/

    Слайд 1

    (1821-1878)
    Жизнь и творчество Н. А. Некрасова
    Что бы ни случилось с нашей литературой, как бы пышно она ни развивалась, Некрасов всегда будет принадлежать к числу тех, которые составляют её гордость, её славу, её украшение. Н.Г.Чернышевский.

    Слайд 2

    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии), в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
    Детство.

    Слайд 3

    Грешнево
    Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
    Музыкантская в Грешнево

    Слайд 4

    При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.
    Дружба с крестьянскими детьми.

    Слайд 5

    Речка Самарка около Грешнева.
    Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

    Слайд 6

    Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды - Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"- а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
    Ярославско-Костромская дорога..

    Слайд 7

    Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
    Река Волга в жизни поэта.

    Слайд 8

    О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

    Слайд 9

    Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме запечатлела ты.
    Взаимоотношения в семье.

    Слайд 10

    На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом.
    Памятник Елене Андреевне Некрасовой.

    Слайд 11

    Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии».
    Ярославская гимназия.

    Слайд 12

    В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы
    «Петербургские мытарства».

    Слайд 13

    Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».
    «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, - говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. - Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

    Слайд 14

    По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. «Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи», - добавил он. Но изменить что-либо было уже поздно. Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела.
    Позднее Некрасов вспоминал: «...Прихожу в магазин через неделю - ни одного экземпляра не продано, через другую - то же, через два месяца - то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах». И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно - нужно работать, работать не покладая рук «Господи! сколько я работал! Уму не постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург».

    Слайд 15

    Встреча с Белинским.
    В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе.
    В.Г.Белинский

    Слайд 16

    Работа в «Современнике»
    В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник ». В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров - роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

    Слайд 17

    И.И.Панаев
    Редакция журнала «Современник»

    Слайд 18

    26 мая 1848 года Белинский скончался. Это была громадная! потеря для всей русской литературы. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все-таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» произведения таких известных русских писателей, как И, С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, Д. В. Григорович, В. И. Даль, таких поэтов, как Н. П. Огарев, Я. П. Полонский.

    Слайд 19

    Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848-1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику». Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман - «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.

    Слайд 20

    1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок».
    По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский.
    В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.

    Слайд 21

    Расцвет творчества Некрасова
    Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта.

    Слайд 22

    В начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года, открывался стихотворением «Поэт и гражданин», которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание.

    Слайд 23

    РАСКОЛ В «СОВРЕМЕННИКЕ». ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА в 1860-е годы
    Тургенев, Григорович, Л. Н. Толстой настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышвского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции. Некрасов оказался в затруднительном положении. С одной стороны, он очень дорожил участием в «Современнике» Тургенева и Толстого, тем более что с первым его связывала давнишняя дружба, а с другой поэт отчетливо сознавал, что именно Чернышевский и Добролюбов придали его журналу направление. Которое было ему близко.

    Слайд 24

    Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни - поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

    Слайд 25

    ПОЭЗИЯ НЕКРАСОВА В 1870-е годы. “ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ”
    В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. Уже будучи тяжело больным, Некрасов создал поэму “Современники” (1875). Продолжал он работать и над поэмой “Кому на Руси жить хорошо». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти.

    Слайд 26

    Только в конце 1876 года врачи определили болезнь - рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна.

    Слайд 27

    Когда в печати появились первые стихи из цикла “Последние песни”, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.