Объединение и освобождение руси. Тянулся сюда и простой люд: и рабочие руки требовались, и спокойнее было под прикрытием кремлевских стен. Иван Калита и с Золотой Ордой дого

Здравствуйте!

Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад. Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь!

И мысленно пожелайте

друг другу успехов. Тихо присаживаемся.

Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.

С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?

Почему распалась Киевская Русь?

Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока?

Почему потерпели поражение русские дружины?

Что такое монголо-татарское иго?

Чем платили дань русские города и деревни?

Почему монголо-татарам не удалось разгромить Великий Новгород?

Какие захватчики напали на Русь в XIII веке с запада?

Чем прославился князь Александр Невский?

Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке?

Молодцы! Вижу, что вы хорошо разбираетесь в теме (не очень хорошо, надо немного постараться).

Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, но куда мы отправимся, узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд.

Вопросы:

1. Племя славян, главным городом которых был Новгород.

2. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки.

3. Сборщик дани во времена монголо-татарского ига.

4. Князь, который перенес в Киев столицу Древней Руси.

5. Этот князь в XIII веке победил шведов.

6. Создатель Русской Правды.

7. Рубаха, защищающая грудь воина.

8. Первая столица нашего государства.

9. Народное собрание, на котором в Древней Руси принимали важные для племени решения.

Какое же слово получилось в выделенных клетках по вертикали?

Правильно!

Сегодня мы отправимся с вами в Московское государство и узнаем, как оно образовалось.

Незначительному в середине XIII века удельному Московскому княжеству суждено было возглавить борьбу русских земель против Золотой Орды, а затем и против поползновений на правлениев Восточной Европе Литвы, преодолеть феодальную раздробленность Руси и стать преобладающей политической силой.

Как же можно было дать отпор общему врагу? Как можно было вернуть независимость нашего государства?

Что же нам надо знать, чтобы понять, почему так произошло, на какие вопросы найти ответы?

Какое же княжество стало центром нового государства?

Когда и кем была основана Москва?

Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов?

Кто правил в Москве?

Летопись рассказывает нам, что князь Юрий Долгорукий часто ездил охотиться в сосновые леса на Москву-реку. (карта) Приглянулись князю эти места, особенно семь высоких холмов над рекой. Здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, который назвали по имени реки – Москов.

Летопись упоминает, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника: «Приди ко мне, брате, во град Москов». Именно этот год и считается датой основания Москвы.

Посмотрите – как удачно расположился этот городок. Он стоял на высоком обрывистом холме над рекой Москвой. Её верхние притоки близко подходят к притокам Волги, где легко устроить волоки (перевал в верховьях рек различных бассейнов) судов из реки в реку.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 году они были сожжены войсками хана Батыя, который вторгся на Русь.

Прошли годы… В Московском княжестве правил внук Александр Невского – Иван Калита («Калита» – денежный мешок).

Такое прозвище князю Ивану Даниловичу дали не напрасно. Деньги он тратил на покупку земель в других княжествах. Где деньгами, где хитростью, а при случае и силой он собрал значительные территории вокруг Москвы.

Почему у московского князя Ивана было прозвище Калита?

Как вы думаете, почему при Иване Калите много людей переселяется в Москву?

Хорошо.

По мере того как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во время Ивана Калиты русские уже сами собирали дань со своих земель и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Долго кормила Русь вражескую орду. Но гордомуправителю орды Мамаю показалось этого мало. «Разорю я светлую Русь, – сказал он, – чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина».

Когда князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение: «Мамай со всем царством идет против меня и тебя», – Дмитрий не устрашился. Он поехал по всему княжеству, собирая рати к Москве. Все понимали, что дальше терпеть и ждать еще более страшного разорения нельзя.

Войско князей состояло не только из дружинников, но и из простых людей – крестьян и ремесленников. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. Всего под знаменами Дмитрия собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. И снова это была соборная рать. На битву с врагом поднялась вся Русь, чтобы действовать сообща.

Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона.

В это время к Дмитрию явился посол от Мамая и потребовал дань. Дмитрий ответил, не желая приближать кровопролития, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Этого ни посол, ни Мамай не могли вынести. Спор должен был решиться в бою. И русское воинство двинулось из Москвы в сторону Дона, где уже три недели стоял Мамай.

Князь Дмитрий решил, что лучшее место для сражения – Куликовское поле. Оно всё изрезано руслами речушек. Вот почему здесь ордынская конница не смогла бы развернуться и ударить со всей своей силой.

Было начало сентября 1380 года. Реки вздулись от дождей. Князь построил войско на обширном поле на берегу степной речки Непрядвы. Все были при оружии, ветер колыхал княжеские стяги – знамена. Дмитрий снял с себя княжескую одежду, остался в простых доспехах. Он приказал отнести свое княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру – с вами, спасусь – с вами!»

Пали русские воины за святую Русь. Но хоть с игом не было покончено, и оно продлилось ещё 100 лет, это сражение было началом разгрома монголо-татар. Этим и славятся в веках Куликовская битва. За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. Около Москвы-реки в маленькой церквушке, поставлены памятники тем, кто сражался за русскую землю, на которых всегда горят свечи и лежат цветы.

Ребята, если вы меня сейчас слушали внимательно, то вам не составит труда ответить на вопросы.

Почему князь Дмитрий выбрал для боя Куликово поле?

Чего ждал Мамай от Дмитрия, направляя к нему послов? Какой ответ получил он от Дмитрия?

Как вы думаете, почему князь Дмитрий в бою снял княжеские одежды и не держал княжеское знамя при себе во время боя, как делали это всегда полководцы?

Почему все русские люди чтят Куликово поле? За что эту битву называют великой?

Правильно. Молодцы!

А что же было с Московским государством после Куликовской битвы?

Откроем свои учебники на странице 62 и узнаем об этом.

Прочитайте текст.

Как выглядел государственный герб?

Как назывался новый свод законов?

Какой город стал столицей Московского государства?

Какие земли не вошли в Московскую Русь?

Вспомним названия нашего государства, его столицы и основателей.

Скажите первое название Руси?

Кто был основателем первой династии правителей Руси?

    Древняя Русь – Великий Новгород – князь Рюрик.

Скажите следующее название Руси?

Кто был её основателем?

    Киевская Русь – Киев – князь Олег

С каким названием государства мы познакомились сегодня?

Кто был её основателем?

    Московское государство – Москва – государь «всея Руси» Иван III.

Итак, наше путешествие подходит к концу.

Что же мы узнали нового?

Кто правил Московским княжеством в XIV веке?

В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва?

При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига?

Сегодня мы узнали, как объединяли и освобождали Русь.

Мы узнали значение Куликовской битвы и создания Московского государства.

Молодцы!

Сегодня была сложная тема, но вы с ней справились.

Всем спасибо!

Урок окончен.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
УМК «ГАРМОНИЯ» 4 КЛАСС ТЕМА: КАК ОБЪЕДИНЯЛИ И ОСВОБОЖДАЛИ РУСЬ Подготовила учитель начальных классов Акбашева Юлия Рафилевна Пермский край, МБОУ «Бардымская СОШ №2» ПОВТОРЕНИЕ С каким сильным врагом пришлось воевать русским в течении 150 лет?Почему распалась Киевская Русь? В каком веке это произошло?Какие завоеватели пришли на Русь с востока?Почему потерпели поражение русские дружины?Чем платили дань русские города и деревни?Почему не удалось монголо-татарам завоевать Новгород?Какие завоеватели напали на Русь с запада?Кто возглавлял русские дружины?Что было основной причиной тяжёлых бедствий на Руси в Х/// веке? Как же можно было дать отпор общему врагу?Как можно было вернуть независимость нашего государства? УЗНАЕМ… Какое княжество стало центром нового государства?Почему?Кто правил? ПЛАН: Когда и кем была основана Москва? Как образовалось новое Московское государство?Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов?Кто правил в Москве? Москва была основана в 1147 году князем Юрием Долгоруким (сын Владимира Мономаха. Город Москва был очень маленьким городом. Но прошли годы…В Московском княжестве правил внук Александра Невского – Иван Калита («Калита» - денежный мешок). При нём Москва начала расти, сюда тянулись люди, он всех принимал и наделял землёй.Иван Калита смог договориться с Золотой Ордой. Прекратились набеги монголов, даже дань он собирал сам и часть отвозил в Орду, а другую часть использовал для укрепления и усиления Москвы. Дело Ивана Калиты продолжили его наследники…Москва быстро богатела, разрасталась, расширяла своё влияние на соседние княжества, поддерживала торговые связи с другими городами.Во время правления князя Дмитрия (внука Ивана Калиты), Москва так окрепла, что посмела уменьшить дань Орде.Пир князе Дмитрии Москву украсил белокаменный Кремль. Долго кормила Русь Орду, но этого им было мало. В то время Одой правил Мамай. Он решил разорить и подчинить Орде всю Русь. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОД Князь Дмитрий собрал огромное войско, к нему присоединились дружины других городов. Под командованием Дмитрия войско выступило навстречу Мамаю. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОД С.86 Победа русских войск была началом разгрома монголо-татар. Этим и прославилась Куликовская битва и князь Дмитрий Донской (река Дон) Через 100 лет Москва сплотила вокруг себя большую часть русских земель. Правнук Дмитрия Донского московский князь Иван/// отказался платить дань Орде и Русь окончательно освободилась от ига. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО Новое Московское государствоСтолица МоскваКнязь Иван/// - государь вся Руси.Новый свод законов – СудебникНовый герб государственный Герб столицы Белокаменные стены Кремля были заменены красными кирпичами. Были возведены Успенский и Благовещенские соборы.

Как объединяли и освобождали РусьПодготовила
учитель начальных классов
Фияшкина М.А.
МОУ ПСОШ
г. Первомайск

Летопись рассказывает нам, что
князь Юрий Долгорукий часто
ездил охотиться в сосновые леса
на Москву-реку. Приглянулись
князю эти места, особенно семь
высоких холмов над рекой.
Здесь, на месте небольшого села,
и решил Юрий основать новый
город, который назвали по имени
реки – Москов.
Летопись упоминает, что в 1147
году князь Юрий Долгорукий
пригласил на пир своего
союзника: «Приди ко мне, брате,
во град Москов». Именно этот
год и считается датой основания
Москвы.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 го

Родословное древо московских князей

Прошли годы… В Московском
княжестве правил внук Александр
Невского – Иван Калита («Калита» –
денежный мешок).
При Иване Калите Москва разрослась,
вокруг Кремля новые дубовые стены
появились. Из белого камня церковь
Успения Богородицы была построена.
Переселялись в Москву бояре из
других городов. Иван Данилович всех
принимал, наделял землями.

Тянулся сюда и простой люд: и рабочие руки требовались, и спокойнее было под прикрытием кремлевских стен. Иван Калита и с Золотой Ордой дого

В ту пору на том месте, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра, жил
основатель монастыря – почитаемый Сергий из Радонежа. Он своими
руками строил кельи для монахов, носил дрова, тачал сапоги, шил одежду,
мирил враждовавших князей Он был славен по всей Руси, и особенно
среди бедных людей. Мудрые слова старца воспринимались как
пророчества. И вот Дмитрий Иванович поехал к нему посоветоваться, как
быть. И Сергий Радонежский предсказал Дмитрию победу над несметным
ордынским войском,
благословил его на
победу и отправил с
ним двух своих иноков
-монахов - Александра
Пересвета и Андрея
Ослябю, начертил на их
шлемах крест и
сказал, что они
одолеют врагов. Это
были мастера
рукопашного

Урок окружающего мира по теме: «Как объединяли и освобождали Русь»
4 класс, УМК «Школа России»
Цели:
Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
Задачи:
Показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства
Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.
Развивать воображение, наглядно – образное мышление, умения устанавливать причинно – следственные связи, умения пользоваться схемой и исторической картой.
Воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству, прививать интерес к истории.
Этап урока Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование универсальных учебных действий
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, настрой на урок. Словесный метод, слово учителя. Фронтальная работа. Создает мотивацию учебной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. РУУД – организация рабочего места.
ЛУУД – самоопределение.
II.
Актуализация знаний (тестирование).
Какой город был первой столицей Древней Руси?
1) Киев
2) Новгород
3) Москва
В каком году на Руси было принято христианство?
1) 1054
2) 988
3) 964
Кого из князей называли «вещий»?
1) Игорь
2) Святослав
3) Олег
Куда была перенесена столица древнерусского государства при князе Олеге?
1) Новгород
2) Москва
3) Киев
Кого из князей прозвали «мудрый»?
1) Святослав
2) Ярослав
3) Владимир
Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.
1) Ярослав Мудрый
2) Ольга
3) Олег
4) Владимир Красное Солнышко
5) Игорь
6) Святослав
7) Рюрик8) Владимир Мономах
Золотая Орда – это государство…
1) кочевников – половцев
2) монголо – татар3) немецких рыцарей Наглядный метод, работа по карточкам. Самостоятельная работа учащихся.
Взаимопроверка работ, оценивание работ учащимися. Организует проверку.
Организует взаимопроверку, осуществляет контроль. Выполняют задания – тест.
Выполняют взаимопроверку, оценивают работы. ПУУД – умение ориентироваться в тестах, работа с информацией.
КУУД – умение сотрудничать в парах.
РУУД – осуществление контроля своей работы, взаимопроверка, корректировка в выполнении заданий, оценивание работ.
ЛУУД – сопоставление собственной оценки своей деятельности с оценкой товарища, адекватное восприятие оценки.
III.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?
- Почему распалась Киевская Русь?
- Какие завоеватели пришли в 13 веке на Русь с востока?
- Почему потерпели поражение русские дружины?
- Что такое монголо – татарское иго?
- Чем платили дань русские города и деревни?
- Какие захватчики напали на Русь в 13 веке с запада?
- Чем прославился князь Александр Невский?
Словесный метод, беседа. Фронтальная работа. Предлагает вопросы для проверки готовности учащихся к уроку. Отвечают на вопросы учителя. ПУУД – выполнение логических операций, работа с информацией.

ЛУУД – самоопределение.
IV.
Сообщение темы и целей урока.
- Почему историки называют Русь в 13 веке лоскутной? (Она была раздроблена, уже не была единым государством.)
- Как же можно было дать отпор врагам?
- Как можно было вернуть независимость нашего государства? (Необходимо было объединить народы ради общего блага.)
- Какое же княжество стало центром нового государства и кто в нем правил, об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Словесный метод, беседа, создание проблемной ситуации,
проблемный вопрос. Фронтальная работа. Предлагает ответить на вопросы, побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи.
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. ПУУД – выполнение логических операций, работа с информацией.
КУУД – умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.
ЛУУД – самоопределение.
РУУД – умение определить цель учебной деятельности под руководством учителя, наметить план работы.
V.
Проблемное изложение нового знания
1) Как Русь объединилась вокруг Москвы (презентация учащихся).
2) Правление Ивана Калиты в Московском княжестве (презентация учащихся).
3) Куликовская битва
- Московское княжество росло, богатело и становилось могущественным.
- Долго кормила Русь вражескую Орду и князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды.
- Но правителю Орды Мамаю казалось этого мало: «Разорю я светлую Русь, чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина.» - Князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение, что «Мамай со всем царством идет против меня и тебя».
- Дмитрий не устрашился и поехал по всему княжеству собирать рать к Москве.
- Монах Сергий Радонежский предсказал Дмитрию победу над ордынским войском и благословил на победу и отправил с ним двух своих иноков – монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, начертал на их шлемах крест и сказал, что они одолеют врагов. Это были не простые монахи, а могучие богатыри, великие мастера рукопашного боя.
- Войско князя состояло не только из дружинников, но и из простых людей. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. На битву с врагом поднялась вся Русь.
- Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона и отправил к Дмитрию посла, который потребовал дань. Дмитрий ответил, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Мамай не согласился. Спор должен был решиться в бою. И русское войско двинулось из Москвы в сторону Дона, где стоял Мамай.
- Перейдя Дон, русские разобрали все мосты, чтобы каждый воин знал, что отступать некуда – позади Русь!
- Дмитрий решил, что Куликово поле – лучшее место для сражения (ордынская конница не сможет здесь развернуться и ударить всей своей силой: мешают реки, леса и болота) и не стал вводить в бой сразу все полки. Дмитрий оставил в засаде за дубравой 2 полка князей Владимира и Борока.
- Было начало сентября 1380г. Князь построил войско на берегу степной речки Непрядвы, сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру - с вами, спасусь – с вами!»
- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга
- За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. 7 дней хоронили убитых на Куликовом поле. Пересвета и Ослябю похоронили с почетом на берегу Москвы – реки около церкви Пресвятой Богородицы.
- Пали русские воины за святую Русь. Это было начало разгрома монголо – татар.
4) Чтение статьи «Когда Русь освободилась от ига» в учебнике (стр.62)
5) Работа с картой (стр.63)
- Какой город стал столицей Московского государства?
- Какие земли присоединились?
- Какие земли не вошли в Московскую Русь?
- Сравнение карт (стр.52 и стр.63)
Интерактивный метод, использование ИКТ.
Объяснительно – иллюстративный метод, презентация учащихся и учителя, работа с книгой, работа с картами. Фронтальная работа. Акцентирует внимание учащихся на просмотр презентаций учащихся и учителя. Выделяют существенную информацию из презентаций учащихся и учителя. ПУУД – умение ориентироваться в тексте презентаций, осуществлять поиск необходимой информации, понимать представленнуюинформацию.
КУУД – умении читать и понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
РУУД – умение следовать режиму учебной деятельности.
ЛУУД – умение понимать необходимость изучения предмета, проявлять уважение к своей Родине.
VI.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Кто правил Московским княжеством в 14 веке?
- В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва?
- При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига?
Летописцы в толстых книгах
Записали в этот год:
«Нет над нами больше ига,
Сбросил иго наш народ!»
Славно поле Куликово,
Наше войско вышло к Дону.
Много войн и много бед,
Много радостных побед!
Словесный метод, беседа, слово учителя. Фронтальная работа. Предлагает ответить на вопросы, контролирует правильность ответов.
Предлагает подвести итог урока, оценить свою деятельность на уроке.
Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока, проводят рефлексию своей работы. КУУД – умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать собеседника.
РУУД – умение оценить свою работу на уроке, подвести итог урока.
ЛУУД – умение признавать собственные ошибки.
VII. Домашнее задание.
Стр.58 – 63, ответить на вопросы «Проверь себя».
Словесный метод, слово учителя. Фронтальная работа. Дает комментарий к домашнему заданию. Слушают учителя.

Цель : Объяснить учащимся, как и в каких условиях начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов выдающихся личностей этого периода.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка задач урока.

1 слайд.

Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени Российской истории» миновав пороги, после скалы «Батыева нашествия»выходит на широкую воду нового участка течения реки – мы в начале времени Московского государства.

II. Повторение.

Но для начала, давайте вспомним о чём мы с вами говорили когда изучали период «Древней Руси»(основные даты этого участка реки времени)

882 – Князь Олег объединил славянские племена. Столицей избрал город Киев.

988 - Князь Владимир повелел всем жителям Руси принять христианство.

1242 - Ледовое побоище. Князь Александр Невский.

1237 - Войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана, ханом Батыем подошли к границам русских земель.

Почему Русь не смогла отразить нашествие армий Батыя? (Русские земли после распада Древнерусского государства ослабляли друг друга междоусобными войнами. Противостоять сильнейшей армии мира они не могли)

III. Новая тема.

2 слайд.

Мы с вами повторили основные даты периода «Древней Руси».

Тема нашего урока : «От Древней Руси к единой России»

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке с таким названием (Что значит древний, единый)

Русь находилась под властью Орды. Для освобождения от ордынского ига нужно было объединить все русские земли. Во главе объединения встали московские князья. Силой хитростью, иногда и жестокостью они подчиняли себе другие княжества.

3 слайд.

Возглавил московских князей, князь Дмитрий Иванович (ссылка - звуковая запись)

4 слайд

В это время недалеко от Москвы, среди лесов, появился Троицкий монастырь.

Его основал Сергий Радонежский. Со всех сторон к нему шли люди за советом. Он призывал забыть ссоры и обиды.

5 слайд.

Как гласит, легенда к нему пришел и князь Дмитрий Иванович. Он решил поднять Русь против Орды. Сергий Радонежский благословил его на этот подвиг.

6 слайд.

Он отправил с ним двух монахов Пересвета и Ослябю в помощь.

7 слайд

Итак в 1380 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войско.

Это утро на Куликовом поле перед битвой. Обратите внимание во что одеты русичи? Князь Дмитрий Иванович сам возглавляет свою армию. Что у них в руках? (Иконы, оружие)

По обычаям того времени из рядов ордынцев выехал богатырь – великан, он вызывал на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в монашеских одеждах. Это русский богатырь Пересвет.

Давайте посмотрим как же всё происходило.

Послушайте отрывок из летописи...

Да много полегло народу русского в этой битве. Князь Дмитрий тоже был тяжело ранен.

Из-за Дона возвращалось единое войско земли Русской.

8 слайд

После этой битвы его стали называть Донским. Почему?

(Так как сражение происходило возле реки Дон)

Значит Дмитрий Иванович освободил Русь от Орды?

9 слайд.

Нет. Потребовалось ещё сто лет прежде чем правнук Дмитрия Донского – Ива III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Он рвёт ханскую грамоту и с этого времени сам принимает решения. Во все концы страны расходились указы Великого государя, скреплённые печатью.

10 слайд

Давайте посмотрим, что же было изображено на печати.

11 слайд.

Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.

Давайте посмотрим, как увеличивалась территория Московского государства благодаря присоединению к нему других княжеств.

IV. Закрепление.

12 слайд.

Вопросы для повторения (на листочках напишите только ответы)

Поменяйтесь в парах листочками. Проверьте

V. Итог урока.

Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

13 слайд

Домашнее задание. Индивидуальное задание: найти в дополнительной литературе.