Аттила – краткая биография. Аттила: азиат, который едва не похоронил всю Европу Атилла царь гуннов

Эдвард Хаттон

«Аттила. Предводитель гуннов»

Моей ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ИТАЛИИ, вместе с которой в этот час новой опасности мы вновь сражаемся с варварами

ВСТУПЛЕНИЕ

Есть народ на далеких просторах Скифии,
К востоку от хладных струй Тауриса.
Страшны они, как полярные медведи,
Грязны их тела под одеждой,
Непокорны их души,
И живут они лишь добычей войны.
Глубокие раны наносят врагам
И хранят верность заветам погибших отцов…

Этими словами Клавдий, поэт времен краха и падения Римской империи, описал гуннов пятого века, то племя Аттилы, к которому немецкий кайзер воззвал перед лицом всего мира, когда послал войска в Китай на подавление Боксерского восстания.

«Встречая врага, вы уничтожите его, не уступая ни пяди земли, никого не беря в плен. И пусть любой, кто попадет вам в руки, зависит лишь от вашей милости. Так же как тысячу лет назад гунны под предводительством Аттилы обрели славу непобедимых воинов, с которой и сейчас живут в истории, так и имя Германии должно остаться в Китае, чтобы ни один китаец не посмел бросить косой взгляд на немца».

Эти слова никогда не будут забыты, потому что они претворились в жизнь не только по отношению к китайцам, но и ко всей Европе - от бельгийцев и жителей Северной Европы до истерзанного народа Польши.

Это воспоминание о славе гуннов изумило Европу, но стоит нам вспомнить историю Пруссии, и мы расстанемся со своим удивлением, потому как пруссаки и гунны имеют много общего даже в расовом смысле, а Аттила, или Эцел, как называют его немцы, упоминается и в «Песни о Нибелунгах», и в легендах о народе Пруссии.

Мы мало знаем о гуннах пятого столетия: кто они были, откуда на самом деле пришли и куда удалились, но невозможно отрицать или сомневаться в том, что сегодняшние пруссаки являются их подлинными наследниками. И хотя, по всей видимости, мы должны отказаться от старой теории Гиббона, позаимствованной от Де Куиньи, что этот дикий народ идентичен племени хионг-ну, чьи зверства остались в истории Китая, мы, по крайней мере, можем утверждать, что он принадлежит к туранской расе, так же как финны, болгары и мадьяры, вместе с хорватами и турками. Можем ли мы уверенно считать, что и пруссаки принадлежат к этой семье?

Один из видных исследователей продемонстрировал, что население Пруссии по своему этнологическому происхождению относится к финно-славянам. Он убедительно доказывает, и история поддерживает его точку зрения, что Пруссия в этнологическом плане отличается от тех народов, которыми она ныне правит под тем предлогом, что они составляют с ней единую расу. Схожесть языка может замаскировать эту истину, но не в силах изменить ее, потому что различие носит реальный и неопровержимый характер.

Не желая подчиниться финно-славянам, подлинная Германия все же восприняла присущую им злобу и унаследовала жестокие инстинкты чужаков, подавив свой благородный дух этим железным ярмом. В основе ее союза с Пруссией лежало право меча и крови, скрепленное войной и увенчанное стихией грабежа и разрушения. Эти преступления не уступают преступлениям Аттилы, к которому Пруссия взывает как к своему истинному герою, и теперь, так же как и тогда, у нас есть право верить, в божественную Немезиду. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, душу же свою потеряет?

И похоже, что если физически и духовно пруссаки принадлежат к финской расе, то в той же мере они имеют отношение и к туранским племенам, к которым принадлежали и гунны. Этот вывод подтверждается тысячами фактов и событий, которые мы наблюдаем сегодня, как и сотни лет назад.

Во всяком случае, имя Аттилы, которое кайзер Вильгельм II десять лет назад бросил в лицо изумленному миру, было для него столь же свято, как для Франции имена Карла Великого, Жанны д"Арк или Наполеона. И, прославляя гуннов, он унаследовал их образ действий.

И если нас хоть чему-то научили уроки истории, нам остается принять во внимание нижеследующие факты.

Рим постоянно одерживал верх над варварами, но так и не смог полностью сломить их мощь и положить конец нападениям. При встречах с римскими полководцами Аларих неизменно терпел поражения, но наконец овладел Римом. Несмотря на все старания Аэция, Аттила наконец получил возможность угрожать Италии. Велизарий и Нарсис наносили поражения Витиге и Тотиле, и все же эти варвары опустошили полуостров. Несмотря на поражения, атаки постоянно возобновлялись, потому что Рим так и не смог до конца сокрушить мощь варваров. И если мы сегодня не расплатимся с германцами полной мерой, если не сможем довести эту войну до тяжелого, но необходимого конца, то через двадцать или пятьдесят лет они снова нападут на нас и, может, тогда и придет печальный для нас час. Delenda est Carthago.

Может, Риму и было не под силу раз и навсегда положить конец наступлению варваров. Но на нашей стороне время. Если сегодня наше мужество и наша стойкость будут достаточно сильны, если мы обретем несокрушимость кремня, то сможем раз и навсегда избавить Европу от этой варварской опасности, которая, как и всегда, угрожает гибелью и разграблением цивилизации и, взывая к своим богам, не знает ни справедливости, ни жалости.

Рим не смог собраться с силами. Мы сможем. В древние времена варвары смогли сломить первый бастион цивилизации, затем пошли дальше и дальше, пока их не остановил ответный удар. Теперь у них это не получится. Железные дороги и автомобили, телеграф и телефон настолько усилили нашу возможность мобилизации всех сил, что при столкновении варваров с цивилизацией мы первым же ударом заставим их отступить. Если мы обретем волю, то сможем раз и навсегда разрушить мощь варваров, которые пытались уничтожить цивилизацию силами не только Алариха и Аттилы, но и стараниями Фридриха Гогенштауфена и Лютера. И, окончательно сломив их, мы сможем снова установить в Европе Pax Romana, а может - кто знает? - давнее единство христианского мира.

Май, 1915 год

ИМПЕРИЯ И ВАРВАРЫ

В начале пятого века нашей эры Римская империя была средоточием не только цивилизации, но и христианства. Те четыре века, что прошли с рождения Спасителя, фактически привели к созданию Европы - но не той мозаики враждебных друг другу народов, что мы видим сегодня, а цельного образования, хранящего в себе все сокровища мира. Здесь родилось и укрепилось, все, что всегда считалось вечными ценностями, - культура, цивилизация и вера, которая доставляет нам радость, и ради которой мы живем. Здесь утвердились высокие принципы развития нашего искусства, которое при всех переменах продолжает жить. Здесь утвердилось превосходство той идеи, которая вечно будет обновлять наше существование, нашу культуру, наше государственное устройство; в соответствии с ней мы формируем наши оценки, не опасаясь ни революций, ни поражений, ни краха. Мы европейцы, и наши души безоговорочно принадлежат лишь нам; мы единственные в мире, кто развивается, переходя из одного состояния в другое; мы никогда не умираем, поскольку с нами христианство.

Аттила – предводитель гуннов стал настоящим бедствием для Европы, ускорившим процесс падения Римской империи. Современники звали «Бичом Божьим» и «Разрушителем Европы». О его жестокости ходили легенды, которые он всячески поддерживал.

Братоубийца

Практически все, что мы знаем об Аттиле, нам известно из римских и византийских источников. Они были весьма и весьма субъективны в этом вопросе, описывая вождя гуннов как дикого, беспощадного и жестокого варвара, который в своем стремлении к власти не пожалел даже своего родного брата Бледу: «Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил, и его народы вынудил себе повиноваться». Эта точка зрения закрепилась в истории, как и страшная репутация братоубийцы, кем впоследствии и слыл Аттила.

Аттила и Бледа были сыновьями Манчуга или Мундзуга – младшего сына гуннского царя. Про него практически ничего неизвестно, очевидно, он погиб, когда его сыновья были еще детьми. Впоследствии, братья воспитывались в свите его старших братьев Октара и Руа – могучего воина, которому Византия выплачивала ежегодную дань.

К 434 году оба брата погибли, Октар скончался от обжорства, а Руа, очевидно, был сражен во время локальных набегов на Византию. Вождями стали Аттила и Бледа. Как они делили власть до конца не ясно, но видимо Бледа правил на Востоке, а Аттила воевал на западных рубежах.

Тем не менее, они нередко упоминаются как два союзника-соправителя, которые бок о бок разоряли Византию. Вдвоем они принимали и посольство императора Феодосия II, в результате которого Византия была вынуждена выплачивать 700 фунтов золота в год – в два раза больше, чем при их дяде Руа. Кроме того, византийский император не мог впредь заключать союза с варварами без согласия гуннов, что препятствовало знаменитой римской политике «разделяй и властвуй».

В общем, нам неизвестно ни о каких конфликтах между братьями, вплоть до коварного и вероломного убийства Бледа якобы Аттилой, о чем пишет Проспер Аквитанский. Но надо помнить, что последний был римским гражданином, а значит, мог быть пристрастен. Кроме того, уже после Проспера, об убийстве Бледы путем обмана пишет византийский историк Марцеллин Комит, не упоминая при этом Аттилу как виновника преступления.

Из последующих за смертью Бледа событий можно предположить, что сам Аттила в смерти своего брата винил римлян. Если до этого он худо-бедно поддерживал с ними мир, то во время его единоличного правления отношение к ним резко изменилось – словно он стремился стереть с лица земли как Восточную, так и Западную Римскую империи.

Согласно преданию, место, где Аттила похоронил брата, назвали Буда. Впоследствии, там был воздвигнут город, известный нам сегодня как столица Венгрии, Будапешт.

Меч бога Марса

Про Аттилу ходило немало легенд, и одна из них про его легендарный меч, якобы принадлежавший самому богу Марсу. Культ оружия был популярен у кочевников и существовал еще у скифов. Еще греческий историк Геродот рассказывал о священных мечах, перед которыми скифы приносили человеческие жертвы. По преданию, владеющий таким мечом воин завоюет весь мир и обретет бессмертие.

Согласно легенде, этот меч принес Аттиле некий пастух. Историю, цитируя византийского историка Приска Панийского, передает нам историк Иордан в сочинении «О происхождении и деяниях гетов»: «Хотя он (Аттила) по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей.» Историк Приск рассказывает, что меч этот был открыт при таком случае: «Некий пастух заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах».

Итак, римские историки видели причину высокомерия Аттилы в чудесно обреченном мече. Разумеется, до наших дней легендарный меч не дошел. Считается, что он мог быть захоронен вместе с Аттилой, но месторасположение его могилы неизвестно.

Не ясно, откуда сам Приск взял легенду о мече Аттилы. Зато мы знаем, что он встречался с вождем лично, поскольку участвовал в византийском посольстве к гуннам в 448 году. Возможно, автором мифа о мече был сам Аттила. Во многих варварских культурах меч почитался как символ верховной власти, а «чудесно обретенный» клинок и вовсе мог восприниматься как благословение богов. Для правителя орды кочевников обожествление самого себя было весьма важным и выгодным – во-первых, это упрощало процесс управления государством, во-вторых, давало некоторые гарантии безопасности. Кроме того, распространение слухов о собственной непобедимости и неуязвимости оставляло Аттиле, который, как ни странно, предпочитал дипломатию военным действиям, огромное пространство для блефа. По мнению историков, Аттила прекрасно осознавал, что его угрозы куда эффективней действий и фактически играл с империей. Кто знает, возможно легенда о мече Аттиле – всего лишь часть этой игры.

Ослепшие гунны

Помимо мифов о своей персоне, которые вероятно распространял сам Аттила, существовали и те, что родом из христианского мира. «Золотая легенда» - средневековый сборник житий христианских святых, рассказывает об осаде Аттилой города Труа. Якобы, епископ Труа Луп вышел к воротам города и спросил у вождя гуннов, кто напал на Труа. Аттила ответил: «Я, Аттила - Бич Божий». Тогда епископ с плачем произнёс: «Я Луп, который изнуряет стадо Божье и нуждается в бичевании Господа». И приказал Луп открыть ворота перед гуннами, которые чудесным образом, «по воле Бога», лишились зрения и прошли через Труа, не видя жителей и не причинив никому вреда.

Аттила действительно проходил через Труа, отступая от Орлеана. Некоторые источники рассказывают о том, что епископ Луп был взят при этом в заложники, но освобожден во время поражения гуннов на Каталаунских полях.

Отступление перед Папой

Не менее легендарным и до сих пор вызывающим неоднозначные трактовки историков, было решение Аттилы, после ряда побед, покинуть Италию. Он начал свой итальянский поход летом 452 года, со стороны Паннонии, используя равнинный проход в Альпах. С лица земли были стерты крупные города: Аквилея, Алтинум и Конкордия. Разорив провинцию Венецию, он двинулся на запад северной Италии, захватив Медиоланум (Милан), который сделал своей временной резиденцией. Однако его планы на этом не завершались, он собирался двигаться дальше, к Болонье, а потом и в Рим.

Вечный город, очевидно, был серьезно обеспокоен намерениями Аттилы, и, не надеясь на византийскую подмогу, которая во главе с Аэцием, подбиралась к Милану, решила заключить мир с «разрушителем Европы». К Аттиле отправилось посольство во главе с самим папой римским.

И тут произошло нечто странное. После разговора с понтификом Аттила собрал свои войска и покинул Италию, чтобы никогда больше не вернуться. Согласно Просперу Аквитанскому: «Король [гуннов] принял всю делегацию вежливо и был так польщен присутствием высочайшего священнослужителя, что приказал своим людям остановить враждебные действия и, пообещав мир, возвратился за Дунай».

Почему Аттила внезапно отказался от своих тщеславных планов «завоевать весь мир» и прервал на середине свой успешный итальянский поход. Существует множество объяснений этому поступку, начиная от самых невероятных, заканчивая вполне убедительными. Вслед за Проспером, более поздние источники, например сочинение Павла Диакона, рассказывали, будто за спиной у понтифика Аттила увидел самого апостола Павла: «Говорят, что когда после ухода понтифика приближённые спросили Аттилу, почему он вопреки своему обыкновению оказал такое уважение римскому папе, король ответил, что почтил отнюдь не того, кто приходил, но совсем другого мужа, который стоял рядом с тем в одежде священника и обладал более величественной внешностью; обнажив меч, он пригрозил Аттиле смертью, если тот не исполнит всего, о чём просил понтифик».

По другой версии, Аттила, будучи суеверным, испугался судьбы Алариха, который погиб вскоре после разгрома Рима. Но, скорее всего, причина была более прозаичной. Во-первых, у него были основания опасаться собственных воинов, отягощенных награбленными богатствами и добычей. Во-вторых, не за горами были византийские легионы Аэция, которые, согласно сообщению современника событий Идация, вырезали гуннов на их собственных стоянках. Кроме того, в войске Аттилы началась чума, которая, очевидно, и стала решающим фактором в решении отступать. А посольство папы позволяло ему уйти не с пустыми руками – Рим обязывался платить ежегодную дань гуннам. Правда, в конечном счете, Вечному городу удалось этого избежать. По иронии судьбы, судьба Алариха все-таки постигла Аттилу, хоть и без захвата Рима – он умер вскоре после окончания итальянского похода. Вместе с ним пала и его империя.

Смерть от руки женщины

Бесстрашный воин, легендарный Аттила, покоривший столько стран и разрушивший десятки городов, погиб от руки женщины на брачном ложе. Очередной женой великого вождя должна была стать германская принцесса Ильдико (источники называют ее по-разному: Хильдегард, Гильдегунда). Марцеллин рассказывал, что она была одной из его пленниц. Утром Аттилу нашли мертвым, плавающем в луже крови. По преданию, молодая жена отомстила ему за убийство ее родителей. Эта легенда нашла свое отражение в скандинавском эпосе «Старшая Эдда», где сестра бургундского короля Гудрун убила своего пьяного мужа, короля гуннов, Аттилу. В «Песни о Нибелунгах» своего мужа Этцеля (Аттилу) убивает Кримхильда, мстя своим братьям за убийство Зигфрида.

Правда, есть и другая версия того, что же все-таки произошло в последнюю брачную ночь Аттилы. Историк Иордан, ссылаясь на Приска, называет причиной смерти Аттилы сильное носовое кровотечение: «Ослабевший на свадьбе от великого ею (Ильдико) наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его».

По свидетельству Иордана, после смерти тело Аттилы поместили в три гроба: «первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа». И воздвигли ему большой курган, положив туда много богатств. Все, кому было поручено это сделать, были убиты, чтобы «предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами».

До сих пор доподлинно неизвестно, где находится могила легендарного Аттилы. Но в марте 2014 года, при строительстве нового моста через Дунай в Будапеште была найдена могила знатного гунна, возможно, Аттилы.

Широка и безбрежна полноводная река русской истории. Истоки ее в необозримом прошлом, и она плавно и неспешно течет в неизведанное будущее. Каждый, кто не равнодушен к русской истории и кому дорога своя Отчизна широкими горстями может черпать знания из реки истории, не боясь нанести ей урон — настолько она обильна и величава.

История русской нации полна удивительных загадок — и она не против того, чтобы человек открывал в ней все новые и новые завесы: необходимо только включить свое воображение и погрузиться в глубь веков — и тогда откроются удивительным образом драгоценные сведения, прежде не доступные. Мы попробуем только прикоснуться к одной из загадок истории древних славян, о которой мало кто знает.

Речь пойдет о великом повелителе племени гуннов — Аттиле, сумевшем всего за два десятилетия создать огромную империю, в которой вполне уживались разноплеменные народы. Он известен своими военными походами, опустошившими земли Римской империи, Галии и Северной Италии. Он легко покорил все Балканские страны. Одно его имя наводило ужас на жителей городов и лишало их способности оказать сопротивлении наступавшим ордам гуннов. В народе он получил прозвище Бича Божиего. Даже великие воины римской империи не могли противостоять натиску свирепых и воинственных кочевников!

Так откуда же взялось это воинственное и непобедимое племя гуннов? Хотя о гуннах написано много, но в «биографии» этого народа осталось до сих пор слишком много «белых пятен».

Некоторые исследователи считают, что предками гуннов являются монголы хионг-ну, жившие в Манчжурии и на территории Северного Китая. Не исключено, что именно от них китайцы отгородились Великой стеной, уповая на то, что стена спасет их от набегов воинствующих и беспощадных гуннов.

Но есть и иная версия — гунны спустились с Алтайских гор или были сибиряками. Некоторые историки склоняются к мнению, что родиной гуннов могла быть и Корея: возможно из-за возникшего тогда перенаселения на территории Кореи, жители массово уходили к сторону Тибета и Памира.

Исследователи считают, что племя гуннов отличалось неуемной жестокостью, неумением и нежеланием трудиться. Это были профессиональные воины и свой хлеб они добывали с оружием в руках, порабощая и грабя другие народы.

Самыми первыми набегами они заявили о себе в Китае — кочевники неожиданно налетали на провинции и забирали все, что требовалось им для жизни, жгли дома, забирали жителей деревень в рабство. После их набега — земли приходили в упадок, только ветер долго разносил запах гари, да поднимал вверх пепел. Считалось, что гуннам не ведома жалость и сострадание. Они стремительно уносились прочь от ограбленных поселений на своих низкорослых, мохнатых и выносливых конях, унося добычу. Они могли в один день, преодолев сотню верст, вступать в бой. Кстати, Великая китайская стена не представляла для них серьезной преграды — они спокойно огибали ее и вторгались на территорию Поднебесной.

Со временем, племя гуннов окрепло и увеличилось и, как следствие, расширялась география их набегов. Кочевники устремились на богатые западные земли — они растекались по ним подобно весеннему половодью — ведь ни одна армия не могла оказать им достойный отпор. Вот как описывал гуннов римский военноначальник: «Гунны превосходят в дикости и варварстве всё, что только можно представить себе о варварстве и дикости. Они наносят глубокие порезы на щёки своих детей с самого их рождения, так, чтобы волосы потом торчали из шрамов. Их кряжистые тела с огромными руками и чрезмерно большой головой придавали им чудовищный вид. Эти существа в человеческом обличии пребывали в животном состоянии».

Как показывает история — каждый народ имеет свое предназначение — и гунны не исключение. Они появились на небосклоне истории как яркое пламя, озарив пожарищами города многих стран и так же неожиданно и стремительно исчезли, словно туман, растворились без следа в других народах.

Именно гуннов считают своими предками такие народы, как туркмены, якуты и мадьяры.

Завоевательные походы гуннов на Запад стали причиной Великого переселения народов. Многие покидали свои дома, смешивались с жителями других стран, образовывались новые нации, новые государства. Возможно, предназначение гуннов и было в том, чтобы изменить географию и этнографию на карте мира.

До появления Аттилы гунны не имели своего государства, да оно и не нужно было воинственным кочевникам. Они могли длительное время находится на конкретной территории до тех пор, пока не будут исчерпаны все ресурсы. Аттила стал именно тем вождем, который смог объединить под своей рукой все разрозненные племена. Кочевники признали сразу его своим правителем за то, что он обладал удивительным талантом полководца. Он был сыном одного из вождей гуннов — Мундзука. Этот вождь не раз заключал перемирие с греками и римлянами, а заложником отправлял к ним своего сына Аттилу, который был очень любознательным и сообразительным. Находясь в плену, Аттила выучил латинский и греческий языки, изучил стратегию и тактику армий своих тюремщиков, а также понял значение для любого народа института государства. Он понял, что именно государство является фундаментом могущества любого народа.

Став вождем гуннов, Аттила создал огромную империю, со всеми сопутствующими атрибутами. У гуннов не было религии, Аттила через шаманов насаждал множество суеверий, вера в которые позволяла ему управлять своим многочисленными подданными. Гунны не боялись смерти — Аттила смог им внушить, что погибнуть в бою почетно и послужит примером доблести для их сыновей. И хотя к власти Аттила пришел в двадцать шесть лет, он показал себя, как талантливый дипломат. Он обладал даром подчинять к себе людей. Свою армию он создал по римскому образцу, научил своих воинов сражаться не только в конном, но и пешем строю. Также Аттила применял в своих военных походах катапульты, баллисты и стенобитные орудия, виденные им у римлян, но обладая знаниями военного инженера, он значительно усовершенствовал их. Покоряя один за одним европейские города, Аттила не захотел захватывать и разрушать Рим. До сих пор этот факт является загадкой.

Аттила не обладал героической внешностью — он был узкоплечий, невысокого роста, имел кривые ноги из-за того, что с детства ездил на лошадях. Тонкой шее было трудно держать большую голову, поэтому она постоянно раскачивалась, как мятник. Глубоко посаженные глаза, заостренный подбородок и клинообразная борода не портили его худощавое лицо. Он был умен, отличался решительностью, умел держать себя в руках, всегда достигал поставленной цели.

Аттила был очень любвеобилен, имел множество наложниц и жен.

Золото он ценил больше всего. Покоренные народы выплачивали ему дань только золотом, этим металлом откупались от него и покоренные города. Гунны считали драгоценные камни ничего не значащими стекляшками, а вот золото, по их мнению, было весомо, имело благородный блеск и являлось бессменным символом власти и богатства.

В 493 году нашей эры Аттиле исполнилось 58 лет, здоровье его было подорвано: частые припадки, обильные кровотечения. Лекари не знали как вылечить повелителя.

Аттиле все труднее было править своим народом — постоянно вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялись.

Своего старшего сына Эллака с большим войском правитель отправил на разведку в сторону земель славян. Он с нетерпением ожидал его возвращения, планируя осуществить поход и завоевать территорию славян.

Возвратившийся Эллак, с восторгом рассказал отцу об обширных и богатых землях славян: «Там множество лесов, таких густых, что человеку трудно протиснуться среди деревьев, обширные пастбища с высокой, сочной травой, поля, засеянные хлебом и овощами. Полноводные реки способны вмиг утолить жажду нашей конницы…».

И хотя в то время славянские племена были разрозненными и не имели такого боевого опыта, как гунны, Аттила принял необычное для него решение — он предложил славянским князьям свое покровительство и дал обещание создать единое государство славян, которое станет частью империи гуннов. И… получил отказ — славяне хотели оставаться свободными. Тогда Аттила принял решение жениться на дочери славянского князя. Тогда владение землями непокорных славян будет решен самим собой. Поскольку отец славянской княжны не был согласен ни с предложением, ни с решением правителя гуннов, Аттила приказал казнить его. В те времена брать в жены дочерей побежденных военноначальников было в обычаях.

Свадьба проходила с обычным размахом: «Вожди племён дарили повелителю кочевников редких скакунов, украшения из золота и драгоценных камней, яркие ткани, шелка, сёдла, бронзовые вазы, изделия из слоновой кости. Подарков было так много, что помещения дворца были тесны для них, и подношения складывали на площади под присмотром воинов». Ночью Аттила увлек свою новую супругу в покои. Ни утром, ни в полдень повелитель не вышел из покоев. Обеспокоенные воины выбили дверь спальни и увидели мертвым своего господина. Оказалось, что после обильной еды и питья у Аттилы начался приступ, а молодая жена побоялась сообщить об этом стражникам.

О погребении великого полководца есть много, но противоречивых, сведений. По одной их версий его похоронили в русле большой реки, временно перегородив ее плотиной. В гроб положили дорогие украшения, оружие. А само тело правителя засыпали золотом. Затем восстановили русло реки. Все, кто участвовал в захоронении были убиты, чтобы сохранить в тайне место упокоения великого Аттилы.

Со смертью Аттилы наступил конец огромной империи гуннов. Империя была разделена между сыновьями Аттилы. Подчиненные ранее Аттилой западнославянские и германские народы восстали и свергли ненавистное владычество кочевников.

Веками об Аттиле слагались легенды и предания, но они ничего общего не имели с реальной исторической личностью вождя гуннов.

Аттила – рождение (примерно) 393 год – дата смерти – 453 год. Предводитель воинственного союза племен гуннов с 434 года, прозванный христианами “Бичом Божьим”.

За свою продолжительную историю Восточная и Западная Римские империи не часто сталкивались с такими грозными противниками, как племена гуннов, и их воинственным вождем.

Завоеватель Аттила относился к правящей династии многочисленного кочевого народа. После смерти своего дяди Руги (Ругилы) он вместе с братом Бледой унаследовал царскую власть над племенами гуннов, которые пришли в Паннонию (современную Венгрию) из далеких волжских степей. Эту область уступила гуннам Западная Римская империя вместе с ее населением. Совместное царское правление не было редкостью для тех времен: один соправитель руководил гражданской жизнью, другой был главнокомандующим.

Аттила управлял войском гуннов, прирожденных конных воинов. Несомненно, это было призванием молодого царя-соправителя, который горел желанием совершить не один завоевательный поход против своих соседей, в первую очередь христианских империй. При чем Аттила тяготился тем, что ему доводилось делить власть с единокровным братом Бледой, который и предположить не мог, какого конкурента имеет в лице Аттилы.

Совместное правление племянников царя Руги продолжалось с 434 по 445 год. За это время завоеватель Аттила основательно утвердился в глазах гуннских воинов как их подлинный военный вождь, который первым бросался в кровавые схватки. Бледа же за эти годы абсолютно потерял свой авторитет. Дело наконец закончилось конфликтом между соправителями, и Аттила безжалостно убил родного брата. Так племена гуннов получили царя и полководца и одном лице.

Намерения Аттилы сразу же дали знать о себе. Он смог силой оружия подчинить себе соседние “варварские” народы - остготов, гепидов, тюрингинцев, герулов, турцилингов, ругиев, славян, хазар и многих других, кочевавших в Дикой Степи, живших на ее границах и в Придунавье. Чтобы не быть истребленными, этим народам приходилось присоединяться к гуннскому военному союзу. Больше того, у всех у них был один общий враг в лице двух Римских империй. Вскорости Аттила превратился в могущественного властелина.

В Константинополе и Риме с тревогой смотрели на то, как на северных границах двух огромных империй христианского мира образовалось сильное государство “варваров”. Правители Восточной и Западной Римских империй не могли не осознавать, что раньше или позже полчища гуннов обрушатся на их державы. Вопрос лишь времени и в том, куда направит свою конную армию завоеватель Аттила.

В особенности большую опасность воинственные гунны представляли для ближайшей к ним Римской империи - Восточной. Для защиты от них в 413 г. были построены новые крепостные стены вокруг Константинополя - “Феодосиевы стены”, укреплена дунайская граница.


Свою резиденцию Аттила разместил в Верхней Венгрии, неподалеку от современного города Токая. Отсюда он управлял созданной им в Центральной Европе огромной по территории державой, где царская власть поддерживалась лишь силой оружия.
Готский историк VI столетия Иордан, служивший Риму и проживавший в этом городе, описывал столицу царя гуннов со слов современного ему историка Прииска, входившего в состав посольства римского императора к варварам:

“…Переправившись через громадные реки… мы достигли селения, в котором стоял король Аттила; это селение… походило на обширнейший город; деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид настолько крепко, что едва-едва удавалось заметить - и то при старании - стык между ними.

Видны были и триклии (столовые древнеримского дома), которые протянулись на значительное расстояние, и портики, раскинутые во всей красоте. Площадь двора опоясывалась огромной оградой: ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего (в своей власти) весь варварский мир; такое обиталище предпочитал он завоеванным городам”.

В 443 и 447-448 г.г. Аттила обрушился на Восточную Римскую империю, совершив два удачных похода. Он разорил имперские провинции Нижнюю Мизию, Фракию, Иллирию - то есть всю северную часть Балканского полуострова. Войска гуннов дошли даже до столицы империи Константинополя, угрожая взять его штурмом.

Обширная Восточная Римская империя оказалась не способна противостоять степным полчищам завоевателей, а система пограничных крепостей и застав на горных перевалах Балканских гор попросту не могла выдержать их натиска. Потому восточноримский император Феодосий II “купил” мир у вождя гуннов ценой годовой дани в 2 100 фунтов золота и уступкой нижнедунайских земель - Дакии Прибрежной. Для тех времен это была огромная сумма, и императорская казна с большими потугами смогла выплатить первую годовую дань. Но Константинополю довелось до поры до времени смириться, потому как в противном случае Восточную Римскую империю ожидало немедленное новое вторжение гуннов.

О набегах гуннов во главе с бесстрашным завоевателем Аттилой складывались легенды. Они мастерски могли обходить препятствия и в любой момент могли появиться в тылу неприятеля. Битвы гуннская конница начинала с того, что засыпала ряды неприятеля тучами разящих стрел, которые выпускали всадники на полном скаку. Лишь после того как враг оказывался сильно расстроенным, начинались рукопашные схватки.

После смерти императора Феодосия II императрица Пульхерия и ее супруг Маркиан “в вежливых тонах” отказались платить гуннам громадную и непосильную дань золотом. Это был довольно смелый шаг правителей Константинополя. В ожидании большой войны с варварами, для защиты столицы империи начали стягивать из провинций значительные военные силы. Но нового похода гуннов на Константинополь не последовало - их вождь Аттила обратил свой взор завоевателя уже на Западную Римскую империю.

Поводом для начала войны с этой империей стал отказ царю Аттиле в руке Гонории, сестры западноримского императора Валентиниана III. По другим данным, Гонория сама обратилась за помощью к Аттиле. Тот потребовал у ее венценосного брата не только руки девушки, но и в качестве приданого за ней - половину Западной Римской империи. Но к тому времени император Валентиниан III успел заключить долговременный союз с королем вестготов Теодорихом I, который имел многочисленную армию.

Аттила, конечно, узнал об этом, но такой военный союз его совсем не устрашил. Собрав все свои силы, он выступил в начале 451 г. из Паннонии в большой поход на запад. Древняя Европа еще не переживала такого нашествия варваров. Риму показалось, что против него поднялись на войну все кочевые народы Придунавья и его далеких окраин: кроме гуннов в войске Аттилы были подвластные ему племена - гепиды, ругии, герулы, остготы, скиры, часть франков и другие.

По одним данным, в этот раз войска Аттилы состояло из 500 000 конных воинов, что, по всей видимости, было сильным преувеличением современников.

Стремительно пройдя через всю Германию, гунны и их союзники обрушились на Галлию, успешно преодолев полноводный Рейн. Большие реки не составляли для них серьезную преграду. Все, что встречалось на их пути, придавалось опустошению и огню. Там, где проходили конные полчища “Бича Божьего”, оставались пожарища и развалины.

Спрятаться от кочевников возможно было лишь в лесах или за крепостными каменными стенами городов-крепостей или феодальных замков. На захват последних гунны не тратили времени. Аттила, хорошо усвоивший тактику конных набегов большими силами, старался не задерживаться подолгу на одном месте. Иначе его конная армия теряла возможность неожиданно напасть на врага и быстро одержать победу.

Но гунны уже умели брать приступом крепости. В том походе на Западную Римскую империю войско Аттилы разорило Трир, Мец на Мозеле, Аррас и многие другие укрепленные города. Местные правители не решались на сражения в чистом поле с конными гуннами, отдавая предпочтение отсиживаться за стенами крепостей.

Когда гуннская конница подходила к Орлеану, на помощь его сильному гарнизону с многочисленными войсками подошли Аэций, полководец императора Валентиниана III и вестготский король. В Галлии союзники объединились в единую армию и выдвинулись на помощь осажденного Орлеана. Царю гуннов довелось снять осаду богатого города - он опасался и случае битвы получить удар в спину от его защитников.

Аттила отвел свою армию от Орлеана и стал походным лагерем на Каталаунской равнине поблизости города Труа, изготовившись к битве. Местность давала ему замечательную возможность маневрировать многочисленной конницей.

Полководец Аэций и король Теодорих I не замедлили появиться на берегах реки Марны. Там в 451 г. и произошла знаменитая в мировой истории битва на Каталаунских полях между Римом и их союзниками, с одной стороны, и гуннами и их союзниками, с другой.

Под знаменами полководца Аэция кроме собственно римлян сражались вестготы, франки, бургунды, саксы, аланы, жители Арморики - северо-западной области Галлии.

Сражение проходило на обширной открытой равнине. Сражение началось, как и ожидалось, яростными атаками конных лучников гуннов. Правый фланг и центр союзников с трудом выдержали натиск гуннов и смогли устоять на месте, хотя варвары непрерывно засыпали врага тучами стрел.

На правом же фланге воинственные вестготы в самый разгар сражения предприняли атаку и разбили противостоящего им противника. В том сражении погиб их любимый король Теодорих I. Решив не испытывать больше судьбу в этот день, царь гуннов был вынужден возвратиться в свой лагерь. На Каталаунских полях он понес огромные потери в людях и конях. Римляне и вестготы решили не нападать на отходивших с поля боя гуннов. Продолжение сражения могло обернуться для них проигрышем.

Вестготы, опечаленные гибелью своего короля, отказались от продолжения борьбы. Не пошел на это и Аттила - он беспрепятственно вывел свою конную армию из Галлии в степи. Гунны ушли за Рейн в свои пределы, но при отходе им довелось оставить часть своей военной добычи.

В следующем, 452 г. гунны вновь предприняли поход на Западную Римскую империю. Прорвавшись через пограничную укрепленную линию, они опустошили Северную Италию, разрушили город Аквилею, взяли большой и богатый торговый город Милан и подошли к самому Риму. Горожане и римский гарнизон начали в спешке готовиться к отражению нападения.

Но войск в самом городе оказалось мало, и потому среди римского населения началась настоящая паника из-за страха перед варварами, стоявшими на виду крепостных стен и временами подходившими к ним на дальность полета стрелы. Положение римлян было до такой степени опасным, что Аэций даже посоветовал императору Валентиниану III бежать из Италии в какую-то дальнюю провинцию.

Аттила осадил было Рим, но сразу штурмовать его не стал, дал согласие на мирные переговоры. Одной из причин этого стали многочисленные болезни в рядах его войск, от которых оно заметно сократилось. Но этого в осажденном Риме не знали. Была и еще одна серьезная причина ухода гуннов из Италии - на Апеннинском полуострове свирепствовал голод.

Именем императора Валентиниана III, римский папа Лев I купил за большие деньги желанный мир у Аттилы. После этого царь гуннского народа покинул Италию и ушел к себе в Паннонию на привольные венгерские равнины, распустив союзников по домам. По всей видимости, он захотел у себя дома собраться с силами для новых завоеваний.

Итальянский поход гуннов был причиной появления на свет одного из красивейших городов современного мира - Венеции. Уцелевшие от погромов варваров жители Северной Италии бежали на острова и лагуны в северной части Адриатического моря, заселили их, и там в будущем появилась знаменитая Венеция. За короткое время она смогла превратиться в один из богатейших купеческих городов Средиземноморья, обладавших многочисленным торговым и сильным военным флотом. Со временем, и Венецианская республика станет проводить собственные завоевательные походы по побережью Средиземного моря…

Аттила умер в скором времени после возвращения из Галлии в Паннонию, в ночь после свадьбы с Ильдико, уроженкой Бургундии. По преданию, смерть наступила или от предательского удара, или же от руки Ильдико, которая таким образом отомстила своему жениху за гибель народа бургундов, который истребили гунны. Но более достоверных источников, чем это романтическое предание, нет.

Со смертью завоевателя Аттилы государство гуннов быстро потеряло свое могущество. Его многочисленные сыновья-наследники не смогли сохранить мощь конной армии гуннов и воспрепятствовать вспыхнувшей межплеменной розни. Начались восстания покоренных племен, подавить которые у гуннов уже не было сил.

Царство Аттилы совершенно распалось спустя 20 лет после его таинственной смерти. Такова была историческая судьба многих держав, основанных на авторитете и силе их создателя - великого завоевателя. Большинство гуннских племен ушло в Причерноморье, а оставшиеся на Нижнем Дунае превратились в византийских федератов.

Аттила был великий полководец. Отличительной особенностью его тактики явилось умелое маневрирование конницы и сбережение воинов в сражениях благодаря искусству лучников. У его армии никогда не было обременительных обозов, потому как все необходимое им на войне гунны возили на лошадях. Ко всему прочему царь-завоеватель Аттила кроме полководческого таланта обладал еще и неукротимым боевым духом, который на войне передавался не только его воинам, но и союзникам.

Большинство историков считает Аттилу жестоким варваром, в течении всей своей жизни стремившимся сокрушить христианский мир. Но умалять или умалчивать его полководческие заслуги никто из них не решается. Римский историк Иордан, автор труда “О происхождении и деяниях готов”, так написал о гуннском царе Аттиле:

“Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением”.

Западная Европа

Аттила (? - 453) - вождь гуннов с 434 по 453 год, один из величайших правителей варварских племен, когда - либо вторгавшихся в Римскую империю. В Западной Европе его иначе, как "бич Божий", не называли. Первые походы Аттила совершает вместе со своим братом Бледой. По мнению историков, гуннская империя, унаследованная братьями после смерти их дяди Ругилы, простиралась от Альп и Балтийского моря на западе до Каспийского (Гуннского) моря на востоке. Впервые эти правители упоминаются в исторических летописях в связи с подписанием мирного договора с правителем Восточной Римской империи в городе Маргус (ныне - Позаревак). Согласно этому договору римляне должны были удвоить выплату дани гуннам, сумма которой должна была составлять впредь семьсот фунтов золотом в год.

О жизни Аттилы с 435 по 439 год ничего не известно, но можно предположить, что в это время он вел несколько войн с варварскими племенами к северу и востоку от его основных владений. Очевидно, именно этим воспользовались римляне и не выплачивали ежегодной дани, обусловленной договором в Маргусе. Аттила им напомнил.

В 441 году, воспользовавшись тем, что римляне вели военные действия в азиатской части империи, он, разбив немногочисленные римские войска, пересек границу Римской империи, проходившую по Дунаю, и вторгся на территорию римских провинций. Аттила захватил и поголовно вырезал многие важные города: Виминациум (Костолак), Маргус, Сингидунум (Белград), Сирмиум (Метровика) и другие. В результате долгих переговоров римлянам все же удалось заключить перемирие в 442 году и перебросить свои войска к другой границе империи. Но в 443 году Аттила вновь вторгся в Восточную Римскую империю. В первые же дни он захватил и разрушил Ратиарий (Арчар) на Дунае и затем двинулся по направлению к Наису (Ниш) и Сердике (София), которые тоже пали. Целью Аттилы был захват Константинополя. По дороге гунн дал несколько сражений и захватил Филипполь. Встретившись с главными силами римлян, он разбил их у Аспэра и, наконец, подошел к морю, защищавшему Константинополь с севера и юга. Гунны не смогли взять город, окруженный неприступными стенами. Поэтому Аттила занялся преследованием остатков римских войск, бежавших на Галлипольский полуостров, и разбил их. Одним их условий последовавшего мирного договора Аттила поставил выплату римлянами дани за прошедшие годы, которая, по подсчетам Аттилы, составила шесть тысяч фунтов золотом, и утроил ежегодную дань до двух тысяч ста фунтов золотом.

До нас также не дошли свидетельства о действиях Аттилы после заключения мирного договора до осени 443 года. В 445 году он убил своего брата Бледу и с тех пор правил единолично гуннами. В 447 году, по неизвестной нам причине, Аттила предпринял второй поход на Восточные провинции Римской империи, но до нас дошли лишь малозначительные детали описания этой кампании. Известно лишь то, что было задействовано сил больше, нежели в походах 441 - 443 годов. Основной удар пришелся на Нижние провинции Скифского государства и Мезию. Таким образом, Аттила продвинулся на восток значительно дальше, чем в предыдущую кампанию. На берегу реки Атус (Вид) гунны встретились с римскими войсками и нанесли им поражение. Однако и сами понесли тяжелые потери. После захвата Марцианополиса и разграбления балканских провинций Аттила двинулся на юг к Греции, но был остановлен при Фермопилах. О дальнейшем ходе кампании гуннов ничего не известно. Последующие три года были посвящены переговорам между Аттилой и императором Восточной Римской империи Феодосием II. Об этих дипломатических переговорах свидетельствуют отрывки из "Истории" Приска Панийского, который в 449 году в составе римского посольства сам посетил лагерь Аттилы на территории современной Валахии. Мирный договор был наконец заключен, но условия были гораздо суровее, чем в 443 году. Аттила потребовал выделить для гуннов огромную территорию к югу от Среднего Дуная и вновь обложил их данью, сумма которой нам не известна.

Следующим походом Аттилы стало вторжение в Галлию в 451 году. До тех пор он, казалось, был в дружеских отношениях с командиром римской придворной гвардии Аэцием, опекуном правителя западной части Римской империи Валентиниана III. Летописи ничего не говорят о мотивах, побудивших Аттилу вступить в Галлию. Сначала он объявил, что его цель на западе - Вестготское королевство со столицей в Толосии (Тулуза) и у него нет претензий к императору Западной Римской империи Валентиниану III. Но весной 450 года Гонория, сестра императора, послала гуннскому вождю кольцо, прося освободить ее от навязываемого ей замужества. Аттила объявил Гонорию своей женой и потребовал часть Западной империи в качестве приданого. После вступления гунна в Галлию Аэций нашел поддержку у вестготского короля Теодорика и франков, которые согласились выставить свои войска против гуннов. Последующие события овеяны легендами. Однако не вызывает сомнения то, что до прибытия союзников Аттила практически захватил Аурелианиум (Орлеан). Действительно, гунны уже прочно обосновались в городе, когда Аэций и Теодорик выбили их оттуда. Решающее сражение произошло на Каталаунских полях или, по некоторым рукописям, при Маурице (в окрестностях Труа, точное место неизвестно). После жесточайшей битвы, в которой погиб вестготский король, Аттила отступил и вскоре покинул Галлию. Это было его первое и единственное поражение.

В 452 году гунны вторглись в Италию и разграбили города: Аквилею, Патавиум (Падуя), Верону, Бриксию (Брешиа), Бергамум (Бергамо) и Медиоланум (Милан). На этот раз Аэций был не в силах что-либо противопоставить гуннам. Однако голод и чума, свирепствовавшие в тот год в Италии, заставили гуннов покинуть страну.

В 453 году Аттила намеревается перейти границу Восточной Римской империи, новый правитель которой Марциан отказался платить дань, по договору гуннов с императором Феодосием II, но в ночь свадьбы с девушкой по имени Ильдико вождь умер во сне.

Те, кто хоронили его и прятали сокровища, были убиты гуннами для того, чтобы могилу Аттилы никто не смог найти. Наследниками вождя стали его многочисленные сыновья, которые и разделили между собой созданную империю гуннов.

Приск Панийский, видевший Аттилу во время своего визита в 449 году, описывал его как невысокого коренастого мужчину с большой головой, глубоко посаженными глазами, приплюснутым носом и редкой бородкой. Он был груб, раздражителен, свиреп, при ведении переговоров очень настойчив и безжалостен. На одном из обедов Приск подметил, что Аттиле подавали пищу на деревянных тарелках и ел он только мясо, в то время как его главнокомандующие угощались лакомствами на серебряных блюдах. До нас не дошло ни одного описания битв, поэтому мы не можем полностью оценить полководческий талант Аттилы. Однако его военные успехи, предшествовавшие вторжению в Галлию, несомненны.