Анализ стихотворения «Памятник» Державина. Тема поэта и поэзии в лирике Г. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год) Лингвистический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»

Урок литературы. Конспект и презентация. Тема соответствует изучению литературы 18 века.


«Сообщение о Горации»

К уроку №10

Сообщение учащегося о Горации.

Просмотр содержимого документа
«Урок 10»

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 10.

Тема.

Цель :

    выявить тему индивидуальной поэтической славы в стихотворении Г.Р. Державина, значение традиционности и традиции для искусства и особой их важности для нормативного искусства классицизма;

    формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, исследовательской работы с текстом;

    развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «дерзать».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.28-28, ч.1) .

Стихотворения «Памятник»

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Стихотворный размер

Пятистопный ямб

Шестистопный ямб

Реалии источника

Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»

Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация

2.2. Слово учителя.

Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. В стихотворении «Городок (К ***)», обращенном, вероятно, к Н.И. Трубецкому (1797-1874), Пушкин писал:

Питомцы юных граций,

С Державиным потом

Чувствительный Гораций

Является вдвоем.

2.3. Сообщение учащегося о Горации.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Эфлакк. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. Великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее…

2.4. Слово учителя.

Державин читал Горация уже в 1770-е годы в немецких переводах. Существует не менее пятнадцати его переложений и переводов из Горация. Первый перевод на русский язык оды Горация «К Мельпомене» был сделан Ломоносовым, который по возможности точно перевел оду пятистопным, без рифм. По-видимому, он понимал ее значение как некоего итога творчества не только Горация, но и его самого.

2.5. Выразительное чтение перевода М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» (1747).

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

Определите тему и главную мысль стихотворения.

2.6. Лексическая работа. Задание 3 рабочей тетради, с.28, ч.1.

Авфид, Давнус, стихи эольски, алцейской лирой. Альцей (Алкей), дельфийским лавром, Муза.

Авфид - река в Апулии, замечательная своим быстрым течением; ныне Офанто.

Давнус - Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Эолийские (по наименованию одного из греческих племен) стихи считались образцом древнегреческой лирики.

Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов.

Муза – богиня, покровительница наук и искусства.

Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом.

Назовите слова, придающие торжественное звучание произведению.

Слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство, праведной, внесть, велику часть мою, взгордися, увенчай и др.

Пятистопный ямб.

Какие античные реалии сохранены в произведении М. В. Ломоносова?

«Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность».

2.7. Слово учителя.

Его начало имеет признаки перевода, но затем появляются отступления от латинского оригинала, и стихотворение перестает быть подражание

2.8. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Г. Р. Державина, с.78, ч.1.

2.9. Выявление первоначальных впечатлений.

Созвучны ли темы произведений Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова?

Первые строки стихотворения Г. Р. Державина довольно точно передают соответствующие строки Горация и близки стихам Ломоносова. Тематическая близость очевидна.

Определите размер стихотворения.

Шестистопный ямб.

2.10. Выразительное чтение первой строфы.

Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, // Пока великий Рим владеет светом». В чем Державина залог бессмертия?

Какова сила поэзии? Почему памятник назван «чудесным», «вечным»?

Сила поэзии для Державина могущественнее даже законов природы, которым он единственно готов быть подчинен. Памятник чудесен превосходством над природой («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и над славой «земных богов» - царей. Памятник поэта «выше пирамид»).

2.11. Выразительное чтение второй и третьей строф.

Найдите во второй строфе слова, созвучные слову «славяне».

В чем видит Державин прочность своей славы?

В уважении к отечеству, обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне».

2.12. Выразительное чтение третьей строфы.

Каков смысл перечисления российских географических названий в третьей строфе?

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.

Реки, перечисленные в «Памятнике» Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Их удаленность друг от друга задает масштаб будущей славы поэта, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века.

2.13. Слово учителя.

Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно приняв описание места рождения Горация за перечисление будущей славы, Державин тем самым становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы. Нельзя также забывать, что XVIII век – век географических открытий; экспедиции Академии наук вслед за испанцами и португальцами занимаются исследованием земного шара.

Первые два стиха третьей строфы «Памятника» Державина объясняются как частичной ошибкой, так и духом эпохи.

Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе не локальной, но всеобъемлющей.

2.14. Лексическая работа: забавный, дерзать .

2.15. Слово учителя.

Программным стихотворением Державина была «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге».

Под именем Фелицы Державин изобразил Екатерину II. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от лат. felicitos - счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.

Олицетвиоряя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.

«Фелица» - наглядный пример нарушения классицистической нормативности прежде всего в сочетании оды с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя-полусерьезно говорится о заслугах Фелицы; весело смеется автор над самим собой. Автор раскрывает привычки Екатерины-человека, ее образ жизни, особенности характера.

Почему в четвертой строфе «Памятника» употреблено слово «дерзнул»?

Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях императрицы, т. е. отнестись к ней, как к обычному человеку, говорить о достоинствах ее человеческих, что в то время было не принято.

2.16. Обращение к репродукции портрета Екатерины II работы В. Боровиковского.

1.Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота (1794).

2.Портрет Екатерины II (создан по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны - Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского).

Что объединяет изображение Екатерины II на картинах и в оде?

2.17. Сообщение учащегося.

В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Каково значение сочетания слов «забавный русский слог»? (Задание 8 рабочей тетради, с.29, ч.1)

Это тот новый, возвышенно-приземленный стиль, который открыл Державин.

Выпишите слова, принадлежащие к «высокому» стилю. Какова их роль? (Задание 9 рабочей тетради, с.29, ч.1)

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова «высокого стиля» - «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул», «неисчетных» и др.

2.18. Слово учителя.

Прославляя Фелицу, Державин отдает дань эпохе, классицистическому мышлению (хорошо служил престолу, говорил истину - значит был полезен отечеству). Державин превыше всего ставил истину и в жизни, и в искусстве. Поэт подчеркивает, что правду он говорил с улыбкой, в мягкой форме. Скорее журил, чем клеймил.

2.19. Выразительное чтение пятой строфы.

Надеется ли поэт на единодушное одобрение современников?

Какие черты музы Державина находят отражение в этих строчках?

Какие средства художественной выразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? Каково их значение?

2.20. Задание 10 рабочей тетради, с.30, ч.1. Заполните вторую часть таблицы примерами.

Средства художественной выразительности

Примеры

Неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный

Гипербола и сравнение

Металлов тверже он и выше пирамид

Олицетворение

Возгордись заслугой справедливой.

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай

Риторическое обращение

Итоги работы

Употребление средств художественной выразительности способствует утверждению мысли о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

III. Подведение итогов урока.

Почему поэт выбирает именно стихотворение Горация для подражания?

Выбирая стихотворение Горация, Державин задает очень важную тему - тему индивидуальной поэтической славы.

    Слово учителя.

Тема индивидуальной поэтической славы была актуальна для античной поэзии и совершенно невозможна в классицистической. Великий поэт, никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию - он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он «поднимает» индивидуальное «я», и это «я» художника.

В стихотворении Г. Р. Державина продолжены лучшие традиции античной литературы, сделаны индивидуальные поэтические открытия, не менее важные, чем стилистическая традиция классицизма. И, только оценив традиционность «Памятника» Державина, можно разглядеть его своеобразие.

Традиции были продолжены в творчестве русских поэтов XIX-XX веков. К тридцатой оде Горация (кн. 3) «К Мельпомене», написанной в 23 году до н. э., обращались в своем творчестве В.В. Капнист (1805), А.Х. Востоков (1806), Д. И. Хвостов (1826), К. Н. Батюшков (1826), А.С. Пушкин (1836), А. А. Фет (1854), Б. В. Никольский (1899), П.Ф. Порфиров (1902), В. Я. Брюсов (1912, 1913, 1918), А. П. Семенов-Тян-Шанский (1916), С. А. Есенин (1920), В. Ф. Ходасевич (1921, 1928), Н.И. Шатерников (1923), И. А. Бродский (1962).

    Обращение к таблице «Памятник» М. В. Ломоносова и Г. Р.Державина.

    Обращение к учебнику. Чтение статьи «Памятник», с.82-83, ч.1.

    Выразительное чтение стихотворения.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение наизусть.

2.Составить тезисный план части статьи учебника (с.84-87, ч.1.), посвященной биографии Н.М. Карамзина (задание 1 рабочей тетради, с.31-32, ч.1).

3.Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника (с.84-87, ч.1) (задание 2 рабочей тетради, с.32-33, ч.1).

4.Индивидуальные задания:

Подготовить выразительное чтение фрагментов из книги Е.И. Осетрова «Три жизни Карамзина»;

Подготовить сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Г.Р. Державин

«Памятник»


Квинт Гора́ций Флакк (65 г. до н.э. - 8 г. до н.э.) - древнеримкий поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.


Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».

Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее…


1747 г.

М.В. Ломоносов

Два «Памятника»

Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром.

1747 г.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

1795


- Что объединяет изображение Екатерины II на портрете В.Боровиковского и в оде Г.Державина?

В.Боровиковский.

«Екатерина II на прогулке

в Царскосельском парке». 1794


Стихотворения «Памятник»

М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина

М.В. Ломоносов

Стихотворный размер

Пятистопный ямб

Реалии источника

Г.Р. Державин

Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»

Шестистопный ямб

Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии , однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание , отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который «металлов тверже» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства . Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной. И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», - отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэт а, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

Источник :

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

Цели урока: 1.Выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века; 2.познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина ; 3.выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»; 4.посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.
Ты прав, Певец: ты будешь жить; Ты памятник воздвигнул вечный: Его не могут сокрушить Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев “Державин”
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…
Г. Р. Державин «Памятник»

Ход урока.

Слайд №1 портрет Г. Р. Державина

Слово учителя: На протяжении многих веков люди задумывались над смыслом человеческой жизни.

-Как вы считаете, в чём состоит смысл человеческой жизни?(Д.з)

(Уже сейчас перед вами стоит вопрос: по какой дороге идти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Очень важно найти своё место в жизни, занятие по душе, не зря прожить жизнь.)

Кто из русских писателей и поэтов 18-19 веков нашёл своё место в жизни и не зря прожил жизнь, остался в памяти народа? (Ответы учащихся) Почему? (д.з)

(Они очень любили родину, хотели, чтобы она процветала, любили народ, которому служили, были его честью и совестью, любили русский язык, которым великолепно владели, открыли для нас, читателей, многогранность и сложность жизни. Поэт несёт большую ответственность перед обществом) Так можно сказать и о поэте, чьё творчество мы изучаем на уроках литературы. Назовите этого поэта.

- В какой форме поэты выражают свои мысли, чувства, взгляды на жизнь и человека? (Поэтической, при помощи поэзии)

-Попробуйте сами, опираясь на предыдущие ответы, понять, о чём буд ет идти речь на уроке? (о поэте и поэзии)

Записать тему урока. (слайд№2)

Назвать цели урока.

Слово учителя : К теме назначения поэта и поэзии обращались ещё в античные времена. -Кто из древнеримских поэтов затронул эту тему в своём творчестве? (Гораций ода « К Мельпомене») Эта тема была одной из главных и в русской литературе 18 века. И в творчестве Г. Р. Державина она занимает важное место. Роль своей поэзии он показал в стихотворении «Памятник». -Где вы уже встречались с одноимённым названием стихотворения? (в стихотворении М. В. Ломоносова «Памятник»). Портрет учёного на доске. - Что послужило основой к написанию стихотворения? (Ода Горация « К Мельпомене»)

(Да, это переложение оды Г. на русский язык 1747 года)

-В 1796 году, спустя почти полвека, Г. Р. Державин снова обратился к этому источнику и написал вольное переложение оды Горация. Но Д. не повторяет мысли далёкого предшественника, а высказывает свою точку зрения на поэта и поэзию. (История создания , сообщение учащейся) (слайд №3 Державин и Гораций) (Державина любили сравнивать с Горацием. А.С. Пушкин видел их вместе

Питомцы юных граций

С Державиным потом

Чувствительный Гораций

Является вдвоём.

Державин знал Горация по немецким переводам уже в 1770-ые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать не менее 15-ти переложений и переводов из Горация. С Горацием у Державина связаны 2 значительных произведения, в которых он дал оценку своему творчеству: «Лебедь» и «Памятник». В стихотворении «Памятник» Державин использовал мысль и отчасти форму оды 30, кн. III . Своё произведение поэт поставил в конец 1-ого тома как некий итог творчества.)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения в исполнении мастера художественного слова. (Учебник, стр.64)
-Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения? (Прочитано с неторопливой торжественной интонацией)
-Какие слова непонятны в стихотворении Державина? (Ребята объясняют значение слов из составленного словарика; на партах лежит комментарий)
Работа над анализом стихотворения.
-Ребята, на партах лежит распечатка переложения М.В. Ломоносовым оды Горация. С этим произведением мы знакомились на предыдущих уроках. Сравним взгляды на роль поэта и поэзии в стихотворении М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)
-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
Перевод Ломоносова : « Что мне беззнатный род препятством не был…» -Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах - явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»). (Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни). Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить». - Какой биографический факт объединяет двух поэтов? (Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).
1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова? (« превыше пирамид, крепче меди») - А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина? (“металлов выше он и тверже пирамид”). -Почему именно с ними? (Крепость, вечность) Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл. -Какую мысль помогает утвердить данные сравнения? (Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике? («чудесный, вечный») - Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова? Л: (торжественная) Д: (мягкая, душевная). Слайд 4:1)ИСКРЕННОСТЬ, ДУШЕВНОСТЬ, «СЕРДЕЧНАЯ ПРОСТОТА СТИХОТВОРЕНИЙ»
Слово учителя: Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. - В каких строках об этом сказано? М.В. Ломоносов: Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность. Г.Р. Державин: («Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина. (Его памятник не подвластен вихрям, гром а м, времени).
2 строфа . - В чём видел Гораций (в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия? (« Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом») (Залог бессмертия видел в мощи Рима) -А в чём видит Державин прочность славы? (« И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь слав янов род вселенна будет чтить») -Как вы понимаете эти слова? (Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом) Слайд . Уважение к Отечеству, к соотечественникам.
Слайд. -Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слав а возрастёт моя…» Слово учителя: - Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство. Слайд . Говоря о её бескрайних просторах, он, по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов» 3 строфа. - Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении? Слайд . Полюбуемся просторами нашей России. - А какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит стру ями Авфид, Где Давнус царствовал в простом наряде…») - Где находится река Авфид? (В Древнем Риме, на родине Горация)
Так мы оказываемся не в Древнем Риме, а в той стране, где известен стал Державин - в России.
4 строфа. -Что ставят поэты себе в заслугу? Гораций в переводе Ломоносова: « Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно)писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея)
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…» Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
Слайд (1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? (Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2! - Вспомните оду « Фелица». О каких добродетелях идёт речь? (Отдаёт должное её энергии, деловитости, умению прощать слабости, простоте, справедливости). -« И истину царям с улыбкой говорить».
Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож. Слайд . Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.
Слайд -Почему с улыбкой? (Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Слова Д: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками»
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
Слайд . Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.) Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений? (К Музе) Слайд . Какое значение имеет это слово? (Из дом. задания) - Муза - Богиня - покровительница искусств и наук Муза - Источник поэтического вдохновения Муза - Само вдохновение, творчество.
-К чему призывает Музу Гораций? (Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.) Муза - высокая покровительница, она священна. - А что добавил Державин?
(« И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников. « Непринуждённою рукой неторопливой Чело твоё зарёй бессмертия венчай» Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.)
-Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. (Возгордясь, чело, венчай, презрит) - Для чего Державин их вводит в стихотворение? (Для создания интонации торжественности) - Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? (Ода) -Дайте определение этому жанру. - Почему « Памятник» относится к жанру оды? (Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством). Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? (Творчество, поэзию)

-Перед вами 2 перевода оды Горация. Что нового внёс Державин в своё стихотворение, чего не сделал Ломоносов? (Звучат личные мотивы: если Ломоносов в переводе идёт вслед за подлинником, то Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских)

- Какая основная мысль объединяет эти стихотворения? (Созданное делает поэта бессмертным и остаётся в памяти потомков ). - Можно ли эти слова отнести к творчеству Ломоносова, Державина? (Слайд Возвращаемся к слайду, где перечислены заслуги Д.) Вклад этих поэтов в русскую литературу очень велик. О заслугах русского учёного М. В. Ломоносова мы говорили на предыдущих уроках. Ещё раз обратимся к заслугам Д. в русской литературе Прочитать).
К.Ф. Рылеев, поэт, декабрист, посвятил Г.Р. Державину думу, в которой он с большим уважением отметил заслуги русского как поэта и гражданина. (Выступление ученицы). Вернуться к эпиграфу (Рылеев, представитель молодого поколения поэтов, отметил бессмертие творчества русского поэта Державина) -А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина. (Портрет А.С. Пушкину) Поэзия Ломоносова, Державина, Пушкина (портреты на доске) достойна бессмертия и уважения потомков. Прошло более 2-ух столетий, но творчество мастера не забыто. -Презентация « Памятники Г.Р.Державину» (учащиеся)
Слайд: Д.з. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»

ТЕМА: Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Г. Державина «Памятник»

ЦЕЛИ: дать знания об основных темах лирики и поэтическом новаторстве Державина; учить работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения.

ХОД УРОКА:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

III . Вступительное слово учителя:

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

- Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины!! не высоким, а простым слогом).

- Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

(Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая

строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

- Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля”

- чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.;

различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой , памятник чудесный , вечный , гром быстротечный .

Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид” .

Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений. Чтение и анализ стихотворений (составление таблицы)

Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.

Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.

Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым.

Определите тему и главную мысль стихотворения. (Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).

Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность? (Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Самостоятельный анализ стихотворения Пушкина «Памятник»

      Заполнение таблицы «Три «Памятника» в русской литературе».

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

А.С.Пушкин

Черты биографии

“Мне беззнатный род препятством не был”.

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта.

Муза – соратник на великом поприще поэзии.

    Итог урока.

В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало?

С чем это связано?

Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

    Домашнее задание.

    Главы «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Инд. задание «Биография Радищева»

М.В. Ломоносов

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

А.С. Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Таблица «Три «Памятника» в русской литературе.

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

А.С.Пушкин

Черты биографии

Границы творческого бессмертия

Каковы отношения у поэта с музой

«Памятник» Гавриил Державин
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит
быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так!- весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795

Лингвистический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»

Державин Гавриил Романович, (17431816), русский поэт, государственный
деятель

Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»

Стихотворение называется «Памятник»,
потому что представляет собою
размышление автора над собственной
жизнью, подведение ее итогов, осознание
собственной роли в жизни других людей.

Определите тему стихотворения (о чем оно?)

Автор понимает, что все люди смертны, но,
подводя итог собственной жизни, осознает,
что своим творчеством воздвиг себе
памятник – «чудесный, вечный»; сам он,
человек, умрет, но имя его не будет
предано забвению, потому что будет жить в
созданных им произведениях

Какое настроение преобладает в стихотворении?

В стихотворении преобладает спокойная
торжественность: автор осознает
собственную значимость и понимает, что ее
уже ничто не может поколебать

Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части?

В стихотворении «Памятник» можно выделить три
части:
1) (первая строка первой строфы): введение
лирической темы – «Я памятник себе воздвиг».
2) (со 2-й строки первой строфы и строфы №№ 2, 3,
4): развитие лирической темы – описание вечного
«памятника» - собственной посмертной жизни и
причины бессмертия.
3) (строфа № 5): муза может быть спокойна: ничто
не умалит ее величия и бессмертия.

Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения

Центральный художественный образ
стихотворения – это сам лирический герой.
Он упоминает те образы, которые так или
иначе с ним связаны: люди, которые будут
помнить поэта после его физической
смерти, Фелица (героиня одноименной
оды, прототипом которой является
императрица Екатерина II), сделавшая его
известным (здесь поэт затрагивает тему
взаимоотношений поэта и власти), муза.

Охарактеризуйте художественное время стихотворения

В стихотворении представлено время трех планов:
- прошедшее (автор своим творчеством воздвиг себе
памятник, он вспоминает о том, как стализвестным);
- настоящее (монолог автора – его воспоминания о
прошлом и размышления о будущем произносятся
сейчас, в настоящем времени);
- будущее (размышление автора о собственной
посмертной жизни).
Можно сказать, что художественное время
стихотворения пронизано вечностью: памятник,
воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».

Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения

Художественное пространство
стихотворения необычайно широко:
лирический герой уверен, что он будет
известен «от Белых вод до Черных, / Где
Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». Его
слава будет жить до тех пор, «доколь
славянов род вселенна будет чтить»,
«всяк будет помнить то в народах
неисчетных».

Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение)

Охарактеризуйте изобразительновыразительные средства стихотворения
(эпитеты, метафоры, сравнение)
Образную систему, настроение стихотворения создают:
- эпитеты: чудесный, вечный памятник; быстротечный гром; в
народах неисчетных; забавный
русский слог; сердечная простота;
заслуга справедливая; непринужденная рука неторопливая.
- метафоры: «я памятник себе воздвиг» (имеется в виду оставил о
себе память); «времени полет» (время сравнивается с летящей
птицей); «часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти
станет жить» - автора будут помнить люди; «заря бессмертия»
(память).
- сравнение: памятник «металлов тверже он и выше пирамид».

Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация)

Охарактеризуйте приемы поэтического
синтаксиса (инверсия, градация)
- Инверсия (обратный порядок слов):
памятник чудесный, вечный; тверже он;
гром быстротечный;времени полет; его не сокрушит;
часть меня большая; доколь славянов род вселенна
будет чтить; в народах неисчетных; истину говорить;
заслугой справедливой; презрит кто;
рукой неторопливой; челотвое.
- Градация (постепенное нарастание, увеличение
степени проявления признака): «Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный».
Все указанные приемы поэтического синтаксиса
придают стихотворению особое эмоциональное
звучание и служат раскрытию авторской идеи.

Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы)

- Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава
«возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из
безызвестности я тем известен стал».
- Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»),
«вселенна» (вместо «вселенная»), «Белые воды и
Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море),
«всяк» (вместо «всякий»), «неисчетный» (вместо
«неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело
стремиться к чему-либо благородному, высокому,
новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб.
Использованные лексические средства придают
стихотворению особую выразительность.

Определите размер и способ рифмовки стихотворения

Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Способ рифмовки – парная (абаб).

Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?)

Своим стихотворением Г. Р. Державин хотел
сказать, что все мы смертны, но можно
оставить о себе память – такую, что о тебе
будут помнить потомки на протяжении
многих лет.

«Памятник»

М.В. Ломоносов
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
А.С. Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Сравнительная таблица

М.В.Ломоносов
Черты
биографии
Границы
творческого
бессмертия
Каковы
отношения у
поэта с музой
Г.Р.Державин
А.С.Пушкин

«Три «Памятника» в русскойлитературе».

М.В.Ломоносов
Г.Р.Державин
А.С.Пушкин
Черты
биографии
“Мне беззнатный род
препятством не был”.
“…первый я дерзнул в
забавном русском слоге // О
добродетелях Фелицы
возгласить, // В сердечной
простоте беседовать о Боге //
И истину царям с улыбкой
говорить”.
“…чувства добрые я
лирой пробуждал… в
мой жестокий век
восславил я Свободу //
И милость к падшим
призывал”.
Границы
творческого
бессмертия
Поэт будет жить, пока
живо его Отечество.
“Доколь славянов род
вселенна будет чтить”.
“…доколь в подлунном
мире // Жив будет хоть
один пиит”.
Каковы
отношения у
поэта с музой
Муза – высокая
покровительница.
Муза – верная подруга поэта.
Муза – соратник на
великом поприще
поэзии.