Конспект и презентация сочинительные подчинительные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему. Графический диктант с взаимопроверкой

Класс: 7

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цели:

  • Образовательные :
    • знакомство с типами союзов;
    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
  • Воспитательные :
  • Развивающие :
    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

План урока

1. Оргмомент. (1 мин.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
3. Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
4. Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
5. Итог урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

  • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
  • Союзы бывают … (простые и составные) .

– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.

III. Объявление темы и целей урока

1. Запись предложений под диктовку

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Nаким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы (Приложение 1 , слайд 7)
– подчинительные союзы (Приложение 1 , слайд 8)
Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла () и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается () когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым () то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце () но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору () с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил () что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами) : в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
  • Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).

3. Графический диктант с взаимопроверкой

Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах)

Вариант 1 .

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

Вариант 2.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

4. Устная работа

Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Комплексная работа над текстом

1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.

6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

Задания к тексту

Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.

1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з -/с -.
3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
4. Выпишите из текста все сочинительные союзы
5. Выпишите из текста все подчинительные союзы
6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.
7. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.
8. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

IV. Итог урока

V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Подчинительные союзы

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не)умеющий их и…пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать.

потому что

не только….но и

как будто

Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

Вставьте подходящие по смыслу союзы.

Определите их вид по строению и разряд по значению.

  • Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин)
  • Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов)
  • Мал золотник … дорог. (Пословица)
  • Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов)
  • Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин)

И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.

Заполни таблицу примерами

  • И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.
  • Мы отправились в поход рано утром, …
  • была солнечная погода. (почему?)

    2. Мы отправились в поход рано утром, …

    до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?)

    3. Мы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (когда?)

    4. Мы бы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (при каком условии?)

Приехав однажды на станцию поздно вечером,

я велел было поскорее закладывать лошадей,

как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель

и ямщик советовали мне переждать.

Ямщику вздумалось ехать рекою, что

должно было сократить нам путь тремя верстами.

Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе,

так что я не имею и надежды отыскать ту,

над которой пошутил я так жестоко.

  • Из данных предложений составьте СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
  • Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
  • В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

Какие союзы нужно использовать в СПП:

а) соединительные; б)противительные; в)подчинительные.

1.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают однородные члены.

2.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают простые предложения в составе сложного.

3.Выпишите № предложения, в котором запятая перед

союзом И не ставится.

4.Выпишите № сложноподчиненного предложения.

А.Этот гигантский космический глаз смотрел на землю

внимательно и строго.

Б..С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда

прогремел первый гром.

В.Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы.

Г.Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь

Слайд 2

Цель

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП предложения; правильно ставить знаки препинания.

Слайд 3

Орфографическая разминка I. В каких словах пишется буква А? 1)К_нонада 2)Уд_ляться 3)Приг_реть 4)Слыш_щий II. В каких словах пишется буква И? 1)Б_тон 2)Зап_рать 3)Стел_тся 4)Опт_мист III. Найдите словосочетания с деепричастием несовершенного вида 1)Идет задумавшись 2)Признавая ошибки 3)Опустив голову 4)Радуясь жизни 5)Решив задачу

Слайд 4

Словарный диктант.

Предположить, расстилаться, чувствовать, изредка, принять, скрываться, очарованный, прикасаться, жестяной, пригореть, честный.

Слайд 5

Синтаксическая минутка

Запишите графически: 1. В течение двух часов вода залила и берег, и дорогу, и поле за дорогой, и небольшой лесок. [и O,и O,и O,и O] 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит. [-==], и [-=]

Слайд 6

Схема

V -знал - -не знал + -хочу знать?- вопрос 1. Что вы уже знали? 2. Что не знали, но хотели бы узнать? 3. Какая подсказка есть в теме? Как вы понимаете сочинительные и подчинительные союзы?

Слайд 7

Анализ предложения

1.Июльская ночь обняла воздух, но Андрий не отходил к куреням. 2.Когда очнулся Тарас и глянул на Днестр, уже казаки были на лодках. Как вы думаете, где сочинительная связь, а где подчинительная? Нам в этом помогает рисунок.

Слайд 8

В каком предложении от одного простого предложения можно поставить вопрос? Вывод: Какие союзы сочинительные, а какие подчинительные? Познакомимся с группами союзов.

Слайд 9

Сочинительные союзы связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (ССП) Было темно, но я видел и деревья, и воду, и людей.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12