Яуза и "гробовое молчание". От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь) По берегам яузы

Яуза - река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Притоки Яузы: правые - Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» мало замечают), шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус, два метромоста и двадцать три - пешеходных.

На берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

В излучинах Яузы можно увидеть десятки старинных озёр (остатки старых речных русел в поймах рек). Своё начало она берёт среди торфяных болот Лосиноостровского лесопарка вблизи реки Клязьмы. Сейчас это сильно загрязнённая мелкая река, и трудно поверить, что когда - то она была полноводной и судоходной, упоминавшейся в летописи за 1156 год в связи с заложением первого Московского Кремля.

В конце 12 - ого века Яуза потеряла своё значение как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию. В течение нескольких столетий Яуза была основной дорогой, связывающей Москву с городами Северо-восточной Руси. Устье Яузы долгое время служило важным городским торговым местом. Торговля велась в основном хлебом - в устьевой части реки, на островах стояли мукомольные водяные мельницы, перемалывающие зерно, поступающее по Оке и Москве - реке из южных земель.

В 14-15-ых веках, берегам Яузы отдавалось предпочтение при выборе новых мест для строительства. На реке поставили множество мельниц, и почти все её притоки запрудили земельными и каменными плотинами, что сильно изменило саму Яузу. Особенно интенсивная застройка берегов Яузы начинается в 17-ом веке. Жилые дома и мануфактуры протянулись вдоль реки, от устья до Сокольников. Определённое оживление в жизнь реки внёс в конце 17- ого века император Петр Великий, который построил на её берегах фабрику по выделке парусов и создал речную флотилию. Почти одновременно здесь возникли кожевенный двор, пильная и бумажная мельница.

Дальнейшая застройка этого района промышленными предприятиями привела к тому, что из одной из самых красивых окраин Москвы того времени река превратилась в обще московскую сточную канаву. И лишь в наше время, после строительства очистных сооружений на предприятиях и переброски волжских вод в Яузу по областному каналу, качество воды в реке несколько улучшилось.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.05.2014

Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.
Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 г. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Согласно архивным данным в 1657 г. купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной ул. В последующие годы при церкви были похоронены многие известные члены семейства Строгановых.
К началу XIX века церковь обветшала. В 1822 г. на средства С.М.Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы О.И.Бове и Д.И.Жилярди.
Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы. Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии. В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых. В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы. Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах. Подворье Болгарского патриархата. Возведен в 1654 г. Придел святого Тихона Амафунтского пристроен в 1802 г. Передан Болгарской Православной церкви в 1948 г.

Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах.


Верхняя Радищевская ул.

Памятник А.Н.Радищеву

Верхняя Радищевская ул., 9а строение 2. Особняк 1896 г.


Верхняя Радищевская ул., 7 и 9 стр.1

Верхняя Радищевская ул., 9 стр.1


Дворик дома 19 по Верхней Радищевской ул.


Верхняя Радищевская ул., 19


Верхняя Радищевская ул.


1-й Котельнический пер., 3 строение 1. Ансамбль городской усадьбы Шапкиных - В.П. Щукина - М.Ф. Михайлова. Главный дом с палатами. Середина-конец XVII в., перестроен в 1860-80-е годы. Гражданский инженер Н.Г.Фалеев.


1-й Котельнический пер., 3 строение 1


Храм святителя Николая в Котельниках

Храм святителя Николая в Котельниках

Памятный камень на месте родовой усыпальницы Строгановых


Внутренний двор сталинской высотки на Котельнической набережной

Вентиляция


Памятник Дмитрию Донскому (2013 г., скульптор В.М.Клыков)


Серебряническая наб., 11. Заброшенная типография МВД

Серебряническая наб., 15. Заброшенное здание бывшего Симоновского суда. Бывшая богадельня. Построена в 1900 г., архитектор Д.В.Шапошников.


Река Яуза


На другой стороне Яузы расположена усадьба Усачевых-Найденовых


ул. Земляной Вал, 57 строение 6. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова.

Заброшенный роддом им. Клары Цеткин. Ранее – Морозовская богадельня. Здание построено в 1891 г. (архитектор М.И.Никифоров) на бывшей территории фабрики, основанной С.В.Морозовым.

Шелапутинский пер., 3 строение 1. Заброшенный роддом им. Клары Цеткин


Река Яуза, Костомаровский мост


Андроников виадук. Построен в 1865 г. по проекту инженеров Н.М.Колоколова, С.Я.Терёхина и архитектора Б.М.Надежина.


Андроников виадук


Андроников виадук


Река Яуза, Таможенный пешеходный мост


ул. Золоторожский Вал, 34. Бывшая типография завода "Серп и молот".


Бывшая типография завода "Серп и молот"




Обрыв, где находили окаменелости (древние ракушки и т.п.)


Вид на Таможенный мост от парка усадьбы Строгановых


Малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Протекает и в Басманном районе , по ней идёт разделение районов Басманный и Лефортово.

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ на Яузе появляются суда «Мосводостока»-организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участк Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км.Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла, у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы, несмотря на ставшие постояными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический "яузский" запах.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста . В работах принимали участие плавкран «ПК-141» буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010г была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкоседящие катера типа "КС-100" "Сходня"и "Сетунь". В июле 2011г проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе «Медведково») наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот «мост» малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Река берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа— Чермянку , Лихоборку , Каменку , Горячку , Копытовку , Путяевский ручей , Олений ручей , Рыбинку , Чечёру , Черногрязку , Охотничий ручей ; слева — Ичку , Будайку , Хапиловку , Синичку , Золотой Рожок , Гольяновский ручей , Леоновский (Высоковский) ручей . В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Яуза известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.

Долина Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе (Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й), крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса) выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и Яуза были одной рекой. Этим может объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например, долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм. Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле (выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).

В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью верховьев от Клязьмы. Эти особенности предопределили успешное развитие

города Москвы вблизи устья Яузы.

В XII в. Яуза утратила общероссийское транспортное значение, но долго оставалась важной водной дорогой города. Если из берегов р. Москвы длительное время осваивался, в основном, только один – левый (защищённый от татарских набегов), то оба берега маленькой Яузы застраивались почти одинаково. Позднее именно по Яузе город быстрее всего «потянулся» своими многочисленными слободами прочь от центра и достиг в этом направлении максимальной протяжённости. Такое положение сохранилось до сих пор: Москва чуть больше вытянута с юга на север, чем в других направлениях. Можно считать, что благодаря Яузе Москва не стала узким приречным городом

и со временем смогла приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих отношениях.


В XIX веке, в период бурного промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.

В середине XX века на реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы . План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов . В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом . Он был построен по проекту архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники ). Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

В конце XX века происходит катастрофическое загрязнение и омертвение яузской воды, когда Москва резко расширяется и достигает своих современных границ, а также в несколько раз вырастает население г.Мытищи. Вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

В 2008 году после многолетнего перерыва возобновились дноуглубительные работы на Яузе. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста, весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года – в районе Лефортовского моста.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

В относительно естественном состоянии русло и долина Яузы сохранились в Главном ботаническом саду, а также в Лосином Острове около Сокольников. Ниже Лосиного Острова долина Яузы полностью трансформирована, и не застроены лишь парки - Первомайский, Лефортовский, парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых. В последних двух сохраняются хохлатка плотная и некоторые виды других весенних лесных трав-эфемероидов. Хохлатка плотная имеется также в долине Яузы в пределах Лосиного Острова, но в небольшом количестве. Интересно, что особенно много её в парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых - ближе всего к центру города. Из водоплавающих птиц на Яузе круглый год в большом количестве присутствует утка-кряква. По учётам 1998-2000 гг. на реке выше Краснобогатырского моста, где берега естественные, бывает 12-16 выводков. Особенно много выводков скапливается в июле на Леоновском пруду около Яузы.

Зимой численность крякв на реке возрастает иногда до 1500-2000 особей, причём утки встречаются на всём её протяжении. Яуза практически не замерзает, и сюда на зимовку устремляются не только московские, но и подмосковные птицы. В некоторые годы гнездятся на Яузе гоголь и красноголовый нырок, которые тоже зимуют здесь. Изредка зимой наблюдались необычные для города виды - лебедь-кликун, серый и индийский гуси, канадская казарка, что связано с уходом их из питомников павильона «Охота и охотничье хозяйство» ВДНХ, а также ЦНИЛ Главохоты. Из представителей семейства пастушковых на Яузе гнездится камышница (на старичных водоёмах и затонах - близреспубликанской станции юннатов, у проезда Кадомцева, у моста Окружной ж/д., около устья р.Чермянки, в Старом Свиблове). Посещают Яузу также озёрные чайки и речные крачки. На пролёте отмечен кулик-перевозчик. Из околоводных воробьиных в среднем течении Яузы изредка встречаются варакушка, камышевка-барсучок, камышовая овсянка. Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе

Архипкина Анна