Томов в произведении голова профессора доуэля

В романе «Голова профессора Доуэля» операции по оживлению человеческих голов ведутся руками гениального хирурга, но одновременно очень алчного и тщеславного человека, профессора Керна. «Воскрешённые» люди не стали счастливыми, благодарными, а также полноценными членами человеческого общества. Так, например, сам профессор Доуэль мечтает о смерти, но его одержимость идеями научных открытий заставляют его продолжить своё земное существование. Сам Керн во время подготовки к операции по сращению оживленной головы с телом «свежего» трупа своей ассистентке произносит такие слова: «Сейчас не время заниматься этическими проблемами, - сухо ответил Керн. - Она потом сама нас благодарить будет». Но благодарности не последовало.

Величайшие научные эксперименты ни одного из персонажей не сделали счастливым. Вопросы этики остаются в стороне. Не оказанное внимание и уважение к личности, привели к безоговорочному концу всей работы и профессора Доуэля, и его помощника Керна.

Следует отметить, что Беляев словами своего героя прямо говорит об этической ответственности, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные открытия необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае ничего не получится.

Выводы

Во второй главе курсовой работы был проведён сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, в результате которого выявлены следующие особенности:

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку,.

Помимо произведения «Цветы для Элджернона» в наиболее краткой форме была рассмотрена проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате были сформулированы следующие выводы:


Заключение

Глобальной целью моей работы было разобраться в причинах и основаниях изменений в жизни умственно отсталого главного героя и нём самом после операции. Для её достижения я выполнила ряд задач:

1) Вывела собственное универсальное определение гуманизма, которое звучит так: исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

2) Ознакомилась со статистикой относительно людей с инвалидностью в мире и выяснила, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив.

3) Выявила особенности адаптации людей с инвалидностью в обществе – наличие таких социальных барьеров как:

a) незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

b) страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся физически или морально ранить, огорчить);

c) агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

4) Провела сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, выявив следующие особенности:

a) Мужчина осознаёт, что раньше в любой компании он был лишь мальчиком для битья, клоуном, легкой целью для постоянных издёвок окружающих. И хотя он чувствовал себя частью общества, на самом деле это было всё то же отчуждение, только не осознаваемое умственно отсталым человеком.

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку.

c) В то же время, коммуникативные навыки героя остались на уровне развития ребёнка, отчего он страдает в своих попытках общения с противоположным полом. В результате мы можем сделать вывод, что интеллектуальная односторонность развития человека не столь пагубна, как односторонность чувственная (когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений), но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению личности.

5) Помимо произведения «Цветы для Элджернона» я в наиболее краткой форме рассмотрела проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате я пришла к следующим выводам:

a) Братья Стругацкие, рассматривая в своём творчестве достижения научно-технического прогресса, уделяют огромное внимание человеку и взаимоотношению человека и общества. Особо важной оказывается проблема выбора, прежде всего нравственного.

b) Беляев же словами своего героя прямо говорит об этической ответственности учёных за их открытия, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные свершения необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае от них будет один вред, ведь и в данном произведении, «Голова профессора Доуэля», в финале книги никто из персонажей не остался счастлив.

Таким образом, я пошагово выполнила все поставленные задачи, прибегнув к таким методам научного исследования как анализ, синтез, квалификация, аналогия и другие. Основная цель моей курсовой работы была успешно достигнута.

Список использованной литературы

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд - М: Педагогика, 1991.

2. Алейник, T.A. Институциональные барьеры и стратегии социальной мобильности людей с инвалидностью: дисс. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Алейник Лидия Анатольевна. Ставрополь, 2008.

3. Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1992.

4. Добровольская, Т.А. Социальные проблемы инвалидов / Т.А. Добровольская, Н.А Демидов, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1988.

5. Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993.

6. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социологические исследования. 1991.

7. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества / И.А. Дворянчикова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Самара, 2003.

8. Калинычева, Т. И. Инвалиды в зеркале общественного сознания //Вестник благотворительности. - 1995.

9. Куликов, А.Н. Гуманизм в современном мире./ А.Н. Куликов // Дис. канд. философ. наук. - 2012.

10. Раецкая, И.Е. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности. / И.Е. Раецкая // Дис. канд. психол. наук. - 2005.

11. Черничкина, В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения. / В.А.Черничкина // Дис. канд. психол. наук. - 2003.

12. Blackham H.J. Humanism. - 2nd rev. ed. - N.Y., 1976. – 132 p.

«Голова́ профе́ссора До́уэля» - научно-фантастический роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева , одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт ». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1923-1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле . В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей », «Последний человек из Атлантиды », «Человек-амфибия », «Борьба в эфире» и серию рассказов.

    Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16-21, 24-26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6-10; отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1938)

    Сюжет

    Франция. Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

    Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций - оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей в железнодорожной катастрофе артистки Анжелики, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере , в компании своих друзей - Жана и его жены Марты - она сталкивается с художником Арманом Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей подруги Анжелики с головой другой женщины. Более того, Арман и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.

    В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.

    Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.

    Персонажи

    Люди

    • Керн - профессор, хирург-злодей
    • Мари Лоран - врач, ассистентка Керна
    • Джон - слуга-негр
    • Анжелика Гай - погибшая певица, тело которой было использовано Керном
    • Рыжая Марта - подруга Брике
    • Жан - муж Марты
    • Мадам Лоран - мать Мари
    • Арман Ларе - художник
    • Артур Доуэль - сын профессора Доуэля
    • Шауб - художник из Австралии, приятель Ларе
    • Равино - врач-преступник, владелец психиатрической больницы

    Головы

    • Доуэль - профессор, учёный-хирург
    • Тома Буш - погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном
    • Брике - погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном

    Критика

    В 1939 году с рецензией на роман «Голова профессора Доуэля» на страницах журнала «Детская литература» выступил критик и прозаик Я. С. Рыкачёв. Назвав роман цельным и увлекательным повествованием и отметив культуру письма и несомненную одарённость автора , Рыкачёв тем не менее подверг жёсткой критике работу Беляева, посчитав её неудачей писателя и определив книгу как «досадный анахронизм» . Критик высказал мнение, что роман отличает не только отсутствие какой-либо социальной идеи, но слабость с точки зрения научной мысли, выражающаяся в неспособности автора ни сообщить существенные научные сведения, ни ознакомить читателя с реальными перспективами науки. В своей рецензии Рыкачёв сделал предположение, что Беляев отталкивался от опытов доктора Брюхоненко , сумевшего сохранить жизнедеятельность головы собаки, отделённой от тела .

    На страницах того же журнала Беляев ответил, что роман был написан ещё до опытов С. С. Брюхоненко . Беляев заметил, что роман является отчасти автобиографическим - его идея пришла в голову писателю, когда у него парализовало ноги и он был 3 года прикован к постели, фактически ощущая себя «головой без тела» . К моменту написания книги идея, где голова (мозг) живёт без тела, поддерживаемая наукообразным способом, не являлась принципиально новой для литературы - фельетон Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877), рассказ Густава Майринка «Экспонат», роман Мориса Ренара «Доктор Лерн» («Новый зверь») (1908), роман Гастона Леру «Кровавая кукла» (1923), новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» (Mr. Vivacius Style ) - затрагивали эту проблематику. Сам Беляев назвал вдохновителем своей книги Шарля Броун-Секара .

    Относительно социальной темы, Беляев выразил уверенность, что создать занимательный и острый сюжет в книге на тему классовой борьбы куда проще, чем в произведении, описывающем будущее бесклассовое общество. Писатель подчеркнул, что показать такое общество и его научные, технические, культурные, бытовые перспективы не менее важно, чем классовую борьбу .

    В то время как советский критик Рыкачёв дал роману низкую оценку, заявив, что роман носит «явственный след влияния западной развлекательно-фантастической литературы», английский фантаст Герберт Уэллс во время встречи с Беляевым в 1934 году в Ленинграде высказал противоположное мнение : «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы „Голова профессора Доуэля“ и „Человек-амфибия“. О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

    Экранизации

    Примечания

    Литература

    • Б. В. Ляпунов . Александр Беляев. - Критико-биографический очерк. - М. : «Советский писатель », 1967. - 27 с.
    • Я. С. Рыкачёв. «Голова профессора Доуэля» А. Беляева // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 1 . - С. 50-53 .
    • А. Р. Беляев . О моих работах // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 5 . - С. 23-25 .

    Ссылки

    • Александр Беляев. Голова профессора Доуэля (текст романа на сайте Lib.Ru).
    • Светлана Беляева «Звезда мерцает за окном…» (Александр Романович Беляев Романы. Повести. Рассказы /Библиотека всемирной литературы. М., Эксмо, 2008.)
    • Иллюстрации Александра Довгаля к изданию романа «Голова профессора Доуэля» 1957 года.

    Висков Иван

    Роман А. Беляева "Голова профессора Доуэля" написан более 90 лет назад, однако он популярен и сегодня. В нем поднимаются такие вопросы, как моральная сторона медицинских экспериментов над человеком, возможности человеческого разума, а также проблема добра и зла. В работе проводится сравнительная характеристика главных героев, являющихся антагонистами.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Школа №15»

    Антагонизм героев романа А. Р. Беляева

    «Голова профессора Доуэля»

    Выполнил: Висков Иван

    Ученик 6 класса «Д»

    Научный руководитель:

    Хапилова О. А.

    Учитель русского языка и литературы

    Нижний Новгород

    2016

    Стр.

    Введение………………………………………………………………………….1

    1. Понятие «Научная фантастика»…. ………………………….………….2
    2. Герои антагонисты и протагонисты………….…………………………..3
    1. Сравнительная характеристика героев романа А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля»……………………………………………………...6

    Заключение………………………………………………………………………7

    Список литературы…………………………………………………………..….8

    Приложение………………………………………………………………………9

    Введение

    Когда врач совершает преступление,

    он опаснее прочих преступников.

    У него сильные нервы и опасные знания.

    А. Конан Дойль.

    Одним из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране является Александр Романович Беляев. Самым известным произведением этого писателя является роман «Голова профессора Доуэля». Это произведение повествует нам о двух высококвалифицированных и талантливых профессорах в области анатомии и медицины – профессоре Доуэле и профессоре Керне. Они проводили важные опыты, связанные с трансплантологией, т. е. пересадкой органов человеческого тела, в частности головы человека.

    Несмотря на то, что роман был написан более 90 лет назад, данная проблема, а также ее этическая сторона актуальны и сегодня.

    Этим обусловлена актуальность темы данной работы.

    Сравним двух главных героев произведения. Что скрывал за этими личностями Беляев?

    Цель работы – составить сравнительную таблицу и сравнительные синквейны по роману А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля».

    Задачи:

    1. Узнать, кто такие герой-протагонист и герой-антагонист.
    2. Выявить причины ссоры профессоров.
    3. Сопоставить характеры героев романа.
    1. Понятие «Научная фантастика»

    Научная фантастика - жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики.

    Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

    Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на некоем допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).

    В узком понимании, научная фантастика - о технологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. Научная фантастика в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.

    В более общем понимании, научная фантастика - это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение.

    1. Герои - антагонисты и протагонисты

    Антагонист – персонаж или несколько героев какого-либо произведения, активно противодействующие протагонисту (положительному герою), на пути к достижению его целей. Это активный отрицательный персонаж, чья деятельность вызывает неодобрение у автора .

    Протагонист – главный герой положительного характера, играющий основную роль в трагедии. Открыто противопоставляется антагонисту .

    Впервые термины протагонист и антагонист были введены поэтом Фесписом в Афинах в 534 г. до н.э. Тогда Феспис выступил со своим хором «отец аттической трагедии».

    Важным фактором противостояния являются препятствия – то, что протагонист должен преодолеть, в то время как антагонист – человек, который стремится к своей цели любой ценой.

    В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста – главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более запутанный сюжет и необычные ситуации.

    Фигура антагониста в разных жанрах несёт свои характерные особенности. Так, в комедии обычно именно антагонист вовлекает героя в комические ситуации; в триллере с антагонистом связываются наиболее яркие и натуралистичные сцены схваток, насилия и смерти, в какой-то степени именно изображение антагониста как олицетворения сил зла может быть основной художественной задачей жанра; в женском любовном романе антагонистка, как правило, старше и опытнее героини, она провоцирует героиню нарушать запреты и ставит перед ней «трудные задачи», способствуя женской инициации героини.

    1. Сравнительная характеристика героев романа А. Р. Беляева

    «Голова профессора Доуэля»

    Александр Романович Беляев по праву считается одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.

    «Голова профессора Доуэля» - по признанию самого автора - это автобиографическое произведение, поскольку Беляев страдал от паралича нижней половины тела и был совершенно обездвижен. Потому на себе ощущал, «что может испытать голова без тела ».

    Главные герои книги А. Беляева – профессор Доуэль и его ассистент Керн, проводившие эксперименты по изменению природы человека. В одной из частных парижских научных лабораторий им удалось оживить некоторые человеческие органы. В перспективе профессор Доуэль собирался провести операцию по оживлению отсечённой от тела головы человека.

    Суть эксперимента заключалась во введении в кровь пациента специально изобретённого им препарата «Доуэль-217», который делает возможным более длительное её существование. Возможность внести корректировку в существующий ход жизни – предотвратить болезни и искоренить смерть, были объектом научных исследований многих лет жизни этого учёного.

    Осуществив ряд успешных экспериментов на животных, Доуэль и Керн намеревались сообщить об открытии общественности. Доуэль передал ассистенту Керну рукопись с исследованиями для подготовки к печати. Однако Доуэль неожиданно умирает от внезапного припадка, завещав свое тело для научных экспериментов. Доуэльи не предполагал, что его голова будет оживлена первой.

    А. Р. Беляев описывает профессоров Керна и Доуэля, как двух коллег, которые вместе работают над воскрешением человеческой головы, а также тела. Но с развитием событий Керн предает Доуэля и начинает шантажировать своего коллегу, лишая его права на открытия.

    В этом эпизоде Керн поступил неблагодарно, и, следовательно, у Беляева этот герой вызывает презрение. Керн – антагонист.

    Керн жесток и коварен. Он ведет себя неблагодарно, и этот герой вызывает презрение. Доуэль показан очень добрым. Даже в тяжелейшей ситуации он остается сердечным человеком, и ассистент Керна Мари Лоран проникается к нему дружескими чувствами.

    Керн – властный, самолюбивый человек, которого не заботят чувства, мысли, состояние других людей. Сама ситуация эксперимента, который он осмелился проводить над профессором Доуэлем. Профессор Доуэль же всячески пытается улучшить произведенные ими обоими эксперименты.

    Профессор Доуэль работает на благо людей, он пытается использовать свои знания и опыт ради помощи людям. Керн в своей деятельности преследует совсем другую цель – он стремится только к личной славе, популярности. Его не смущает, что для этого он использует чужие достижения и открытия. Так, Керн переименовывает препарат «Доуэль-217», тем самым оставив Доуэля в тени. «Отныне медицина может восстановить угасшую жизнь человека. Сколько великих людей можно будет воскресить после их смерти, продлить им жизнь на благо человечества!» Важно заметить, что все перечисленные препараты в романе реально существуют.

    Получив этот препарат, голова учёного способна была и дальше продолжать заниматься наукой. Воспользовавшись этим, Керн выдвинул ему жёсткие условия дальнейшего сотрудничества. Доуэль вынужден был согласиться. К тому же Керн был самым способным из всех его ассистентов и мог закончить дело всей жизни профессора.

    Профессор Доуэль, напротив, использует исключительно свой талант и свои собственные знания. Он жертвует своей жизнью ради научной цели и ради человечества.

    Доуэль всячески пытается улучшить произведенные ими двумя эксперименты. Доуэль показан протагонистом. Он жертвует своей жизнью ради научной цели и ради человечества.

    Заключение

    Таким образом, в центре романа А. Беляева два героя – талантливые профессора в области пересадки человеческих органов – профессор Доуэль и профессор Керн.

    Несмотря на некоторое сходство центральных героев романа, профессор Доуэль является протагонистом, автор находится именно на его стороне.

    Отрицать враждебную деятельность Керна я не имею права, поскольку Беляев неодинаково относится к обоим профессорам. Керном движут иные цели, нежели Доуэлем – личная слава и обогащение. Ради достижения своих целей Керн идет на преступление. Он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.

    Профессор Керн – это герой-антагонист. Он вводится в произведение не случайно. Именно благодаря ему писатель подчеркивает главную мысль своего произведения о том, что недопустимо использовать научные (а тем более медицинские) достижения ради личной славы и обогащения.

    Произведение А. Беляева «Голова профессора Доуэля» было написано более 90 лет назад, однако оно не теряет своей актуальности. Роман заставляет задуматься о безграничных возможностях человеческого разума и их применения, поднимает важные и поныне моральные и социальные проблемы, которые могут возникнуть в связи с опытами над человеческим телом.

    Список литературы

    Источники

    1. Беляев, А. Р. Голова профессора Доуэля. – М., 2003.- 209 с.
    2. http://www.filorelea.narod.ru

    Словари

    1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов.- М., 2013. – 305 с.
    2. Литература: Справочные материалы/ С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский.- М., 2003. Т- 220 с.
    3. Толковый словарь русского языка/ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова.– М.,2001. – 1376с.
    4. Толковый словарь Т. Ю. Ефремовой. – М., 2015. – 556 с.
    5. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л. Тимофеев, С. Тураев.- М., 2011. – 355 с.

    М, ЗАО, Центрполиграф, 2000 г.

    Основная идея самого известного научно-фантастического произведения А. Беляева "Голова профессора Доуэля" - бессмертие человеческой мысли, хотя сам роман, написанный в 1937 году, посвящен проблеме оживления органов, отделенных от человеческого тела, - одной из самых животрепещущих тем в медицине. Одним из первых автор романа поднимает проблему ответственности за свои открытия.
    Все главы аудио книги Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" снабжены комментариями и кратким содержанием. Можно слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации любую главу романа советского фантаста А. Р. Беляева "Голова профессора Доуэля". В сборник также вошли роман "Продавец воздуха" и научно - фантастические рассказы: "Сезам, откройся!!!", "Ни жизнь, ни смерть", "Мертвая голова".

    Аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля". Первая встреча. Глава, в которой описывается кабинет Керна. Мари Лоран пришла наниматься на работу к профессору Керну. Комната, в которой происходило собеседование была мрачная. Пытаясь найти позитив, Мари подумала: "Но заниматься здесь хорошо: ничто не отвлекает внимания....

    Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля". Тайна запретного крана. "Мари Лоран нелегко давалась жизнь. Ей было семнадцать лет, когда умер ее отец... приходилось учиться и поддерживать семью (больную мать)... Получив звание врача, тщетно пыталась найти место... Предложение профессора Керна явилось для нее выходом из положения......

    Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля". Голова заговорила. "С тех пор как Лоран открыла тайну запретного крана, прошло около недели. За это время между Лоран и головой установились еще более дружеские отношения. В те часы, когда профессор Керн уходил в университет или клинику, Лоран открывала кран, направляя в горло головы...

    Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" Смерть или убийство? "...Перед этим последним опытом, в успехе которого я не сомневался, я передал Керну рукопись со всей проделанной мной научной работой для подготовки к печати. Одновременно мы работали над другой научной проблемой, которая также была близка к разрешению. В это время со...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Жертвы большого города. Керн предлагает Лоран удвоить вознаграждение и "...Надо сделать кое-какие приготовления. Голову профессора Доуэля мы поместим в комнату за лабораторией... Временно... А сюда завтра привезут два свеженьких трупа, и мы изготовим из них пару...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Новые обитатели лаборатории. "Наутро на прозекторском столе лаборатории профессора Керна действительно лежали два свежих трупа. Две новые головы, предназначенные для публичной демонстрации, не должны были знать о существовании головы профессора Доуэля. И потому она...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля", Головы развлекаются. "Головам Тома и Брике еще труднее было привыкнуть к своему существованию, чем голове Доуэля. Его мозг занимался сейчас теми же научными работами, которые интересовали его и раньше. Тома и Брике были люди простые, и без тела жить им не...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Небо и земля. "Доводы Тома не убеждали Брике. Несмотря на свой безалаберный образ жизни, она была истой католичкой. Ведя довольно бурную жизнь, она не имела времени не только думать о загробном существовании, но даже и ходить в церковь. Однако привитая в детстве...

    Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Порок и добродетель. Лоран пришла к профессору Керну, чтобы узнать о его планах в отношении голов Тома и Брике, а также выяснить намеревается ли Керн дать новое тело Доуэлю? Хитрый, коварный Керн обыграл простодушную Лоран в этом словесном поединке. Лоран призналась о своих разговорах с...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Мертвая Диана. "...Успех опыта во многом зависел от того, чтобы найти возможно свежий труп, и поэтому Керн бросил все дела и почти переселился в морг, поджидая счастливого случая... Крушение поезда у самого вокзала. Масса трупов... Профессор Керн приступил к...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Сбежавший экспонат". "Наконец в жизни Брике настал великий день. С нее были сняты последние бинты, и профессор Керн разрешил ей встать... - А теперь разрешите мне уйти... выписаться из больницы... я не девочка и не невольница и могу распоряжаться собой!.. я люблю...

    Научно-фантастический роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Допетая песня. "После того как Брике при помощи своего нового ловкого, гибкого и сильного тела перебралась через ограду и вышла на улицу, она подозвала такси... Она подошла к знакомому кабаре "Ша-нуар", где выступала в ту роковую ночь, когда шальная пуля прекратила на...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Женщина-загадка. Уехавшую на Ривьеру Брике, с телом погибшей итальянской актрисы Анжелики Гай, случайно встретил в игорном доме в Монте-Карло художник Ларе, близко знавший Анжелику Гай... В главе даются характерные образы завсегдатаев игорного дома: "...Вот...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Весёлая прогулка. "Через несколько дней Ларе был уже знаком с Брике, ее подругой и Жаном. Он предложил им совершить прогулку на яхте..." Ларе быстро выведал у Брике её тайну. "...Ларе как бы нечаянно коснулся руками ее шеи, отвернув при этом край колье. Он увидел...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", В Париж. "...Ларе уже в продолжение нескольких дней учил Брике играть в теннис. Она оказалась очень способной ученицей. Но Ларе знал тайну этой способности... она обладала тренированным телом Анжелики, которая была прекрасной теннисисткой... По пути в Париж нога у...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Жертва Керна. "В то время как Ларе был всецело поглощен заботами о Брике, Артур Доуэль собирал сведения о доме Керна. Время от времени друзья совещались с Брике, которая сообщила им все, что знала о доме и людях, населявших его. Артур Доуэль решил действовать очень...

    Аудио роман Беляева "Голова профессора Доуэля", Лечебница Равино. "...это совершенно особая лечебница. Много преступлений и тайн хранит она за своими стенами. Наследники помещают туда своих богатых родственников, которые слишком долго зажились... Опекуны несовершеннолетних отправляют туда же своих опекаемых перед наступлением их совершеннолетия,...

    Аудио роман "Голова профессора Доуэля", Сумасшедшие. "Небольшая комната с окном в сад. Серые стены. Серая кровать, застланная светло-серым пушистым одеялом. Белый столик и два белых стула. Лоран сидит у окна и рассеянно смотрит в сад... Как это произошло?.. Керн вызвал ее в кабинет... - Вы обещали молчать обо всем, что увидите и услышите в этом...

    Аудио роман А. Беляева "Глова профессора Доуэля", Трудный случай в практике. "...Профессор Керн еще не дал доктору Равино определенных директив относительно Лоран: отправить ее преждевременно в могилу или свести с ума... Лоран в волнении ожидала того момента, когда ее судьба окончательно будет решена. Смерть или сумасшествие - другого пути здесь...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Новенький. "Постепенно Мари Лоран дошла до такого расстройства нервов, что впервые в своей жизни стала помышлять о самоубийстве... она начала обдумывать способ покончить с собой и так углубилась в эти мысли, что не заметила сумасшедшего, который подошел близко к...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Побег. "- Скорей, - шептал Артур Доуэль. - Сиделка в западном коридоре. Идем... Их шаги заглушались стонами и криками больных, страдающих бессонницей. Бесконечный коридор кончился. Вот, наконец, и выход из дома... - Но собаки... - Я все время кормил их остатками от...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Между жизнью и смертью. "...Несмотря на голод и жажду, Доуэль, долгое время проведший без сна, незаметно для себя уснул. Он спал безмятежно и крепко, не подозревая, что этим самым доставит Равино новую неприятность. Ни яркий свет лампы, ни музыкальные эксперименты...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Опять без тела. "Профессор Керн был так обрадован неожиданным возвращением Брике, что даже забыл побранить ее... Керн начал осторожно снимать с Брике пальто, в то же время наблюдая за ней опытным глазом. Лицо ее необычайно помолодело и посвежело. От морщинок не...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Тома умирает второй раз. "Голова Тома хирела с каждым днем. Тома не был приспособлен для жизни одного сознания. Чтобы чувствовать себя хорошо, ему необходимо было работать, двигаться, поднимать тяжести, утомлять свое могучее тело, потом много есть и крепко спать......

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Заговорщики. "Домик Ларе служил штаб-квартирой "заговорщиков": Артура Доуэля, Ларе, Шауба и Лоран... Ларе отправился к мадам Лоран и привез ее в свой домик... Мать и дочь поместились в двух комнатах третьего этажа... Мадам Лоран и ее дочь по очереди дежурили у...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Испорченный триумф. "В день научной демонстрации Керн особенно тщательно осмотрел голову Брике. - Сегодня в восемь вечера вас повезут в многолюдное собрание. Там вам придется говорить. Отвечайте кратко... Громадный белый зал был залит ярким светом. В партере...

    Научно-фантастический аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля", Последнее свидание. "Утром, на другой день после злополучного выступления Керна в научном обществе, Артур Доуэль явился к начальнику полиции, назвал себя и заявил, что он просит произвести обыск в квартире Керна... Следователь, Лоран, Артур Доуэль, Керн,...

    Учитель русского языка и литературы

    МАОУ Мулянская средняя школа

    Сидорова Марина Анатольевна

    Конспект урока литературы в 5б классе по произведению А. Беляева «Голова профессора Доуэля»

    (в форме технологической карты).

    Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»

    Рабочее название урока: Злые и добрые волшебники науки.

    Этапы урока

    Содержание

    Формирование УУД и технология оценивания

    I . Цель урока

    На данном уроке: дать понять учащимся, что научно-фантастический роман призван решать нравственные проблемы, стоящие перед человечеством.

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно

    формулировать тему, проблему и цели урока.

    2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    Познавательные

    УУД

    1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

    2. Пользоваться изучающим видом чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

    5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

    рочно.

    6. Пользоваться словарями, справочниками.

    7. Осуществлять анализ и синтез.

    8. Устанавливать причинно-следственные связи.

    9. Строить рассуждения.

    Коммуникативные

    УУД

    1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

    3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

    5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

    6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Личностные результаты

    1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

    2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

    Технология оценивания

    « На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

    После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

    (вопросы к ученику):

    1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

    2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

    3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

    4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

    Какую оценку ты себе ставишь?

    Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично».

    Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи , где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

    Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

    II. Работа с текстом.

    1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

    2. Анализ текста.

    Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Одни представляют Добро, другие – Зло. Если бы мы определяли произведение «Голова профессора Доуэля» как сказку, то кто в ней представлял бы сторону добра? (Мари Лоран, Артур, профессор Доуэль). А кто – сторону зла? (Профессор Керн).

    Скажите, можно ли сравнить учёных с волшебниками? (Можно).

    Почему? (Они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его).

    Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные (Конечно).

    Формулируем тему урока:

    Добрые и злые волшебники науки. Слайд 1.

    Как вы думаете, что будет конечным результатом нашей работы? Определите цель урока. Исходя из цели, сформулируем учебные задачи:

      проанализировать отдельные главы романа;

      сравнить двух учёных, выявить их качества;

      определить проблемы, которые поднимает автор, актуальность произведения;

      сформулировать свою точку зрения на роман. Слайд 2.

    Предлагаю Вам рассмотреть ключевые понятия темы урока: «добрый», «злой», «волшебник». Слайды 3, 4, 5.

    На какой период приходится развитие научно-технического прогресса?

    Докажите на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» - научно-фантастический роман. (Вспомнить признаки научно-фантастического романа и сопоставить с произведением).

    Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти.

    Какие, на ваш взгляд, критерии можно использовать для сравнения этих учёных? Слайд 6.

    Перед вами портреты профессора Доуэля и профессора Керна. Как вы думаете, какие именно фрагменты текста изображены на слайдах? Слайды 7, 8.

    В чём же была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном?

    Опишите их внешность, используя материалы учебника на стр. 110, 113. Слайд 9. На основании портретов Доуэля и Керна докажите разницу между этими людьми. Сопоставляя этих двух учёных, мы сопоставляем не талант и бездарность (это было бы проще всего), а двух одарённых, умных людей . Ведь то, что совершил Керн как учёный, невероятно сложно, даже если воспользоваться чужими знаниями. Недаром Керн был первым ассистентом Доуэля. Слайд 10.

    Какова же цель Доуэля и Керна? (работа в тетрадях, заполнение таблицы под литературными портретами).

    Цель Доуэля – развитие науки на благо человечества, борьба со смертью. Почему Доуэль помогает Керну довести эксперимент до конца? Опять-таки во имя высших целей: его открытие должно принести пользу людям, неважно, чьим именем будет подписан научный труд.

    Цель Керна – обрести личную славу. Ради этого он готов на всё: украсть записи Доуэля, убить его самого, пытать беспомощную голову. Самое главное – сделать себе имя. Этому служат все возможные средства. Здесь полезно обратиться к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Как одно подходит к другому! Какой солидный облик у кабинета! Так и должно быть у настоящего учёного. Только всё-таки веет от этой комнаты и профессорского облика чем-то мрачным, и это сразу настораживает героиню.

    Что ими может двигать? Давайте попробуем определить, какими чертами характера они обладали. Сопоставление портретов Доуэля и Керна. Слайды 11, 12, 13.

    Злые учёные (волшебники от науки)

    Власть, слава, материальное богатство, вера в собственную исключительность, отношение к работе, как к самому главному в своей жизни (важнее семьи, детей, Родины), трудолюбие, гордыня (гипертрофированное, то есть слишком большое самолюбие).

    Добрые учёные (волшебники).

    Трудолюбие, отношение к работе, как к самому главному в жизни, любовь к семье, к детям, к Родине, желание сделать мир лучше, самолюбие, понимание смысла своего дела.

    Отметьте те качества, о которых ещё не было сказано.

    Прочитайте, пожалуйста, отрывок из романа (стр. 117-118) от слов «Прошлую ночь Лоран видела во сне…» до конца главы. Какая проблема здесь раскрывается автором?

    А теперь на основе сказанного попробуем определить и сформулировать проблемы, которые поднимает автор в романе. Слайд 14.

    Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн?

    Материалы для учителя:

    В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова

    Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...». Наука – очень опасное оружие в преступных руках. Слайд 15.

    Скажите, могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы (ответы детей).

    Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества? И если да, то почему? (Общество к ним было не готово). Слайд 16.

    Давайте проведём совместную работу: берём области науки и стараемся отобразить вред и пользу каждой из них. Слайд 17.

    (Например:

    Атомная энергия (атомная электростанция, атомная бомба)

    Электричество (свет в домах, бытовые приборы – удар электрического тока, вред от гидроэлектростанций).

    и т.д.)

    Учащиеся приводят свои примеры пользы и вреда науки.

    Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача – что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Слайд 18.

    Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?

    Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим». Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал по этому девизу? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?

    О чём же предупреждал нас в романе А. Беляев?

    Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие пункты вы бы в него включили? (индивидуальное задание с последующей проверкой). Слайд 19. Можно это задание предложить на дом для тех, кто планирует посвятить свою жизнь служению медицине.

    III . Итог урока.

    Мы определили задачи, которые ставит перед собой научно-приключенческий роман и составили кодекс чести учёного.

    Предлагаю вернуться к учебным задачам и отрефлексировать, всё ли нам удалось выполнить?

    Я предлагаю вам, используя методику незаконченного предложения, высказать свою точку зрения по изученному произведению. Слайд 20.

    I V. Домашнее задание.

    Напишите эссе на одну из предложенных тем:

    1. Может ли наука служить злу?

    2. Каким должен быть настоящий учёный?

    3. Предупреждение Александра Беляева.

    4. О чём заставил меня задуматься роман А. Беляева?.