Мишель Кнудсен "Мэрилин и её чудище". Мишель Кнудсен «Мэрилин и ее чудище Циск, С. «Волшебные цветы. Мой гербарий»

Вам знакомо чувство, когда приходишь в красивое кафе и покупаешь невероятной красоты пирожное, а потом, сидя за столиком, наслаждаешься моментом, откусывая маааленькие кусочки, и думая: "Как классно! Вот бы этот момент длился подольше!" ?
Но кушать вкусные и красивые пироженки бесконечно, увы, нельзя.
А вот читать невероятно красивые и добрые книги, которые вызывают те же самые эмоции, ура, можно!

Для нас с Маленьким Принцем такой "пироженкой", в последнее время, стала книга "Мэрилин и её чудище". Мы как-то дружно влюбились в неё с первого взгляда, и эта любовь нас теперь не отпускает. В данный момент мы читаем Мэрилин так часто, что, мне кажется, в книге скоро появится дыра.

Эта книга, во-первых, просто невероятно красивая! А всё благодаря нежным и милым иллюстрациям Мэтта Фелана. Его чудовища такие тонкие и воздушные, что куда больше напоминают пироженки "макарон" и сахарную вату, чем страшных чудищ. При этом, ему отлично удаётся передать эмоции героев, и, благодаря этому, книга получилась очень живой.

Во-вторых, сама история, рассказанная Мишель Кнудсен, тоже отличная. Каждому ребёнку нужен друг, не правда ли? В мире Мэрилин самыми близкими друзьями становятся чудища. Чудища сами находят тех, кому они предназначены. Ведь всем детям нужны разные чудища: кому-то большие и плюшевые, на которых здорово лежать и читать книги, кому-то тонкие и подвижные: с такими здорово играть во что угодно, кому-то... В общем, к каждому приходит именно то самое чудище, которое ему необходимо.

А вот у Мэрилин чудища нет. Она всё ждёт его и ждёт, но чудище никак не появляется. И тогда она решает нарушить все мыслимые правила, и отправляется на поиски чудища сама. И как вовремя! Ведь, оказывается, чудищу Мэрилин просто необходима её помощь!

Книга прекрасно написана. Язык в ней лёгкий и увлекательный, а главная героиня покоряет с первых страниц, вначале своей выдержкой: оставаясь без монстра, она не капризничает и не устраивает истерик с криками "хочу", а потом - своей смелостью и решительностью. Не так-то просто нарушить по-настоящему важные правила, когда уже научился осознавать их серьёзность! И всё же, иногда не стоит сидеть сложа руки! Кто знает, быть может, жизнь круто изменится, если встать и просто выйти из дома?

Знаете, книга, конечно, детская, но мне кажется, что и взрослым будет не лишним открыть книгу про Мэрилин, и почувствовать: "Счастье совсем рядом! Всё в твоих руках! Главное, - не бояться!"

Это наш апрельский ХИТ! У дочери любовь с первого взгляда, вечера три подряд мы читали только про Мэрилин и её чудище, и еще многих других чудищ))) А потом мы еще долго придумывали жуку чудище, фантазировали, что она будет с ним делать и как она будет с ним жить.

В памяти у меня засела фраза о том, что со своими страхами нужно бороться, нужно их побеждать, наверное, так меня учили в детстве. Но со своим ребенком у меня совершенно иная точка зрения, и другой подход в работе со страхами: мы учимся с ними сосуществовать в комфортной обстановке, управлять ими и иногда даже играть с ними. Я давно заметила, что некоторые родители доходят до исступления, ограждая своих детей от страшных и мрачных историй, картинок, а также жизненных ситуаций, которые могут, по мнению взрослого, испугать ребенка. Тем самым проецируют свои установки на реакцию, переносят свои страхи в жизнь своего ребенка. А у ребенка ведь совсем иначе строится восприятие, и реакция на ту или иную ситуацию непредсказуема даже родителями. Но не буду долго на эту тему говорить, так как все-таки это очень индивидуально, и я не в коем случае не осуждаю отличную от моей позицию. Просто мы пытаемся иначе работать со страхами. И подобные книги очень хорошо помогают в этом.

Очень хорошо и толково об этой книге и о страхах рассказала Марина Аромштам . Я с каждым словом согласна.

Ну а теперь о самой книге: какие чудесные чудища изображены в ней, загляденье! Они совершенно не страшные и не отпугивающие. Конечно, в года 2 или даже 3, я думаю история и иллюстрации не будут поняты ребенком, и могут все-таки в какой-то мере испугать, но ближе к 5-6, я уверена, книга станет одной из любимых. Смысл в том, что у каждого ребенка есть свое чудище, с которым он играет, спит, учится и ходит в школу, кушает, катается на велосипеде... Это личный друг, только твой, и у всех он разный. Я восприняла каждое чудище из этой книги как визуальное отражение души ребенка, человека, и даже задумалась о том, как же выглядит мое чудище?))) Вот в детстве точно у меня оно было, я с ним разговаривала, собирала для мамы букеты, наполняла кармашки цветными камешками, засыпала... Оно точно было всегда было со мной, и я доверяла ему свои тайны. А вот к Мэрилин никак не приходит ее чудище, от чего ей тоскливо и одиноко, и я ее понимаю)))

И вот не дождавшись своего друга Мэрилин отправляется на его поиски самостоятельно. Мне очень нравится, как родители Мэрилин серьезно относятся к существованию того самого чудища. Конечно, этот образ "европейских" всепонимающих родителей несколько далек от "наших" реалий конкретно в данном контексте, и мы часто скептически относимся к пришлой литературе, которая невесть чем забивает голову нашим деткам, но в данном случае я сильно разделяю их позицию, и мне они нравятся)))


Вообще у меня даже сомнений не возникло по поводу покупки этой книги, так как первое знакомство с Мишель Кнудсен было просто восхитительным, и вы наверняка догадываетесь почему? Правильно, Лев в библиотеке. На мой взгляд, никого не оставит равнодушным.

Но вернемся к книге про Мэрилин. Интересно наблюдать, как ребята, друзья Мэрилин, находят своих чудищ.

Ключевой момент: страшно не рядом с чудищем, страшно жить без него!)))

И вот, когда Мэрилин перестала ждать, перестала оглядываться на других, она поняла, что необходимо самой искать своего друга, самостоятельно. И она отправилась на поиски.

И, о чудо, конечно, же Мэрилин находит свое чудище! Ведь ищущий всегда находит;)

Меня очаровала эта чудесная девочка, а еще больше её удивительное чудище)))

Хороший посыл книги, хотя и доносится до ребенка с помощью таких необычных существ: ищите СВОЁ!

Динозавры, драконы, роботы-трансформеры, «просто монстры» всевозможного вида и различного происхождения - неотъемлемая часть современной детской субкультуры. И то, что они страшны, и то, что сюжеты, связанные с монстрами, рассказывают не столько об их «одолении», сколько об их приручении, укрощении, - важнейшие знаки современности.

Ведь что такое монстры, во множестве населившие детскую литературу? Это своего рода легализация той части детской жизни, о которой взрослые долго не хотели ничего знать. Это симптом трансформации образа детства, с которым мы жили еще пару десятилетий назад, разделяя заблуждения просветителей 18 века о ребенке как чистом листе бумаги. Замечу, что лист бумаги не просто «чистый». Лист бумаги еще и плоский. Другой расхожей метафорой ребенка был воск: мол, лепим, что хотим. За такой благостностью тоже стоит откровенное желание манипулировать. Воск ли ребенок? И насколько безоглядно можно лепить из него «все что захочется»?

Но если ребенок не воск и не чистый лист, если это существо «объемное» и обладающее «сопротивлением материала», тогда нужно набраться смелости иметь дело с монстрами детского мира.

Последовательно этот «мотив» разрабатывается только в переводных книжках. И, кажется, в вариациях нет недостатка. Есть книги о том, как дети приручают монстров, олицетворяющих их страхи. Есть книги, которые учат смеяться над чудовищами, то есть страхами. Есть книги, в которых монстры живут «человеческой» жизнью, и это открывает перед читателем возможность с ними «договориться».

Но авторы книги о девочке Мэрилин опрокидывают все возможные ожидания. Тут чудища выполняют какую-то совершенно другую роль. Оказывается, у каждого ребенка есть свое чудище. Точнее, должно быть. Чудище - нечто среднее между домашним любимцем, волшебным защитником и партнером по играм. Все индивидуальные чудища совершенно разные и словно отсылают к известному психологическому тесту «нарисуй несуществующее животное», по которому можно многое понять об авторе рисунка. Каждое чудище - это как бы неотъемлемая часть самого ребенка, его второе «я», вынесенное наружу, уверенно занимающее место в пространстве и даже обладающее волшебными качествами неуязвимости (по крайней мере, многие чудища довольно «объемны» и наделены хорошо опознаваемыми защитными средствами вроде клыков и когтей).

Чудище надо «обрести» - и после этого оно уже никуда не может деться. Обретение, как правило, непредсказуемо и всегда случается неожиданно: к Тимми чудище явилось на контрольной по истории, Фрэнклин встретил свое в библиотеке, Ребекка - когда каталась на велосипеде, а Ленни - когда убегал от хулиганов. На первый взгляд, чудища появляются в самых разных ситуациях, но, видимо, эти ситуации связаны с погружением в себя или самомобилизацией. Это что-то вроде внутреннего откровения: открываешь утром глаза - «и вот оно, твое чудище, прямо у тебя перед носом».

Но с героиней книги Мэрилин ничего такого не происходит, и она по-настоящему страдает из-за отсутствия собственного чудища. У нее почему-то не получается придать своей индивидуальности выраженную форму. То она старается быть очень хорошей девочкой, то очень плохой. Но это все «внешняя атрибутика». И эти внешние усилия ни к чему не приводят. В ее случае попытки делать «как все» не приводят к успеху. И, видимо, нужно делать НЕ как все, а так, как чувствуешь, как считаешь нужным. Для этого требуется решимость и воля. Только такая стратегия позволяет Мэрилин достичь желаемого результата - обрести свое чудище. В случае Мэрилин не чудище находит ее, а она сама находит свое чудище. И пусть ее вредный брат брюзжит, что «так не делается». Мэрилин теперь знает, «что бывает и по-другому».

Нет никаких жестких рецептов, которые позволяют прийти к самому себе, открыть в себе нечто важное. Каждый раз человек (ребенок) ищет свой собственный путь.

Конечно, этот метафорический слой в его рациональном выражении ускользает не только от ребенка четырех лет, но и, скорее всего, от ребенка семи лет. Для маленького читателя это что-то вроде «бытовой истории», в которой наравне с детьми действуют интересно нарисованные чудища. И это чуть ли не правда: вон как, оказывается, может быть интересно в жизни!

То есть, именно это и правда: вон как, оказывается, все интересно устроено!

Марина Аромштам

________________________________

Мишель Кнудсен «Мэрилин и ее чудище»

Чего только не боятся дети: темноты, людей в белых халатах, монстров и публичных выступлений. Помочь им разобраться в своих чувствах могут не только разговоры со взрослыми, но и истории про малышей и подростков, которые борются со своими страхами. The Village рассказывает о книгах, которые научат ребенка справляться с разными волнительными ситуациями.

Хелена Хараштова, Якуб Ценкл. «Я не боюсь темноты!»

«Манн, Иванов и Фербер», 2017

У кого в детстве такого не было: поздно вечером, лежа в кровати, всматриваешься в какой-то привычный предмет, и воображение рисует разных уродливых чудовищ? Или просто страшно зайти в темную комнату - что ждет внутри? Возможно, новинка «МИФа» позволит ребенку сделать смелый шаг в комнату без света или понять, что рядом с кроватью не может быть чудища - там всего лишь привычное трюмо. Эта книга с выдвижными элементами: сначала ребенок видит картинку в темноте, а потом - раз! - тянет закладку, и на двух ночных монстров проливается свет - это оказываются мама и папа!

Возраст: с двух-трех лет

Про что: страх темноты

Норберт Ланда, Тим Уорнс. «Охота на монстра»

«Мелик-Пашаев», 2014

Однажды утром гусыня услышала под кроватью странный звук «пш-пш». Она взволнованно рассказала об этом поросенку, и тот побежал за подмогой: он встретил медведя, волка и сову, и они из уст в уста передавали, что произошло с гусыней. К моменту, когда звери пришли к ней на помощь, они были уверены, что под кроватью сидит монстр, который издает невообразимые звуки. Лесные обитатели, конечно, раздули из мухи слона - там оказался всего лишь маленький… Впрочем, разгадать эту загадку лучше самим.

Возраст: с двух лет

Про что: страх неизвестного

Корнелия Спилман, Кэти Паркинсон. «Когда я тревожусь»

«Питер», 2017

Это не книга с сюжетом, а картинки-сценки, которые помогут малышу немного понять свои эмоции. На иллюстрациях он сможет узнать типичные ситуации, при которых проявляется волнение (приемная врача, незнакомое место, ссора), и то, как близкие могут рассеять страх: выслушать, обнять, взять на руки. «Когда я тревожусь» предназначена для совместного чтения, чтобы помочь ребенку осознать, что его волнует и как с этим справиться.

Возраст: с двух лет

Про что: ситуации, которые вызывают волнение

Мишель Кнудсен, Мэтт Фелан. «Мэрилин и ее чудище»

«Поляндрия», 2016

Эта книга способна лишить слово «чудище» хоть сколько-нибудь негативного контекста, потому что они здесь - милые друзья детей, которые возникают, когда ребенок попадает в сложную ситуацию. У Ленни, например, огромное чудище появилось, когда на него напали хулиганы, а у Ребекки - когда она каталась на велосипеде. Вот только к Мэрилин чудище никак не приходит! И в один прекрасный день, решив не оставлять столь важные вещи на волю судьбы, девочка собралась и пошла сама искать своего доброго монстра.

Возраст: с пяти лет

Про что: страшных чудовищ

Ульф Нильсон, Эва Эриксон. «Одни на всем белом свете»

«Самокат», 2016

Главный герой книги научился в садике определять время: девять часов, десять, час, два. В три его не забрал папа, и ребенку пришлось самому пойти домой. Но там никого не оказалось, и мальчику пришло в голову страшное: родители попали под грузовик. Его захлестнула волна отчаяния, как вдруг он вспомнил о младшем брате - ведь теперь он обязан опекать его. Мальчик незаметно забрал малыша из сада, и они начали строить во дворе домик, в котором будут жить. Глава семьи до последнего старался не разрыдаться, но все же не сдержался. Благо в этот момент домой прибежали испуганные родители (дети-то исчезли из детского сада), и всем вдруг стало ясно, что время их старший сын определяет не очень хорошо. У Нильсона и Эриксон есть еще одна книга про страх с теми же героями: в ней старший ребенок до ужаса боится выступать на сцене (но и здесь все заканчивается благополучно).

Возраст: с шести лет

Про что: страх потери

Арне Свинген. «Баллада о сломанном носе»

«Белая ворона», 2017

Семья 13-летнего Барта из тех, которые обычно называют проблемными: квартира в социальном жилье, в подъезде живут наркоманы, счета не оплачены, мама выпивает. Мать с мальчиком очень хотят вырваться из всего этого, но получается с трудом. Барт занимается боксом, но любовь всей его жизни - пение. Правда, это не только любовь, но и огромный страх: он очень боится выступать публично. Однако однажды о его таланте узнает одноклассница Ада и рассказывает об этом учителю: теперь Барту не отвертеться - придется выступить на школьном концерте. И это обстоятельство многое меняет в его жизни.

Возраст: с 12–13 лет

Про что: страх публичных выступлений

Гюс Кёйер. «Книга всех вещей»

«Самокат», 2014

Когда девятилетнего Томаса спрашивают, кем он хочет стать, он отвечает: «Счастливым человеком». Сейчас он вряд ли может назвать себя таким: его верующий отец, разозлившись, бьет мать, да и самого мальчика. Томасу жалко маму, и если поначалу он боится перечить отцу, то постепенно находит в себе мужество на осуждение поступков родителя. В этом ему помогают сестра и пожилая соседка, которая говорит мальчику заветную фразу: «А знаешь, когда начинается счастье? Когда перестаешь бояться». Не стоит воспринимать «Книгу всех вещей» как произведение о насилии - напротив, это светлый, отлично написанный текст о храбрости Томаса и его сестры и о справедливости, которая в подобных случаях просто обязана восторжествовать.