Истинность высказывания со словами и или. Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Построение проекта выхода из затруднения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Создать условия для формирования умения определять истинность или ложность высказываний, в том числе, со словами «неверно, что».
Задачи урока
- Способствовать формированию умения определять истинность высказываний с последующим обоснованием на примерах.Способствовать формированию умения образовывать высказывания со словами «неверно, что».Продолжить формирование умения определять истинность высказывания со словами «неверно, что».Закреплять умение выполнять умножение однозначных и двузначных чисел.Закреплять умение использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.Продолжить формировать навыки логических рассуждений.Развивать математическую речь учащихся.
Виды деятельности
-
Определение истинности или ложности высказываний.
Выбор из данных высказываний истинного или ложного высказывания.
Преобразование данного высказывания в высказывание со словами «неверно, что».
Определение истинности высказывания со словами «неверно, что».
Выполнение умножения однозначных и двузначных чисел.
Ключевые понятия
-
Высказывание, истинное высказывание, ложное высказывание, высказывание со словами «неверно, что».
№ | Название этапа | Методический комментарий | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Прочитать равенства, выполнить вычисления. Отметить верные равенства. Назвать значения произведений, которые записаны неверно. | |||||
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Прочитать высказывания. Выполнить вычисления и определить истинность высказываний. Соединить истинные и ложные высказывания с соответствующими словами. | |||||
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Определить истинность данных высказываний. Около истинных высказываний поставить букву «И», около ложных - букву «Л». | |||||
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Рассмотреть фигуры на рисунке. Прочитать высказывания. Дополнить высказывания так, чтобы они стали истинными, - вставить номера фигур. | |||||
5 | 5. Обобщение и систематизация | Прочитать высказывания и определить, истинны они или ложны. Отметить ложные высказывания. | |||||
6 | 6. Итог урока |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9) .
Рисунок 9
– Все ли вам понятно?
3. Постановка учебной задачи
– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).
– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).
– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).
– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).
– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Работа с подсказками на стр. 6.
– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).
– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).
– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).
– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10) .
Рисунок 10
– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).
5. Первичное закрепление во внешней речи
№ 8, стр. 6
– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).
– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).
– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).
Распределение слов в схеме.
– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).
– Заштрихуйте и т.д.
– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;
если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;
если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).
Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.
Проверка.
– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;
высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;
высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание и его инструктаж
№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.
8. Самостоятельная работа учащихся
КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
Тема урока: Истинность высказывания. Истинность высказывания со словами «И», «Или».
Вставка рисунка в Word.
Цель:
познакомить с понятием «истинность высказывания»;
учить определять истинность высказывания и выражать ее словами «да», «нет»;
учить определять истинность высказывания со словом «не»;
учить определять истинность сложных высказываний – с логическими связками «и» и «или».
Планируемые результаты
Предметные:
формировать навыки работы с прямой и косвенной информацией;
формировать навыки определения истинности сложных высказываний с логическими связками «не», «и», «или».
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения;
развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения.
Тип урока : комбинированный
Методы и формы обучения:
Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 2, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, Microsoft Word , мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.
Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.
Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.
Актуализация знаний
Фронтальная работа
Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о множествах:
Что такое множество? (множество – это группа объектов, объединенных по какому-либо общему признаку )
Как называют объекты внутри множества? (Элементами множества ).
Сколько элементов может быть во множестве?Сколько элементов внутри множеств: «Носов у человека» (один ), «Ушей у человека» (два ), «Глаз у человека» (два ), «Пальцев на руке человека» (пять ), «Хвостов у человека» (ноль )
А сколько элементов внутри множества «Звёзд на небе» (бесконечное множество ). (от нуля до бесконечности). Хорошо.
Что такое вложение множества? (Это когда одно множество является частью другого). Как будет называться множество, которое мы вложили? (подмножество).
Что такое объединение множеств?
Что такое пересечение множеств?
Итак, молодцы, ребята, давайте проверим ваше домашнее задание, вам был задан №16 на стр 10
Откройте, свои тетради, я проверю и выставлю оценки.
Отвечают на вопросы учителя.
Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;
дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Мотивационный
(сообщение темы урока)
Сообщение темы урока. Определение цели урока.
(фронтальная работа)
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Ребята, посмотрите на экран, почему-то некоторые гласные слова исчезли и чтобы узнать тему урока, нам нужно поставить их на место.
В..сказ..ван..я. (Высказывания)
Да, правильно, тема сегодняшнего урока: «Высказывание. Истинность и отрицание высказывания».
Какие цели на урок мы поставим? (научиться определять истинность или ложность высказывания)
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цель урока.
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Составлять план и последовательность действий.
Владеть монологичной и диалогичной речью.
Постановка учебной задачи и ее решение
(изучение нового материала)
Индивидуальная и фронтальная беседы
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.
Ребята, вы знаете, что такое высказывание?
Высказывание – это повествовательное предложение, которое что-либо утверждает либо отрицает.
Давайте, проверим это. Посмотрим задание 18 на стр 11.
Кто прочтет задание? Что нам нужно сделать?
Как мы определим, какое высказывание истинное, а какое ложное? (истинное высказывание соответствует действительности, а ложное нет).
Давайте выполним это задание устно.
Молодцы, ребята, итак каким может быть высказывание? (высказывание может быть истинным или ложным).
Хорошо, молодцы, ребята, давайте посмотрим номер 19.
Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (определить истинность высказывания).
Хорошо, сейчас мы проверим истинность этих высказываний для первой рубашки. (рубашка белая-нет. У рубашки больше пяти пуговиц-нет. У рубашки меньше пяти пуговиц-нет. Есть карманы-да. Все пуговицы застегнуты-да).
Остальное выполняем самостоятельно. Давайте проверим. (проверяем устно).
Хорошо, молодцы.
Посмотрите на экран, вам нужно для картинки выбрать истинное высказывание.
дверь закрыта - дверь не закрыта (дверь открыта);
роза красная- роза не красная (желтая).
Ребята, что вы заметили? Почему высказывания с частицей «не», оказались истинными? (они меняют смысл высказывания). Давайте проверим это, выполнив задание 21.
Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
Хорошо, кто пойдет к доске?
Молодцы, ребята. Когда высказывание со словом «не» или «нет» истинно? (оно истинно тогда, когда оно ложно без не).
Молодцы, правильно. Высказывание со словом «не» или «нет» -это «высказывание- наоборот»: оно истинно тогда, когда ложно высказывание без слова «не».
Ребята, посмотрите задание 23. Назовите выделенные слова (не, и, или).
В начале урока, мы вспоминали пересечение и объединение множеств, что значит слово «и»? а что слово «или» ? (множества есть слово «И» ,
то каждый его элемент должен находиться на ПЕРЕСЕЧЕНИИ двух множеств, если есть слово или то элемент может находится в любом месте).
верно, так и с высказываниями, если в высказывании есть слово «и», то оно будет истинно только тогда, когда истинны обе его половинки, посмотрите в задании высказывание «нарисована кошка и собака», на каком из рисунков нарисована и кошка и собака? (на 3), значит, это высказывание будет верно лишь для 3 картинки.
А если в высказывании есть слово «или», значит оно будет верно тогда, когда хотя бы одна из половинок истинна, посмотрите на след.высказывание, для каких картинок оно будет верным? (1,3,4) почему? (потому что на этих картинках нарисован один из животных, кошка или собака).
Правильно, кто заполнит таблицу у доски? Хорошо, остальные самостоятельно.
Молодцы, ребята!
Сейчас выполняйте задание 25 самостоятельно.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение.
Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.
Уметь ориентироваться в учебнике;
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.
Самостоятельно организовать свое рабочее место;
Уметь следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Участвовать в диалоге;
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.
Физкультминутка
Физкультминутка в игровой форме
Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их
за учителем.
Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Решение частных задач
(первичное осмысление и закрепление)
Сейчас мы поработаем в текстовом редакторе Word . Мы с вами будем учиться вставлять картинки в текст. Для этого нам нужно:
В верхней панели инструментов заходим в функцию «Вставка».
Выбираем кнопку- «Клип»
Выполняют дидактические упражнения.
Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.
Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных знаний
(фронтальная работа)
Давайте подведем итоги.
-С чем мы сегодня познакомились на уроке?
-Что мы научились делать?
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Оценивают свою работу
Понимать значение знаний для человека и принимать его;
Структурировать знания;
Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;
Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.
Домашнее задание
(фронтальная работа)
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
Слушают учителя.
Записывают домашнее задние