Эзоп ворон и лисица чему учит. Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица" и басня Эзопа "Ворон и лисица". Повторение изученного ранее материала

1. Как вы поняли мораль басни?

Басня Эзопа убеждает нас в том, какую силу имеет лесть и как она опасна.

2. В чем выразилась неразумность Ворона?

Неразумность Ворона выразилась в том, что он поддался лести хитрой Лисы и по­этому потерял свою добычу.

3. Чем подействовала на него Лиса?

Лиса стала расхваливать Ворона, исполь­зовав лесть. Она понимала, что Ворон захо­чет похвастаться и при этом откроет клюв и уронит добычу.

4. Как вы понимаете слово лесть? Докажите, что оно уместно при оценке того, что говорила Лиса.

Это притворное одобрение, по­хвала с корыстной целью. Лиса, конечно, с корыстной целью восхваляла достоинст­ва Ворона. Напомним: она говорила, что он и велик, и красив, и мог бы стать царем над птицами, если бы у него был голос. Определить, что эти речи были льстивы­ми, умели и наши далекие предки. Ведь Эзоп создал свои басни еще в VI-V веках до нашей эры. Не нужно долго размыш­лять, чтобы решить, что говорить о вели­чии и красоте Ворона можно только с целью ему польстить: Лиса называла те качества, которых у Ворона не было.

Глоссарий:

  • мораль басни эзопа ворон и лисица
  • мораль басни Ворон и Лисица Эзоп
  • эзоп ворона и лисица мораль
  • мораль басни ворона и лисица эзоп
  • эзоп ворон и лисица мораль

Другие работы по этой теме:

  1. 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни...
  2. В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В....
  3. Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообрази­тельней, чем Ворон в басне Эзопа. Он...
  4. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в...
  5. Кто такой был Эзоп? Какие человеческие пороки осмеивает в своих баснях Эзоп? Лень, зависть, жадность, отсутствие желания думать, хитрость, глупость, лесть. В чем мудрость басен...
  6. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог...
  7. 1. Прочтите, что подумала Лиса, а затем - что сказала Вороне. В чем вы видите отличие? В этой басне автор сначала рассказал о плане, который...
  8. Лис (в рус. вар. Лисица, Лиса) – персонаж многих басен Лафонтена, образ, заимствованный из басен Эзопа и животного эпоса. Это осторожное, хитрое, льстивое существо, которое...

Прозвенел …

Мы …

Будем…

И…

Работаем …

Слушаем …

Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома.

Какой жанр произведения?

Что такое басня?

Выражена ли в этой басне мораль?

Назовите мораль басни.

Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова.

Что вы знаете об этом писателе?

А кто изображён рядом?

Что вы можете о нём рассказать?

Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.

Крылов и Эзоп написали много басен.

Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня?

1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр, карр, карр.

2)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт.

К какому жанру относятся эти произведения?

Кто же герои басни?

Предположите, что с ними может произойти в басне?

Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше.

(На доске:

Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Назовите тему и цели урока.

Составим алгоритм действий при сравнении.

По каким критериям вы будете сравнивать басни?

На слайде запись:

Эзоп

Крылов

Жанр

Форма написания

Герои

Сюжет

Композиция

Язык

Прочитайте басню Эзопа.

Понравилась басня?

На произведение какого жанра похожа эта басня?

Чем отличается?

Что такое мораль?

Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

Что вы можете сказать о языке басни?

Назовите героев басни.

Каким в басне показан ворон?

Лисица?

Назовите сюжет басни.

Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

Назовите композиционные части басни.

Где в басне спрятана мораль?

Чему учит нас эта басня?

Какой человеческий недостаток высмеивается?

Заполните 1-ую колонку таблицы.

Проверим, что у вас получилось.

Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.

Послушайте басню И.А.Крылова.

(Учитель читает басню).

Понравилась ли вам басня? Чем?

В какой форме написана басня?

Что вы можете сказать о сюжете басни?

Как называется такой сюжет?

Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет?

Прочитайте басню про себя и найдите

слова, значение которых вам непонятно.

Как вы понимаете значение этих слов?

Где можно узнать лексическое значение слова?

Поработайте в парах, найдите значение слов:

  • «гнусна» - отвратительна;
  • «пленил» – очаровал;
  • «вещунья» -приносящая вести;
  • «взгромоздясь» - взобралась с трудом

Назовите главных героев басни.

Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста.

Какой представлена в басне Лисица?

Выделите композиционные части басни.

Прочитайте мораль басни.

Как вы понимаете значение слова лесть?

В каких словах Лисицы слышится похвала?

Всегда ли похвала бывает приятной?

Почему Лисица хвалит Ворону?

В чём заключается смысл морали?

Что вы можете сказать об языке басни?

Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5.

Проверим.

Заполните в группах 2-ую колонку таблицы.

Проверим, что получилось.

Какие критерии вызвали затруднения?

Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

В чём сходство басен?

Чем отличаются басни?

В какой басне легче представить поведение героев?

И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

Удалось ли художникам передать характеры героев?

Какой представлена Ворона? Лисица?

Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.

Выполним тест.

Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

  • - Всякий трус о храбрости говорит.

За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

Проверьте, что у вас получилось.

Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

Выполнение какого задания вызвало затруднение?

Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню.

Еще в 6-5 вв до нашей эры баснописец Эзоп написал свою басню Ворон и Лисица. Это одна из его работ, что раскрывает человеческие пороки.

Эзоп Ворон и лисица

Для того, чтобы ответить на вопрос: какова мораль работы Эзопа, следует вернуться к тексту произведения Ворон и Лисица. И здесь мы видим Ворона, который отыскал мясо. Он сел на дерево, дабы полакомиться своей добычей. Но, тут как тут, Лиса. Она прекрасно понимает, не отдаст ей мясо птица за просто так. И она начинает расхваливать Ворона. Лиса говорит, что он мог бы быть царем среди птиц и делает акцент на его прекрасном голосе. Льстивые речи Лисы привели к тому, что Ворону захотелось похвалиться перед рыжей красавицей и показать, какой у него замечательный, как утверждает Лиса, голос. И здесь птица начинает петь. Но мы ведь понимаем, каким может быть пение ворона. Уж вороны никогда соловьями не были. Закаркала птица и выпустила мясо, которое Лиса быстро унесла.

Мораль басни Эзопа Ворона и лисица

И вот здесь Эзоп в своей басне выносит следующую мораль: лесть, как притворная похвала, целью которой является лишь корысть, очень опасна. Она имеет большую силу, которая, как в случае описанного сюжета, привела к потере наживы. Поэтому не стоит развешивать уши и вестись на лесть, в противном случае, вы как и Ворон, останетесь ни с чем.

Послушать текст басни Эзопа Ворона и лисица вы можете посмотрев видеоролик ниже

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

Перевод Гаспарова М.

Мораль басни

Нельзя поддаваться на лесть. Она ложна. И с плохими намерениями люди льстят

Герои басни Эзопа

  • Ворон
  • Лисица

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Лягушки, просящие царя

    Текст и анализ басни Лягушки, просящие царя

  • Басня Эзопа Рыбак и Рыбы

    Текст и анализ басни Рыбак и Рыбы

  • Басня Эзопа Путники

    Текст и анализ басни Путники

  • Басня Крылова Стрекоза и муравей

    Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Басня - это повествование небольшого размера, написанное чаще всего в сатирическом стиле и несущее определенную смысловую нагрузку. В современном мире, когда пороки зачастую восхваляются, а добродетели, наоборот, не в чести, такой вид творчества приобретает особую актуальность и является наиболее ценным. Иван Андреевич Крылов - один из выдающихся авторов, работающих в данном жанре.

Басня «Ворона и Лисица»

Крылова всегда выгодно отличало от других баснописцев то, что он умеет буквально в этих же 20-50 строчках раскрыть по-настоящему драматический сюжет. Герои его произведений представляются читателю живыми, их характеры запоминаются надолго.

Басня «Ворона и Лисица» Крылова была впервые напечатана в литературном журнале «Драматический вестник» в 1908 году. Однако сюжет, взятый за ее основу, известен с давних времен. Глупая ворона и льстивая лисица то и дело появляются в литературе у различных народов. Во всех подобных произведениях прослеживается одна и та же мораль, показывающая всю низость лести и недалекий ум человека, который ее ценит. Басня «Ворона и Лисица» Крылова выгодно отличается как раз тем, что в ней порицается не сам льстец, а тот, кто верит его словам. Именно поэтому Ворона лишается всего, тогда как Лисица заработала свой «кусочек сыра».

Басни Эзопа и Лессинга

Как уже отмечалось выше, поучительную историю про чернокрылую птицу и рыжехвостую плутовку новой не назовешь. До Крылова ее использовало множество авторов, но самыми известными из них являются двое - это Эзоп и Лессинг.

Эзоп, живший в VI-V веке до нашей эры, считал, что его басня «Ворон и Лисица» применима к «человеку неразумному». Даже его лиса, в отличие от крыловской, не сразу убегает, а сначала насмехается над потерявшей пищу птицей. Еще одно несущественное отличие двух произведений заключается в гастрономических пристрастиях вороны. Слова басни «Ворона и Лисица» Крылова: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру». У Эзопа же Ворону бог сыра не посылал, а птица сама украла у кого-то кусок мяса.

Лессинг, являющийся современником Крылова, пошел немного дальше Эзопа и отравил украденное птицей мясо. Таким образом, он хотел наказать лисицу, которая в итоге умирает страшной смертью, за ее подхалимство и лесть.

Национальная самобытность И. А. Крылова

Многие исследователи творчества Крылова, проведя анализ басни «Ворона и Лисица», отмечают то, как удачно ему удалось отразить характеры, типичные для описываемой эпохи. Эта черта, несмотря на всю их сказочность, характерна и для других его произведений. По этой причине Ивана Андреевича называют отцом русского реализма.

Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников.

Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.

Заключение

Богатое наследство, которое оставил Иван Андреевич Крылов, будет всегда оставаться национальным достоянием духовной России. Его басни по праву входят в золотой литературный фонд нашей страны и изучаются в школьной программе. Пока есть такие произведения, есть и надежда на то, что люди смогут избавиться от пороков и возвыситься над материальной составляющей жизни.

5 класс

Урок № 11.

Тема. Эзоп. «Ворон и Лисица».

Цель :

  • дать учащимся понятие о басне как литературном жанре; познакомить ребят с легендами об Эзопе, выявить значение морали басни «Ворон и лисица»; показать роль басен Эзопа в жизни общества;
  • формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Басня - один из малых эпических жанров.

Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

Аллегория (греч.) - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Мораль (лат.) - логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

3. Отличительные особенности басни.

Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка.

4. Особенности басни.

Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет).

Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек).

Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!)

Частицы устного обихода (ей-же-ей).

Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала).

Диалог - с краткими, динамичными репликами.

Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…).

5. Этапы развития басни.

Первый этап. - Эзоп (древнегреческий баснописец) - 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота.

Федр (древнеримский баснописец) - 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.

Второй этап (XVII в.). - Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Третий этап (XVIII-XIX вв.). - И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные - оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).

Кантемир А.Д.

Тредиаковский В.К.

Сумароков А.П.

Хемницер И.И.

Дмитриев И.И.

также писали басни

Грибоедов А.С.

Жуковский В.А.

Гоголь Н.В.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Островский А.Н.

Толстой А.К.

Толстой Л.Н.

продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Четвёртый этап (XX в.) - С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика.

6. Беседа по вопросам к статье учебника «Эзоп» (статья прочитана дома).

К какому времени относится первое упоминание об Эзопе?

Что известно об Эзопе?

Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

7.Сообщение учащегося об Эзопе.

Эзоп - полулегендарный древнегреческий баснописец, по преданию, раб, горбатый и уродливый. «Язык Эзопа» - язык басен витиеватой формы и с переносным смыслом, аллегорией. Его темы «вороны и лисицы», «волка и ягненка» и др. - находили своих трактовщиков среди баснописцев последующих поколений: Федр, Лафонтен, Крылов и др. Эзоп - мудрец из народа, по преданию, был сброшен со скалы жрецами, которые видели в нем соперника, влиявшего на настроения народа.

Об Эзопе рассказывают немало историй, похожих на притчи либо анекдоты.

К примеру, когда баснописца однажды на улице встретил градоправитель, спросивший, куда тот держит путь. Эзоп ответил:

Правитель возмутился, позвал стражу и велел отвести Эзопа в тюрьму.

А что я тебе говорил? - воскликнул Эзоп, - мог ли я знать, идя по улице, что попаду в тюрьму?

Правитель, удивленный остроумием раба, отпустил его на свободу.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием «Эзоповы басни». Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из самых популярных произведений в античном мире.

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал потомкам азы мудрости. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на свое внешнее уродство, Эзоп сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.

8. Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Два горшка».

Два горшка.

Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный.

Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

III. Закрепление изученного.

Беседа и лексическая работа.

Как вы поняли высказывание М.Л.Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа - «орудие защиты угнетённого народа от знати»? Ответьте, имея в виду содержание басни «Два горшка».

Почему Лисице из басни «Ворон и Лисица» удалось обмануть Ворона?

Что скрывается за образами героев басни Эзопа?

О каких пороках идёт речь в басне «Ворон и лисица»?

Объясните значение слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, коварство.

Тщеславие - пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.

Легковерный - слишком доверчивый, легко верящий всему.

Легкомыслие - необдуманность, несерьезность, опрометчивость в словах и поступках.

Коварство - черта характера, свойство человека, состоящие в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью.

Найдите строчки, в которых нашла отражение мораль басни «Ворон и Лисица».

На чьей стороне ваши симпатии?

IV. Подведение итогов урока.

Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа - мораль».

(Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели - сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.)

Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?

(Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни - ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых - а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.)

Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

(Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос-ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.)

V. Домашнее задание.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и лиса».

3. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и лиса».

4.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Сумарокове.

Прозвенел …

Работаем …

Слушаем …

Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома.

Какой жанр произведения?

Что такое басня?

Выражена ли в этой басне мораль?

Назовите мораль басни.

Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова.

Что вы знаете об этом писателе?

А кто изображён рядом?

Что вы можете о нём рассказать?

Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.

Крылов и Эзоп написали много басен.

Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня?

1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр, карр, карр.

2)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт.

К какому жанру относятся эти произведения?

Кто же герои басни?

Предположите, что с ними может произойти в басне?

Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше.

(На доске:

Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Назовите тему и цели урока.

Составим алгоритм действий при сравнении.

По каким критериям вы будете сравнивать басни?

На слайде запись:

Прочитайте басню Эзопа.

Понравилась басня?

На произведение какого жанра похожа эта басня?

Чем отличается?

Что такое мораль?

Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

Что вы можете сказать о языке басни?

Назовите героев басни.

Каким в басне показан ворон?

Назовите сюжет басни.

Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

Назовите композиционные части басни.

Где в басне спрятана мораль?

Чему учит нас эта басня?

Какой человеческий недостаток высмеивается?

Заполните 1-ую колонку таблицы.

Проверим, что у вас получилось.

Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.

Послушайте басню И.А.Крылова.

(Учитель читает басню).

Понравилась ли вам басня? Чем?

В какой форме написана басня?

Что вы можете сказать о сюжете басни?

Как называется такой сюжет?

Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет?

Прочитайте басню про себя и найдите

слова, значение которых вам непонятно.

Как вы понимаете значение этих слов?

Где можно узнать лексическое значение слова?

Поработайте в парах, найдите значение слов:

  • «гнусна» - отвратительна;
  • «пленил» – очаровал;
  • «вещунья» -приносящая вести;
  • «взгромоздясь» - взобралась с трудом

Назовите главных героев басни.

Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста.

Какой представлена в басне Лисица?

Выделите композиционные части басни.

Прочитайте мораль басни.

Как вы понимаете значение слова лесть?

В каких словах Лисицы слышится похвала?

Всегда ли похвала бывает приятной?

Почему Лисица хвалит Ворону?

В чём заключается смысл морали?

Что вы можете сказать об языке басни?

Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5.

Проверим.

Заполните в группах 2-ую колонку таблицы.

Проверим, что получилось.

Какие критерии вызвали затруднения?

Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

В чём сходство басен?

Чем отличаются басни?

В какой басне легче представить поведение героев?

И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

Удалось ли художникам передать характеры героев?

Какой представлена Ворона? Лисица?

Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.

Выполним тест.

Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

  • - Всякий трус о храбрости говорит.

За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

Проверьте, что у вас получилось.

Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

Выполнение какого задания вызвало затруднение?

Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

1. Как вы поняли мораль басни?

Басня Эзопа убеждает нас в том, какую силу имеет лесть и как она опасна.

2. В чем выразилась неразумность Ворона?

Неразумность Ворона выразилась в том, что он поддался лести хитрой Лисы и по­этому потерял свою добычу.

3. Чем подействовала на него Лиса?

Лиса стала расхваливать Ворона, исполь­зовав лесть. Она понимала, что Ворон захо­чет похвастаться и при этом откроет клюв и уронит добычу.

4. Как вы понимаете слово лесть? Докажите, что оно уместно при оценке того, что говорила Лиса.

Лесть - это притворное одобрение, по­хвала с корыстной целью. Лиса, конечно, с корыстной целью восхваляла достоинст­ва Ворона. Напомним: она говорила, что он и велик, и красив, и мог бы стать царем над птицами, если бы у него был голос. Определить, что эти речи были льстивы­ми, умели и наши далекие предки. Ведь Эзоп создал свои басни еще в VI-V веках до нашей эры. Не нужно долго размыш­лять, чтобы решить, что говорить о вели­чии и красоте Ворона можно только с целью ему польстить: Лиса называла те качества, которых у Ворона не было.

Глоссарий:

  • мораль басни эзопа ворон и лисица
  • мораль басни Ворон и Лисица Эзоп
  • эзоп ворона и лисица мораль
  • мораль басни ворона и лисица эзоп
  • эзоп ворон и лисица мораль

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни...
  2. В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В....
  3. Ж. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообрази­тельней, чем Ворон в басне Эзопа. Он...
  4. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в...